ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1418/202025 от 28.02.2020 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

В окончательной форме изготовлено 28.02.2020 года

Дело №2а-1418/2020 25 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.И.,

при секретаре Астапчик Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Артемьева Игоря Борисовича к Муниципальному совету внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 о признании незаконными решения, принятые 25 сентября 2019 года, обязании отменить решения,

УСТАНОВИЛ:

Артемьев И.Б. обратился в суд с административным иском к Муниципальному совету внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования №72: решение №1 об избрании председательствующего на первом заседании МС МО №72 из числа депутатов совета Швеца Павла Евгеньевича; решение № 2 о признании утратившим силу Регламента МС МО №72, утвержденного решением МС МО №72 от 17.07.2019 года №15 с 25.09.2019 года; решение №3 об избрании счетной комиссии, первого заседания МС МО №72 для проведения тайного голосования с использованием бюллетеней и определения его результатов по вопросу избрания Главы и Заместителя Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 72 в составе трех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3; решение №4 об избрании председателем счетной комиссии ФИО2 и секретарем счетной комиссии ФИО1; решение №6 о внесении кандидатуры Швеца Павла Евгеньевича в текст бюллетеня для тайного голосования по избранию на должность Главы МС МО №72; решение №7 об избрании Главой МО №72 Швеца Павла Евгеньевича, а также обязать Муниципальный совет внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 отменить указанные решения и сообщить об этом суду в срок, не превышающий один месяц со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований Артемьев И.Б. указал, что 25.09.2019 года Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 72 шестого созыва были приняты решения: решение №1 об избрании председательствующего на первом заседании МС МО №72 из числа депутатов совета Швеца Павла Евгеньевича; решение №2 о признании утратившим силу Регламента МС МО №72, утвержденного решением МС МО №72 от 17.07.2019 года №15 с 25.09.2019 года; решение №3 об избрании счетной комиссии первого заседания МС МО №72 для проведения тайного голосования с использованием бюллетеней и определения его результатов по вопросу избрания Главы Заместителя Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 72 в составе трех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3; решение №4 об избрании председателем счетной комиссии ФИО2 и секретарем счетной комиссии ФИО1; решение №6 о внесении кандидатуры Швеца Павла Евгеньевича в текст бюллетеня для тайного голосования по избранию на должность Главы МО №72; решение №7 об избрании Г лавой МО №72 Швеца Павла Евгеньевича. Как указал административный истец, он считает указанные решения МС МО №72 незаконными и подлежащими отмене. Как отметил административный истец, он является депутатом МС МО №72 и полагает, что при принятии обжалуемых решения были грубо нарушены его права, а также созданы препятствия к их осуществлению. Так, 25.09.2019 года административным истцом получено уведомление ИКМО №72 Санкт-Петербурга о созыве первого заседания МС МО №72 в 18 час. 30 мин. 01.10.2019 года по адресу: <адрес>. 01.10.2019 года административный истец, а также еще 4 депутата МС МО №72 и помощник прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга Березенко Л.A., явились на первое заседание, однако заседание не состоялось по причине отсутствия кворума. Позднее административный истец узнал о том, что 25.09.2019 года было проведено заседание МС МО №72 с нарушением требований Регламента, на котором были приняты обжалуемые решения. Административный истец отразил, что заседание 25.09.2019 года было созвано ненадлежащим инициатором, т.е. не ИКМО №72 Санкт-Петербурга, что привело к невозможности обеспечить явку депутатам, не уведомленным установленным порядком. В то же время те депутаты, которые обеспечили явку в первое заседание МС МО №72 согласно требованиям Регламента, оказались ущемлены в своих правах, а именно: не смогли выдвинуть свою кандидатуру на должность Главы МО №72, не смогли выдвинуть свои кандидатуры в состав счетной комиссии. Также административный истец отметил, что решение №2 о признании утратившим силу Регламента МС МО №72, утвержденного решением МС МО №72 от 17.07.2019 года №15 с 25.09.2019 года является незаконным вследствие нарушения порядка принятия решений МС МО №72 (принято неправомочным составом, созванным с нарушением норм Регламента), а также в связи с нарушением прав административного истца: отсутствие четкой процедуры созыва депутатов на заседание муниципального совета, что влечет невозможность обеспечить явку административного истца для исполнения им своих депутатских полномочий; отсутствие возможности заблаговременно ознакомиться с материалами и повесткой дня предстоящего заседания муниципального совета, что является препятствием к осуществлению депутатских полномочий; нарушение прав административного истца на получение копий решений муниципального совета в отсутствие официального опубликования муниципальных нормативных актов (л.д. 2-6, 220).

Административный истец и его представитель - Ольховская О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явились, требования с учетом уточнений поддержали.

Представитель административного ответчика - Швец П.Е., действующий на основании выписки из протокола об избрании председателем, и Березин А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, требования не признали в полном объеме, поддержали представленные письменные возражения (л.д. 132-136, 211-212).

Суд, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Одновременно ч. 9 указанной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, Артемьев И.Б. является избранным депутатом Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, что подтверждается копией соответствующего удостоверения (л.д. 16).

Материалами дела подтверждается, что 25.09.2019 года состоялось первое заседание Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва, на котором были приняты следующие решения:

- решение №1 об избрании председательствующего на первом заседании МС МО №72 из числа депутатов совета Швеца Павла Евгеньевича;

- решение № 2 о признании утратившим силу Регламента МС МО №72, утвержденного решением МС МО №72 от 17.07.2019 года №15 с 25.09.2019 года;

- решение №3 об избрании счетной комиссии, первого заседания МС МО №72 для проведения тайного голосования с использованием бюллетеней и определения его результатов по вопросу избрания Главы и Заместителя Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа № 72 в составе трех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3;

- решение №4 об избрании председателем счетной комиссии ФИО2 и секретарем счетной комиссии ФИО1;

- решение №6 о внесении кандидатуры Швеца Павла Евгеньевича в текст бюллетеня для тайного голосования по избранию на должность Главы МС МО №72; решение №7 об избрании Главой МО №72 Швеца Павла Евгеньевича (л.д. 17, 18, 19-20, 21-22, 23, 24-25).

