Дело № 2а-1415/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г.Уфа
Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тимербаева Р.А.,
при секретаре Фаизовой Р.Р.,
с участием представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску отрытого акционерного общества Торговая фирма «Дуслык» к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от ДД.ММ.ГГГГ, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44,
установил:
ОАО Торговая фирма «Дуслык» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, в котором просит: признать недействующим с момента принятия постановление главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от ДД.ММ.ГГГГ, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44.
В обоснование заявленных требований указано, что ОАО Торговая фирма «Дуслык» является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: РБ, <адрес>, ул.<адрес>:
Наименование объекта, литер | Кадастровый номер объекта | |
1 | Нежилое строение, проходная, литер К | № |
2 | Гараж-склад №, литер В | № |
3 | Склад №, литер Е | № |
4 | Склад №, литер З, З1, з | № |
5 | Склад №, 4, литер Б,Б2 | № |
6 | Склад №, литер А, а, а1, а2 | № |
Указанные нежилые помещения расположены на земельном участке площадью 13 236 кв.м., кадастровый №, который находится у Общества в аренде на основании договора аренды земельного участка № от 9 августа 2019 года. Согласно п.1.1 договора аренды разрешенное использование земельного участка (по ЕГРН): под торговую базу, целевое (функциональное): под торговую базу (сдача в наем собственного недвижимого имущества). В соответствии с п.2.2 договора аренды границы, зоны и другие сведения и характеристики, ограничения использования, обременения участка, установленные до заключения договора, указаны в кадастровом паспорте (кадастровых сведениях, распечатанных с электронного документа) участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленным действующим законодательством. Согласно кадастрового паспорта земельного участка, являющегося приложением к договору аренды, установлено его разрешенное использование: под торговую базу. Общество 28 декабря 2018 года обратилось в Администрацию ГО <адрес> РБ с заявлением о приобретении прав на указанный земельный участок. Письмом № от 23 января 2019 года Обществу отказано в связи с тем, что земельный участок находится в границах красных линий. Красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 02:55:020310:44 и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотрены в составе проекта планировки территории Лихачевской промзоны, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от 8 августа 2011 года. Чертеж проекта планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов содержится в Приложении № к постановлению. Постановление опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» № (11806) от 17 августа 2011 года. Общество считает, что красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 02:55:020310:44 и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотренные Постановлением, утверждены с нарушением установленного действующим законодательством РФ порядка и в связи с этим нарушено право административного истца на выкуп арендуемого земельного участка. Принятие и утверждение проекта планировки территории уполномоченным органом возможно только в соответствии с утвержденным генеральным планом <адрес>. Действующая редакция генерального плана <адрес> утверждена решением Совета ГО <адрес> РБ № от 4 августа 2006 года «Об утверждении корректировки генерального плана <адрес> Республики Башкортостан». Во фрагменте генерального плана <адрес>, полученного в Главархитектуре <адрес>, видно, что строительство на спорном земельном участке линейных объектов (дороги) и каких-либо объектов не запланировано. Ни существующая ни планируемая дорожная сеть, отмеченная белым цветом, согласно генерального плана <адрес> не пересекает и не соприкасается с границами земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44. Согласно ответа Главархитектуры <адрес>№/Т от 24 августа 2020 года в генеральном плане <адрес>, представленном в материалы дела, существующие и планируемые улицы в условных обозначениях отображены белым цветом. Отсутствие в генеральном плане <адрес> в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44 условных обозначений белого цвета позволяет сделать однозначный вывод, что ни расширения существующей, ни строительства новой автомобильной дороги в пределах указанного земельного участка генеральным планом <адрес> не предусмотрено. При сопоставлении данных, содержащихся в генеральном плане <адрес> и проекте планировки Лихачевской промзоны видно, что указанные документы противоречат друг другу в части указания информации о планируемом строительстве линейного объекта (дороги) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020310:44. При этом, исходя из принципа первичности генерального плана, судебной практикой выработан подход, согласно которому документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить. Установление красных линий противоречит генеральному плану. Также Администрацией ГО <адрес> РБ 17 марта 2020 года принято постановление № «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа <адрес> Республики Башкортостан». Данным постановлением утверждены комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) городского округа <адрес> РБ на срок до 2038 года. Согласно Приложению 1.10 к указанному постановлении строительство новой дороги в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44 не предусмотрено. В связи с отсутствием в генеральном плане <адрес> и постановлении № «Об утверждении комплексных схем организации дорожного движения городского округа <адрес> Республики Башкортостан» информации о планируемом строительстве автомобильной дороги в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44, ссылка государственного органа на красные линии противоречат действующему законодательству и нарушает права Общества на выкуп земельного участка без проведения аукциона.
В дополнении к иску указано, что произвольное, как в данном случае, установление красных линий не допускается, земельный участок, находящийся в аренде у истца, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, решение о его изъятии в связи с планируемым строительством автомобильной дороги в установленный п.3 ст.56.3 ЗК РФ срок, то есть до 8 августа 2017 года, принято не было На момент обращения административного истца с заявлением о приобретении прав на земельный участок 28 декабря 2018 года Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан утратила право на изъятие земельного участка с кадастровым номером. 02:55:020310:44.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство земельных и имущественных отношений РБ и Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес> РБ.
