Дело №2а-141/2020
75RS0020-01-2020-000577-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 07 октября 2020 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
с участием представителя административного истца администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лесковой О.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Москвиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Тунгокоченский район» к ООО «Забайкальский тепловик» об исполнении обязательств в сфере подготовки объектов теплоснабжения муниципального района «Тунгокоченский район» к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское» услуги по теплоснабжению осуществляет ООО «Забайкальский тепловик». В ходе проведенных обследований выявлено, что работы к предстоящему отопительному сезону проведены не в полном объеме, что в свою очередь может привести к нарушению сроков подачи тепловой энергии и нарушению прав потребителей.
Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в не подготовке к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. объектов теплоснабжения муниципального района «Тунгокоченский район», находящихся в обслуживании ООО «Забайкальский тепловик», обязав ответчика выполнить работы по подготовке объектов теплоснабжения муниципального района «Тунгокоченский район», находящихся в обслуживании ООО «Забайкальский тепловик» к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. согласно Плана-графика выполнения работ, а именно: на котельной «Братск» произвести монтаж дробилки ВПД-15, антинакипной установки (АНУ-70), реле контроля защиты электрооборудования, крышной вентиляции, ограждающих конструкций, насосного оборудования и подпиточного бака, произвести ремонт крыши, техобслуживание котельного и вспомогательного оборудования, провести гидравлические испытания котлов и теплотрассы; на котельной «Бойлерная» произвести монтаж антинакипной установки (АНУ-70), реле контроля защиты электрооборудования, крышной вентиляции, подпиточного бака, произвести техобслуживание котельного и вспомогательного оборудования, провести гидравлические испытания котлов и теплотрассы; на котельной «РИК» заменить резервный дымосос, произвести монтаж антинакипной установки (АНУ-70), реле контроля защиты электрооборудования, произвести ремонт крыши, техобслуживание котельного и вспомогательного оборудования, провести гидравлические испытания котлов и теплотрассы, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лескова О.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении, дополнив, что ООО «Забайкальский тепловик» обязано самостоятельно в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону поддерживать объекты теплоснабжения, которые были переданы администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» ООО «Забайкальский тепловик» на основании концессионного соглашения, в исправном состоянии, производить за свой счет ремонт, нести расходы на их содержание. Также полагает, что техническое обслуживание котельного и вспомогательного оборудования, а также гидравлические испытания котлов и теплотрассы должны были быть проведены ответчиком в присутствии представителя администрации МР «Тунгокоченский район», поэтому считает данные мероприятия невыполненными.
В судебное заседание ООО «Забайкальский тепловик» своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В представленных возражениях на исковое заявление административный ответчик указывает на частичное признание иска, ссылаясь на то, что Обществом предпринимаются все необходимые меры по подготовке объектов с. Верх-Усугли к предстоящему отопительному сезону, работы на котельных выполнены частично. Кроме того, просит учесть то, что работы по установке на названных котельных антинакипной установки, реле контроля и защиты электрооборудования, системы крышной вентиляции, подпиточного бака и резервного дымососа могут быть выполнены только после приобретения соответствующего оборудования администрацией МР «Тунгокоченский район» в рамках исполнения решения Тунгокоченского районного суда от 04.09.2019 г. по делу №2а-139/2019 по административному исковому заявлению прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Забайкальский тепловик» и администрации муниципального района «Тунгокоченский район» об исполнении обязательств в сфере подготовки котельного оборудования котельных с. Верх-Усугли к отопительному сезону 2019-2020 гг. (л.д.___).
Определением суда от 07.10.2020 г. производство по делу в части возложения на ООО «Забайкальский тепловик» обязанности на котельной «Братск» произвести монтаж крышной вентиляции и насосного оборудования; на котельной «Бойлерная» произвести монтаж антинакипной установки (АНУ-70) и на котельной «РИК» заменить резервный дымосос прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Свидетель М.В.И. суду пояснил, что работает начальником участка подразделения «Верх-Усугли» ООО «Забайкальский тепловик». В рамках подготовки объектов теплоснабжения в с. Верх-Усугли к отопительному сезону 2020-2021 были выполнены следующие работы: на котельной «Братск» произведен монтаж антинакипной установки (АНУ-70), частично монтаж ограждающих конструкций, частичный ремонт крыши, насосная группа находится в рабочем состоянии, имеется подпиточный бак; на котельной «Братск» установлено реле контроля и защиты электрооборудования, на котельной «РИК» резервный дымосос находится в рабочем состоянии и его замена не требуется. Также на всех указанных котельных проведено техническое обслуживание котельного и вспомогательного оборудования, гидравлические испытания котлов и теплотрассы, все котельные в настоящее время функционируют, отопительный сезон начат.