Как указал административный истец, с указанными решениями он не согласен, поскольку при созыве первого собрания Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 был нарушен действовавший на тот момент регламент Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами и Уставом Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.

Исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Неотъемлемой правовой основой деятельности муниципального образования является Устав, который принимается в установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В силу п. 1.2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Аналогичные положения закреплены в ч. 3 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", а также в п. 2 ст. 24 Устава внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 (л.д. 88-130).

Как указано в приведенных положениях закона, на законодательном уровне установлен срок, в который должно быть проведено первое заседание Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, однако законодательно, а также Уставом, не установлен конкретный порядок созыва и проведения первого заседания.

Пунктом 2 п.п. 6, 7 ст. 23 Устава установлено, что Муниципальный совет в соответствии с федеральными законами, законами Санкт-Петербурга и Уставом муниципального образования осуществляет: определение порядка организации деятельности Муниципального совета, депутатов Муниципального совета и помощников депутатов Муниципального совета; определение порядка организации деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, в том числе Местной администрации муниципального образования.

В силу п. 7 ст. 24 Устава установлено, что порядок проведения заседаний Муниципального совета определяется регламентом заседаний муниципального совета, принимаемого Муниципальным советом.

Как установлено судом, 17.07.2019 года Муниципальным советом внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 было принято решение №15 «Об утверждении регламента Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72» (л.д. 137), которым был утвержден Регламент заседаний Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 (л.д. 138-151).

Согласно ст. 13 Регламента первое заседание Совета созывает избирательная комиссия, проводившая выборы на территории Муниципального образования, не позднее чем на тридцатый день после официального опубликования результатов выборов Муниципального совета нового созыва. Совет нового созыва собирается на свое первое заседание в порядке, определенном Уставом и настоящим Регламентом.

Таким образом, в силу своих полномочий Муниципальным советом внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 был принят регламент, которым установлен порядок проведения, в том числе, первого заседания вновь избранного состава Совета, который обязателен для работы Совета.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, оспариваемые решения были приняты на первом заседании Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва, которое было организовано и проведено по инициативе группы депутатов Совета (л.д. 152), а не созвано Избирательной комиссией муниципального округа №72 Санкт-Петербурга.

Как указал административный истец и подтверждается материалами дела, 25.09.2019 года Избирательной комиссией муниципального округа №72 Санкт-Петербурга было принято решение «О созыве первого заседания Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва» (л.д. 189), согласно которому, первое заседание Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва, было назначено на 01.10.2019 года в 18-30 часов по адресу: <адрес> (зал заседаний).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что созыв первого заседания Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва 25.09.2019 года, был произведен в нарушение Регламента, поскольку первое заседание было созвано инициативной группой, а не Избирательной комиссией муниципального округа №72 Санкт-Петербурга.

Одновременно необходимо отметить, что доказательств, признания Регламента незаконным на момент проведения заседания, то есть 25.09.2019 года, суду не представлено, следовательно, на момент проведения первого заседания положения Регламента были обязательны для Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва.

Доводы административного ответчика о том, что положения Регламента противоречат законодательству и не могут быть учтены, суд находит не состоятельными, поскольку законодательно порядок созыва и проведения первого заседания вновь избранного состава представительного органа не установлен, но при этом Муниципальный совет внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 вправе принимать правовые акты регулирующие порядок проведения заседаний Совета.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заседание Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 25.09.2019 года было созвано и проведено с нарушением закона, а, следовательно, решения, принятые на данном заседании нельзя признать законными, то есть требования Артемьева И.Б. о признании решений от 25.09.2019 года, подлежат удовлетворению.

Также при вынесении решения суд полагает необходимым отметить, что права Артемьева И.Б. были нарушены, поскольку он был лишен права выдвижения своей кандидатуры, в том числе на должность председателя Совета.

Довод административного ответчика о том, что Артемьев И.Б. был извещен о проведении заседания 25.09.2019 года и мог принять в нем участие, суд отклоняет, поскольку представленная в материалы дела распечатка о направленном Артемьеву И.Б. сообщения за 20 минут до заседания, нельзя считать надлежащим извещением. Кроме того, из данного сообщения не усматривается, кем оно было направлено.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В настоящем случае, суд приходит к выводу о незаконности решений, принятых 25.09.2019 года Муниципальным советом внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, в связи с чме, с целью восстановления прав административного истца, суд полагает необходимым обязать Муниципальный совет внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу отменить незаконные решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Артемьева Игоря Борисовича - удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72, принятые 25 сентября 2019 года:

- Решение №1 об избрании председательствующего на первом заседании Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва;

- Решение № 2 о Регламенте Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72;

- Решение №3 об избрании счетной комиссии первого заседания Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва для проведения тайного голосования с использованием бюллетеней и определения его результатов;

- Решение №4 о принятии к сведению протокола №1 заседания счетной комиссии первого заседания Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 шестого созыва об избрании председателя и секретаря счетной комиссии;

- Решение №6 о внесении кандидатуры в текст бюллетеня для тайного голосования по избранию на должность Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72;

- Решение №7 об определении результатов тайного голосования по избранию Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72.

Обязать Муниципальный совет внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа №72 в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу отменить вышеуказанные решения.

В удовлетворении остальной части требований Артемьева Игоря Борисовича - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: