Дело № 2а-1416/2023
УИД 14RS0019-01-2023-001570-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нерюнгри 16 августа 2023 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Рожина Г.И, при секретаре Марченко Е.Л., с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор г. Нерюнгри обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав, что проведена проверка по вопросу принятия мер к блокировке сайтов, на которых размещена информация порнографического характера. В ходе проверки установлено размещение фото- и видеоматериалов, демонстрирующих половые органы, а также сцены полового акта на сайтах: https://spb3.prostitytki-russ.com/ne-salon; https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net содержащейся в размещенных на сайте материалах противоправной информации, подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим помощником прокурора г. Нерюнгри ФИО2 печатными версиями страниц сайта. На момент проверки указанные URL-адрес в едином реестре отсутствуют. В связи с изложенным, просит признать информацию, размещенную на сайтах https://spb3.prostitytki-russ.com/ne-salon; https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец прокурор ФИО3 административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РС (Я) извещен, в судебное заседание не явился.
Суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, считает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, заинтересованного лица.
Суд, заслушав позицию административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Нерюнгри проведена проверка по вопросу принятия мер к блокировке сайтов, на которых размещена информация порнографического характера.
ДД.ММ.ГГГГ страшим помощником прокурора г. Нерюнгри ФИО2 произведён осмотр сайтов https://spb3.prostitytki-russ.com/ne-salon; https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net и составлен акт осмотра сайтов.
В результате проведенного осмотра прокурором установлено, что при наборе в адресной строке браузера «Яндекс» названий адресов сайтов осуществляется переход на сайт, на котором размещены видеоматериалы и фотографии порнографического характера. На сайте демонстрируются сцены половых актов, видео разделены на различные категории неприличного характера.
Вышеуказанные сайты не включены в Единый реестр запрещённой информации Роскомнадзора, что следует из электронных ответов, представленных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Из открытого реестра Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) судом установлено, что информация, размещённая на сайтах https://spb3.prostitytki-russ.com/ne-salon заблокирован по решению суда.
В этом связи, прокурор уточнив свои требования просит признать информации https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией в смысле данного Закона понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В силу ч. 1 ст. 10 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Статьей 5 ФЗ №149-ФЗ определено, что информация как объект правовых отношений включает в себя, в том числе информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Пунктом 1 ст. 15 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 15.1 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В порядке, предусмотренном пп «а», п.1, ч.5 ст.15.1 указанного Закона основаниями для включения в реестр сведений являются решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Федеральным законом от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулируются отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В соответствии с п.п. 4 ст.2 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено понятие - информационная безопасность детей, которая определена как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Частью 2 ст. 5 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; содержащая информацию порнографического характера. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.
При этом указанный ФЗ №436-ФЗ определяет порнографическую информацию ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 ст.2).
Также определено Законом ФЗ №436-ФЗ натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах (пункт 11 ст.2)
Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
В абз. 4 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьей 9 ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р утверждена Концепция информационной безопасности детей, одним из стратегических направлений которой является необходимость продолжение активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации несовершеннолетним. Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети «Интернет», одним из стратегических направлений которой является содержащих запрещенную информацию.
Статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление и оборот порнографических материалов или предметов.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, порнографического характера посредством сети «Интернет».
В судебном заседании установлено, что в сети «Интернет» на сайтах https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net содержится информация, противоречащая целям и задачам действующего законодательства, запрещенная распространению среди детей, причиняющая вред их здоровью и развитию.
В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на указанных сайтах, признается судом запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, в связи с чем, административные исковые требования прокурора г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для внесения доменного имени - URL-адресом: https://c.sexkompas.net; https://spb7.prostitytki-24.love; https://spb1.rusgeisha.net в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий:
Судья Г.И. Рожин
Решение принято в окончательной форме 16 августа 2023 года