ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1417/18 от 22.06.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело №2а-1417/18 (публиковать)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Арсаговой С.И.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике к ННВ о взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании штрафа. В обоснование исковых требований указано, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР (далее также – МРИ ФНС РФ №9 по УР, Инспекция). Исковые требования мотивированы тем, что согласно п. 1 ст. 229 НК РФ Налоговая декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. ННВ<дата> была представлена декларация по НДФЛ за <дата> год в связи с полученным доходом, по которому не был удержан налог налоговым агентом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 0.00 руб. В нарушении п.1 ст. 229 НК РФ налоговые декларации были представлены с нарушением установленного срока <дата>. Количество просроченных месяцев -1 неполный месяц соответственно. По результатам камеральной проверки от <дата>. был составлен Акт . Указанный акт был направлен административному ответчику заказным письмом, что подтверждается почтовым реестром.<дата>. в отношении должника вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с назначением штрафа в размере 1 000 рублей. Указанное решение было направлено административному ответчику почтой, что подтверждается почтовым реестром. Возражения на акт камеральной проверки не представлялись, решение в вышестоящем налоговым органе и в суде не обжаловалось. В соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ Должнику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от <дата>. со сроком исполнения до <дата>. Указанное требование отправлено по почте, что подтверждается реестром. До настоящего времени указанное требование должником не исполнено.Просит взыскать с ННВ штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 1000 рублей.

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 32 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.

От административного ответчика возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок до <дата> не поступило.

Таким образом, суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным административным истцом.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

ННВ ИНН состоит на учете в Межрайонной ИФНС России по УР по месту регистрации.

Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Пп.1 п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ ННВ является плательщиком налога на доходы физических лиц.

П.1 ст.210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

Согласно ст.216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

П.п. 2, 3 ст.228 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

В соответствии со ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом в налоговой декларации физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (п.4 ст.229 НК РФ).

Согласно п.4 ст.228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как усматривается из материалов дела, <дата>ННВ в Инспекцию подана налоговая декларация по НДФЛ за <дата> год в связи с получением дохода от продажи транспортного средства Toyota Sprinter, находившегося в ее собственности с <дата> по <дата>. В соответствии с данными указанной декларации, общая сумма налога, исчисленная к уплате и подлежащая уплате в бюджет – 0 рублей.

При этом в нарушение ст.229 НК РФ налоговая декларация по НДФЛ за <дата> год представлена лишь <дата>, т.е. с нарушением установленного срока, количество просрочки – 1 неполный месяц.

Частью 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

В связи с изложенным, по результатам камеральной налоговой проверки в отношении ННВ в порядке ст.ст.88, 100 НК РФ составлен акт от <дата>

На основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от <дата>ННВ привлечена к ответственности по ч.1 ст.119 НК в связи с нарушением срока представления налоговой декларации по НДФЛ за <дата> год, с назначением штрафа в размере 1000 рублей.

В связи с неуплатой вышеуказанной суммы в добровольном порядке, Инспекцией на основании ст.69 НК РФ в адрес ответчика заказной почтой было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от <дата>, срок погашения задолженности установлен до <дата>.

В установленный в требовании срок задолженность налогоплательщиком не была погашена.

Неисполнение обязанности по оплате налога, пени, штрафа явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением суда от <дата> распределено бремя доказывания, административному истцу было предложено представить доказательства представить доказательства в обоснование своих исковых требований, факт совершения налогового правонарушения, факт привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение указанного правонарушения: размер и расчет штрафа, основания его начисления, доказательства направления ответчику уведомления, требования об уплате задолженности по штрафу, доказательства соблюдения срока для предъявления требования об уплате задолженности по штрафу, доказательства соблюдения срока для обращения в суд с иском о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика – физического лица, в случае пропуска срока – представить доказательства уважительности причин пропуска.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.ст. 228,229 НК РФ на административном ответчике, как лице, получившем доход от продажи транспортного средства, находившегося в ее собственности в период с <дата> по <дата> действительно лежала обязанность по своевременному предоставлению в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Ст. 5 НК РФ предусматривается, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Ч.1 ст. 119 НК РФ и в редакции, действовавшей по состоянию на дату истечения срока подачи декларации по налогу на доходы физических лиц за 2012 год, и в настоящее время предусматривалась ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

В соответствии со ст.ст. 100, 100.1, 101 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент составления акта камеральной проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом смягчения налогового законодательства по сравнению с действовавшим на момент совершения ФИО3 вменяемого налогового правонарушения) в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит, в том числе, решение

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).Указанное в решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно материалам дела, порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении ННВ был соблюден: уведомлением от <дата>ННВ была извещена о дате, времени и месте вручения акта налоговой проверки по налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за <дата> год, представленной <дата>, указанное уведомление ей было направлено заказным письмом <дата>, а, следовательно, считается полученным <дата>. <дата> заказным письмом в адрес ННВ был направлен акт /ДСП камеральной налоговой проверки от <дата> и извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки от <дата>, которым ННВ была извещена о рассмотрении и вручении материалов камеральной налоговой проверки на <дата> в 15.00 часов. Указанное почтовое сообщение было получено ННВ под расписку <дата>.

В силу ст.101.3 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения /ДСР о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении ННВ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Как уже указывалось выше, в силу ст. 101 НК РФ решение о привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступает в силу по истечения месяца с даты вручения его лицу, в отношении которого оно вынесено, причем вручение может быть произведено как лично, под расписку указанному лицу, так и направлением заказной почтой, при этом, решение считается врученным на 6 день с даты такого направления.

В материалах дела не имеется сведений ни о вручении ННВ указанного решения, ни о дате направления указанного решения ННВ заказным письмом, в связи с чем, суд не усматривает оснований для вывода о вступлении в силу указанного решения, что, в соответствии со ст. 101 НК РФ исключает возможность его исполнения, в том числе, посредством направления в соответствии с положениями ст. 101.3 НК РФ требования об уплате штрафа за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, в силу ч.2 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования об уплате штрафа ННВ)Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказан факт привлечения ННВ к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также не представлены доказательства соблюдения срока предъявления ННВ требования об уплате задолженности по штрафу.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При разрешении спора судом установлено, что истцом не представлено доказательств вручения ответчику решения о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения, с учетом данных обстоятельств судом сделан вывод о том, что инспекцией не соблюдены все предусмотренные налоговым законодательством условия, предшествующие выставлению требований об уплате штрафа, т.е. истцом не соблюден порядок предусмотренный НК РФ, а, следовательно, не наступил срок обращения в суд в соответствии с абз.3 п.2 ст.48 НК РФ.

На основании изложенного, судом оснований для удовлетворения искового заявления не усматривается.

В соответствии с п.2 ст.114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, поскольку от уплаты государственной пошлины истец был освобожден на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, издержки по уплате государственной пошлины относятся на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ННВ о взыскании штрафа, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения копии решения через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Судья - С.И. Арсагова