Выслушав административного истца, свидетеля, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ст.6 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на территории сельского поселения по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу статьи 20 вышеназванного закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно пунктам 4.1.1, 11.1 и 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. При подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению. При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
Кроме того, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное их использование по назначению с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п.3.3.1).
На основании пункта 3.3.7 вышеназванных Правил предписано проведение осеннего осмотра производственных зданий и сооружений за 1,5 месяца до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий и сооружений к работе в зимних условиях. К этому времени должны быть закончены все летние работы по текущему ремонту и выполняемые в летний период работы по капитальному ремонту, имеющие прямое отношение к зимней эксплуатации зданий и сооружений тепловых энергоустановок.
Пункт 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. №170, предусматривает, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению.
В случае если состояние систем теплоснабжения неисправно, то согласно ч.5 ст.20 Закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечивать качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 11.09.2018 г. №343 ООО «Забайкальский тепловик» определено единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское» (л.д.12).
Директором ООО «Забайкальский тепловик» утвержден План-график выполнения работ на объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения Тунгокоченского района, которым предусмотрено выполнение определенных работ на котельных (л.д.13).
Актами проверок, проведенных 27.08.2020 г. и 05.10.2020 г. на котельных в с. Верх-Усугли «Братск», «Бойлерная» и «РИК», установлено, что на названных объектах теплоснабжения предусмотренные планом мероприятия по подготовке к предстоящему отопительному периоду проведены не в полном объеме (л.д.14-16, ___).
31.08.2020 г. администрацией МР «Тунгокоченский район» в адрес ООО «Забайкальский тепловик» направлена претензия, согласно которой предписано в срок до 05.09.2020 г. устранить выявленные нарушения в сфере теплоснабжения (л.д.17-20).
Административным ответчиком представлены акты приемки выполненных работ, согласно которым на котельных «Братск», «Бойлерная» и «РИК» выполнено техническое обслуживание котельного и вспомогательного оборудования, проведены гидравлические испытания и пробная топка. На котельных Братск» и «Бойлерная» установлены и функционируют антинакипная установка (АНУ-70), на котельной «РИК» произведен ремонт крыши, на котельной «Братск» проведен частичный монтаж ограждающих конструкций, на котельной «Бойлерная» установлено реле контроля и защиты электрооборудования (л.д.____).
Согласно возражениям ООО «Забайкальский тепловик» на административный иск произвести на котельных монтаж реле контроля защиты электрооборудования, крышной вентиляции, а также монтаж подпиточного бака на котельной «Бойлерная» и монтаж антинакипной установки (АНУ-70) на котельной «РИК» не представляется возможным, поскольку администрацией МР «Тунгокоченский район» соответствующее оборудование не приобретено (л.д.___).
Таким образом, ООО «Забайкальский тепловик» является теплоснабжающей организацией, в связи с чем, для бесперебойной работы в отопительный период должно обеспечить выполнение всех предусмотренных мероприятий по подготовке к предстоящему отопительному сезону, в том числе провести ремонтные работы на котельных, установить недостающее оборудование, направленное на бесперебойную работу котельных, а также провести ремонтные работы систем теплоснабжения.
Вместе с тем, в условиях начавшегося отопительного сезона ООО «Забайкальский тепловик» в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону не обеспечило выполнение в полном объеме запланированных мероприятий на котельных «Братск», «Бойлерная» и «РИК» с. Верх-Усугли согласно утвержденного графика выполнения работ объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения Тунгокоченского района.
