ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1419/2016 от 16.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2А-1419/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 16 марта 2016 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Кирьяш А.В., рассмотрев административное дело по административному иску Бюджетного дошкольного образовательного Учреждения города Омска «Детский сад № 20» к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

Установил:

Истец обратился к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, об освобождении от взыскания исполнительного сбора, в заявлении указал, что в рамках исполнительного производства № ..., возбужденного 07 декабря 2015 года, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с БОУ «Детский сад № 20» в пользу МРО УФССП России по Омской области в сумме ... рублей.Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника- организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора связано с отсутствием его вины в нарушении установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа.Учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, БОУ «Детский сад № 20» в порядке статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" просит освободить ее от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства № ..., возбужденного 07 декабря 2015 года.

Представитель БОУ «Детский сад № 20» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом., об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил.

В хорде рассмотрения заявления представитель Департамента образования Администрации г. Омска Худякова А.И. поддержала доводы изложенные в заявлении БОУ «Детский сад № 20», просила освободить от уплаты исполнительного сбора в связи с отсутствием финансирования на мероприятия, указанные в постановлении суда, так расходы на эти цели в бюджет текущего года не были заложены., кроме того указывала на частичное исполнение указанного решения суда и устранение нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения БОУ «Детский сад № 20» профинансированных Департаментом образования Администрации г. Омска.

Судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области, представитель УФССП России по Омской области, привлеченный к участию в деле в качестве административного соответчика, в судебное заседание не явились, извещены о времени и дате слушания дела надлежащим образом..

Представители заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решением Ленинского районного суда г. Омска вступившего в законную силу 04.12.2015 года суд обязал Бюджетное учреждение г. Омска «Детский сад № 20» обязал устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании исполнительного листа серии ФС № ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. ОмскаДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП возбуждено исполнительное производство № ... в отношении должника Бюджетное учреждение г. Омска «Детский сад № 20».

В постановлении судебного пристава-исполнителя указано, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Предупредить должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.


В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в предоставленный для добровольного исполнения пятидневный срок требования исполнительного документа должником не были исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Горбуновой М.С. было вынесено постановление о взыскании с Департамента образования Администрации города Омска исполнительского сбора в размере ... рублей.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,

исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Оценивая доводы Бюджетное учреждение г. Омска «Детский сад № 20» об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, суд приходит к следующему: как установлено судом и было указано ранее в решении Ленинского районного суда БДОУ г. Омска «Детский сад № 20» является бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств субсидий, выделяемых Департаментом образования Администрации г. Омска, который как орган местного самоуправления несет обязательства по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в том числе и БДОУ г. Омска «Детский сад № 20» как учредитель. Образовательное учреждение самостоятельного источника дохода не имеет, при таких обстоятельствах решением суда было постановлено возложить обязанность по финансированию устранения в установленный срок нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 20».

В соответствии с Положением о Департаменте образования Администрации г. Омска, Департамент является структурным подразделением Администрации г.Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования.

Основными задачами Департамента образования Администрации г.Омска являются:

- создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией РФ и законодательством РФ об образовании прав граждан на получение образования;

- обеспечение реализации муниципальной политики Администрации г.Омска в сфере образования, определение направлений совершенствования деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений;

- разработка и реализация долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ развития, ведомственных целевых программ функционирования и проектов в сфере образования;

- организация, регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципалы учреждений;

- создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений;

- реализация отдельных государственных полномочий Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

В сфере финансово-экономической деятельности Департамент образования Администрации г. Омска осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с БК РФ.

Решением Омского городского Совета от 16.12.2014 года №402 «О бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета г.Омска, к числу которых также относится Департамент образования.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Департамента образования Администрации г.Омска осуществляется за счет средств бюджета г.Омска, в том числе субвенций, предоставленных из областного бюджета в установленном порядке.

В соответствии с решением Омского городского совета от 16.12.2014г. №402 «О бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018» утверждено распределение доходов бюджета г. Омска по подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов 2015г.

В ст. 6 БК РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) каковым является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Учитывая то обстоятельство, что собственных денежных средств БДОУ г.Омска «Детский сад № 20» не имеет; обязанность осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельного детского сада возложена на департамент образования Администрации города Омска, департаментом образования Администрации города Омска обязанность по предоставлению финансирования с целью устранения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в рамках исполнительного производства № ... выполнялась не надлежащим образом, а характер и объем выявленных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии Управления Роспотребнадзора требует значительных финансовых затрат и требуется большой временной период, нежели предусмотренный ФЗ «Об исполнительном производстве» 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда, суд исходит из отсутствия у БДОУ г.Омска «Детский сад № 20» объективной возможности для исполнения решения суда в пятидневный срок, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении требований судебного пристава., в связи с чем полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

На основании изложенного и, руководствуясь, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

Решил:

Исковые требования Бюджетного дошкольного образовательного Учреждения города Омска «Детский сад № 20» удовлетворить.

Освободить Бюджетного дошкольного образовательного Учреждения города Омска «Детский сад № 20» от взыскания исполнительского сбора в размере ... рублей по исполнительному производству № ..., возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В.Кирьяш

Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2016 года.

Судья А.В.Кирьяш