ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1415/20 от 21.10.2020 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1415/2020

УИД 86RS0005-01-2020-002619-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Радченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» к Северо-Уральскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании предписания и акта проверки не законными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском к административному ответчику - Северо-Уральскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании предписания и акта проверки не законными, мотивировав тем, что 14.04.2020 года в ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" поступили предписание Северо-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 9-ООПТ/16 от 26 марта 2020 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований, акт внеплановой и документарной выездной проверки № 67 от 26 марта 2020 года.

Предписанием № 9-ООПТ/16 от 26 марта 2020 г., со сроком исполнения до 16 ноября 2020 года, на основании ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ, п. 30 Приказа Рослесхоза от 3 21 2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядке его разработки» указано о нарушении: Использование лесов осуществляется в отсутствии Проекта освоения лесов «Государственного природного заповедника «Юганский», получившего положительное заключение государственной экспертизы».

В акте проверки № 67 от 26 марта 2020 года, Учреждению уведомлением о проведении проверки Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 06 марта 2020 предусматривался выезд к кордонам Заповедника. В акте указано, что директором было отказано в проверке кордонов Заповедника. Далее в акте приводится информация о том, что «силами Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора осуществлен выезд на кордон «Каменный» <адрес>

На основании изложенного, истец просил: Признать незаконным предписание № 9-ООПТ/16 от 26 марта 2020 г. Северо-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере прородопользования и освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Юганский» от обязанности его исполнения. Признать незаконным акт проверки Северо-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 67 от 26 марта 2020 года в части проверки касающейся выезда к кордонам Заповедника.

В судебном заседании представитель административного истца А.В. Еремин заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика – Северо-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, В.А. Комушева, исковые требования не признала, полагая их не законными и не обоснованными.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Внеплановая выездная и документарная проверка в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» проведена по приказу заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Кайгородова В.А. от 05.03.2020 № НО-ОД на основании распоряжения Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования от 03.03.2020 №6-р, изданному по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - В.В. Абрамченко о мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах.

О проведении проверки Учреждению 06.03.2020 на официальную электронную почту направленно уведомление (письмом от 06.03.2020 №03/5-3168 стр. 157,158 материалов проверки). При осуществлении выездной части проверки 19.03.2020 заверенная копия приказа от 05.03.2020 № 140-ОД вручена директору Учреждения Стрельникову Е.Г. под роспись. Общая продолжительность проверки 12 рабочих дней (с 11.03.2020 по 26.03.2020).

Проверкой установлено, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» осуществляет использование лесов Заповедника в отсутствии Проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, что является нарушением статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (с изм. и доп.); п. 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

В соответствии части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов.

В соответствии части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а частью 3 данной статьи установлено, что государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (МПР РФ).

Частью 2 статьи 53 Лесного кодекса РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Пунктом 15.11 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, определено, что виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

Факт подготовки и направления Учреждением 17.01.2020 в Минприроды РФ Проекта освоения лесов заповедника не освобождает Учреждение от получения положительного заключения государственной экспертизы на него и не даёт право Заповеднику осуществлять использование лесов в его отсутствие.

Таким образом, требование предписания от 26.03.2020№ 9-ООПТ/16, осуществлять использование лесов Заповедника в соответствии с Проектом освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, законно и обосновано.

Истец в Административном исковом заявлении, оспаривая акт проверки № 67 от 26 марта 2020 года, указывает на незаконность выезда на кордон «Каменный» Угутское участковое лесничество, кв.627, выдел 3 (охранная зона заповедника).

Кордон «Каменный» Угутское участковое лесничество, кв.627, выдел 3 (охранная зона заповедника) обозначен в разделе VI. Плана тушения лесных пожаров на территории государственного природного заповедника «Юганский» на период пожароопасного сезона 2020 года для местонахождения резерва.

Внеплановая выездная и документарная проверка в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» проводилась на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 05.03.2020 № 140-ОД по распоряжению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования от 03.03.2020 № 6-р, изданному по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - В.В. Абрамченко о мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах. Пунктом 11 Приказа установлено: в процессе проверки провести следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: 1) Провести анализ документов проверяемого юридического лица, подтверждающие выполнение обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах на землях ООПТ; 2) Провести осмотр противопожарного обустройства территории, наличие, укомплектованность и готовность к применению пожарной техники, оборудования, противопожарного оборудования и инвентаря.

Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476, установлено, что мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 12).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 октября 2017 г. № 553 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий» определено:

Пунктом 7 - Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе,: е) осуществлять проверки соблюдения обязательных требований; ж) составлять по результатам проверок соблюдения обязательных требований акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; з) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения обязательных требований нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; л) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения обязательных требований нарушений; с) запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки.

Пунктом 77 - Предметом выездной проверки (плановой или внеплановой) являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Пунктом 80 - Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Росприроднадзора или его территориального органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

В данном случае, о проведении проверки Учреждению 06.03.2020 на официальную электронную почту направленно уведомление (письмом от 06.03.2020 №03/5-3168 стр. 157,158 материалов проверки). При осуществлении выездной части проверки 19.03.2020 заверенная копия приказа от 05.03.2020 № ИО-ОД вручена директору Учреждения Стрельникову Е.Г. под роспись.

В уведомлении о проведении проверки Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.03.2020 №03/5-3168 также указано на необходимость обеспечения выезд к кордонам заповедника, с целью их осмотра.

В период проведения выездной части проверки директором заповедника Стрельниковым Е.Г. в обеспечении доступа к кордонам заповедника (ПСПИ) сотруднику Управления было отказано (виза на Распоряжении от 16.03.2020 №165-р «Об участии специалиста Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в рейдовом мероприятии по охране территории федерального государственного бюджетного учреждения государственного природного заповедника «Юганский», проводимой администрацией ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» - стр.181 материалов проверки).

Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определена обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, обеспечить доступ должностных лица органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, на территорию, в используемые юридическим лицом, при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Силами Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора осуществлен выезд на кордон «Каменный» Угутское участковое лесничество, кв. 627, выдел 3 (охранная зона заповедника), обозначенный в Плане тушения лесных пожаров на территории государственного природного заповедника «Юганский» на период пожароопасного сезона 2020 года для местонахождения резерва.

Истец в Административном исковом заявлении указал на пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, где определено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.

Вместе с тем, пунктом 79 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 октября 2017 г. № 553, выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росприроднадзора или его территориального органа, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с приказом руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора или его территориального органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Наливайко Д.В. предъявлено служебное удостоверение руководителю ФГБУ ««Государственный природный заповедник «Юганский» Стрельникову Е.Г., проведено его ознакомление с приказом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 05.03.2020 №140-од «О проведении внеплановой выездной и документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский», а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и с условиями ее проведения (Копия приказа с визой директора «Ознакомлен. Копию получил. 19.03.2020» - стр. 180 материалов проверки).

Кроме того, уведомлением о проведении проверки заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.03.20-20 года № 03/5-3168, направленным в адрес директора ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский», предлагалось: в срок, не позднее 11.03.2020 назначить уполномоченного представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» для участия в проверке, назначить ответственное лицо за организацию проверки, представив соответствующие документы. Для достижения целей и задач проверки сообщалось о необходимости проведение осмотра территории заповедника. В вязи с чем, высказана просьба обеспечить выезд сотрудника Управления, проводящего проверку к кордонам заповедника и на его территорию в период с 16.03.20 по 20.03.20. В случае невозможности просим назначить другую дату с учетом срока проведения проверки.

Вместе с тем, данное письмо (уведомление о проведении проверки) директором ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» оставлено без внимания, уполномоченный представитель, а также ответственное лицо ФГБУ не назначены, выезд проверяющего на кордон не обеспечен, другая дата выезда не назначена. Более того, все действия, связанные с выездом проверяющего на кордон и составлением оспариваемого акта проверки, истцом обозначены, как нарушение. При таких обстоятельствах, суд полагает выезд и наружный осмотр сотрудником Управления места нахождения пожарного резерва Кордона «Каменный» Угутского участкового лесничества в охранной зоне заповедника (кв.627, выдел 3), а также акт проверки № 67 от 26 марта 2020 года, законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Председательствующий подпись А.Л. Алешков

Копия верна

Судья Сургутского районного суда А.Л. Алешков