В частности, на момент рассмотрения иска ООО «Забайкальский тепловик» не произвело: на котельной «Братск» - монтаж дробилки ПВД-15, монтаж реле контроля защиты электрооборудования, монтаж ограждающих конструкций, не выполнило в полном объеме ремонт крыши, не установило подпиточный бак; на котельной «Бойлерная» не произведен монтаж подпиточного бака; на котельной «РИК» не произведен монтаж антинакипной установки (АНУ-70) и реле контроля защиты электрооборудования, не в полном объеме проведен ремонт крыши.
Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд находит установленным факт того, что ООО «Забайкальский тепловик» в ходе подготовки к отопительному сезону 2020-2021 гг. не были приняты необходимые меры по проведению ремонтных работ и установлению требуемого котельного оборудования на вышеперечисленных котельных, что в свою очередь не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан-потребителей услуг теплоснабжения на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, создает угрозу нарушения прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Невыполнение обязательных требований по надлежащему содержанию и эксплуатации объектов теплоснабжения может повлечь наступление тяжких последствий, причинение вреда здоровью граждан, значительного материального ущерба имуществу, в том числе имуществу граждан, особенно при низкой температуре воздуха.
Между тем суд находит заслуживающими внимание доводы административного ответчика о невозможности установки на котельных антинакипной установки, реле контроля и защиты электрооборудования, подпиточного бака и резервного дымососа в связи с непредоставлением административным истцом соответствующего оборудования.
Так, решением Тунгокоченского районного суда от 04.09.2019 г., вступившим в законную силу 05.10.2019 г., на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» возложена обязанность принять меры к приобретению и установке реле контроля и защиты электрооборудования, а также системы крышной вентиляции на котельной «Братск»; к приобретению и установке системы крышной вентиляции и подпиточного бака на котельную «Бойлерная»; к приобретению и установке антинакипной установки и реле контроля и защиты электрооборудования на котельной «РИК».
Между тем, доказательств, подтверждающих приобретение администрацией МР «Тунгокоченский район» вышеназванного оборудования и передаче его ООО «Забайкальский тепловик», суду не представлено.
Суд также полагает, что вопреки доводам административного истца ООО «Забайкальский тепловик» на котельных с. Верх-Усугли произвело техобслуживание котельного и вспомогательного оборудования, а также гидравлические испытания котлов и теплотрассы, что подтверждается представленными административным ответчиком актами выполненных работ от 04.09.2020 г., 07.09.2020 и актами гидравлических испытаний и проведения пробной топки на системах теплоснабжения от 10.09.2020 г., 11.09.2020 г. и 14.09.2020 г.
При этом выполнение техобслуживания котельного и вспомогательного оборудования и проведение гидравлических испытаний котлов и теплотрассы без участия представителя администрации МР «Тунгокоченский район» не может свидетельствовать о невыполнении вышеназванных мероприятий. Кроме того, о выполнении названных работ свидетельствует факт того, что в настоящее время котельные с. Верх-Усугли функционируют и теплоснабжение осуществляется без срывов.
Исходя из изложенного суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.188 КАС РФ суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера выявленных нарушений и необходимости работ по их устранению, а также тот факт, что не проведение работ по подготовке к предстоящему отопительному сезону создает предпосылки к его срыву и может привести к иным чрезвычайным происшествиям и негативным последствиям для жителей с. Верх-Усугли, поэтому суд в соответствии со ст.188 КАС РФ обращает решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.174, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации муниципального района «Тунгокоченский район» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в не подготовке к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. объектов теплоснабжения муниципального района «Тунгокоченский район», находящихся в обслуживании ООО «Забайкальский тепловик».
Обязать ООО «Забайкальский тепловик» выполнить работы по подготовке объектов теплоснабжения муниципального района «Тунгокоченский район», находящихся в обслуживании ООО «Забайкальский тепловик» согласно плана-графика выполнения работ:
- на котельной «Братск» произвести монтаж дробилки ВПД-15, монтаж ограждающих конструкций, произвести ремонт крыши, монтаж подпиточного бака;
- на котельной «Бойлерная» произвести монтаж реле контроля защиты электрооборудования, монтаж подпиточного бака;
- на котельной «РИК» произвести ремонт крыши.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий – судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева
Мотивированное решение составлено 07.10.2020 г.