Представитель административного истца – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, представители заинтересованных лиц ГУ Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес> РБ, прокурор в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
На основании положений, предусмотренных ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО Торговая фирма «Дуслык» является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: РБ, <адрес>, ул.<адрес>а:
Наименование объекта, литер | Кадастровый номер объекта | |
1 | Нежилое строение, проходная, литер К | № |
2 | Гараж-склад №, литер В | № |
3 | Склад №, литер Е | № |
4 | Склад №, литер З, З1, з | № |
5 | Склад №, 4, литер Б,Б2 | № |
6 | Склад №, литер А, а, а1, а2 | № |
Указанные нежилые помещения расположены на земельном участке площадью 13 236 кв.м., кадастровый №.
На основании договора аренды № от 9 августа 2019 года земельный участок находится у Общества в аренде.
Согласно п. 1.1. Договора аренды разрешенное использование земельного участка: под торговую базу, целевое (функциональное): под торговую базу (сдача в наем собственного недвижимого имущества).
В соответствии с п. 2.2. договора аренды границы, зоны и другие сведения и характеристики, ограничения использования, обременения Участка, установленные до заключения Договора, указаны в кадастровом паспорте (кадастровых сведениях, распечатанных с электронного документа) Участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленным действующим законодательством.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, являющего приложением к Договору аренды, его разрешенное использование: под торговую базу.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
В соответствии с нормами ст. 25 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Согласно ст.ст. 41, 41.1 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории - документация, подготавливаемая в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории.
В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.Красная линия является границей, отделяющей территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях, согласно приказу Минрегиона России от 28 декабря 2010 года №.
Процедура подготовки и утверждения проекта планировки территории предусмотрена статьями 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно нормам ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании приложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
28 декабря 2018 года Общество обратилось в Администрацию ГО <адрес> заявлением о приобретении прав на указанный земельный участок.
УЗиИО Администрации ГО <адрес> письмом № от 23 января 2019 года отказал Обществу на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 02:55:020310:44 и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотрены в составе проекта планировки территории Лихачевской промзоны, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от 8 августа 2011. Чертеж проекта планировки территории с отображением красных линий, линий регулирования застройки, осей улиц, линий дорог и проездов содержится в Приложении № к постановлению. Постановление опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» № (11806) от 17.08.2011.
В соответствии с ч. 13 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
9 июля 2011 года был составлен и подписан протокол публичных слушаний планировки территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
Согласно результатов публичных слушаний, проведенных по проекту планировки территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан от 13.07.2011г. Совету ГО <адрес> РБ было рекомендовано признать публичные слушания по вышеуказанному проекту планировки состоявшимися и результат слушаний был признан положительным.
В соответствии с данной документацией по планировке территории, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020310:44 располагается в границах красных линий проектируемой улицы.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Постановлением главы Администрации ГО <адрес> РБ № от 8 августа 2011 года утвержден проект планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в отношении которого установлены красные линии, утвержденные оспариваемым постановлением.
Считая, что оспариваемым постановлением утвержден план перепланировки, а красные линии, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 02:55:020310:44 и по объектам недвижимости, расположенным на указанном земельном участке и принадлежащие административному истцу на праве собственности, предусмотренные Постановлением, утверждены с нарушением установленного действующим законодательством РФ порядка и оспариваемое нормативно-правовой акты могут затрагивать законные права и интересы Общества обратился с настоящим иском.
Суд находит требования подлежащими отклонению, поскольку как было отмечено судом 09.07.2011 года был составлен и подписан протокол публичных слушаний планировки территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан. Согласно результатов публичных слушаний, проведенных по проекту планировки территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан от 13.07.2011г. Совету ГО <адрес> РБ было рекомендовано признать публичные слушания по вышеуказанному проекту планировки состоявшимися и результат слушаний был признан положительным. Согласно проекта планировки территории, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020310:44 располагается в границах красных линий проектируемой улицы.
Оснований для отклонения проекта планировки указанной выше территории у органа местного самоуправления не имелось, процедура утверждения проекта планировки территории не нарушена.
Частью 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно позиции конституционного Суда РФ, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 да N 931-0-0, от 25 февраля 2016 года N 242-0).
Из изложенного следует, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к становлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, а оспоренные заявителем красные линии являются проектируемыми и не свидетельствуют об изъятии территории.
Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Также, расположение красных линий в непосредственной близости к объектам истории и культуры, в зоне охраны объектов культурного наследия, не свидетельствует о нарушении норм законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, градостроительного законодательства. Охранной зоны объекта истории и культуры, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, ул.<адрес>, не установлено, доказательств этому не имеется.
Таким образом, как усматривается из вышеприведенных фактических обстоятельств дела, на момент регистрации права за Обществом объектов недвижимости на спорном участке генеральный план ГО <адрес> РБ и оспариваемый проект планировки с красными линиями действовали, противоречий между этими документами не усматривается, доказательств этому не представлено, в связи с чем доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым постановлением несостоятельны.
Кроме того, факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования, а только лишь ограничивает территорию, которая может стать каковой в перспективе. Утвержденные красные линии отражают только планирование территории и не лишают административного истца полномочий владельца земельного участка, с учетом, установленных в соответствии с законодательством ограничений в пользовании.
Также, утверждение красных линии не нарушает прав и законных интересов административного истца. Обратное толкование приведенных норм градостроительного законодательства приведет к ограничению полномочий органов местного самоуправления в реализации развития поселений.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Торговая фирма «Дуслык» к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от 8 августа 2011 года, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отрытого акционерного общества Торговая фирма «Дуслык» к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении проекта планировки Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, <адрес>х городского округа <адрес> Республики Башкортостан» № от 8 августа 2011 года, в части утверждения красных линий в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:44 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Тимербаев