ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/2016 от 26.02.2016 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2016 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сапранковой Е.Д.,

при секретаре Ивановой Л.А.,

с участием административного истца помощника прокурора Ермаковского района Майорова С.А.,

представителя административного ответчика администрации Ермаковского района Рыбаковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ермаковского района о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную программу в сфере профилактики терроризма и экстремизма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Ермаковского района. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией Ермаковского района не утверждена муниципальная программа, направленная на реализацию полномочий органов местного самоуправления района по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Исполнение органом местного самоуправления муниципального района требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, разработки и осуществления мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории муниципального района, регламентированы нормами федерального законодательства.

Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Администрация Ермаковского района в соответствии с ч. 1 ст.31 Устава Ермаковского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пп.43 п. 1 ст.9 Устава Ермаковского района Красноярского края, к вопросам местного значения района отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Анализ эффективности работы органов местного самоуправления по профилактике терроризма (муниципальных антитеррористических групп), а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений показал невысокий уровень качества проводимых мероприятий, подготовка решений комиссии по совершенствованию этой работы не осуществлялась.

Фактическое исполнение комиссиями запланированных мероприятий не прослеживается, обеспечение деятельности комиссий соответствующим финансированием отсутствует.

Проведение информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения населения к идеологии терроризма и пропаганде насилия не установлено, возможностей общественных объединений в пропагандистских и воспитательных целях не использовались, изучение общественного мнения не осуществлялось.

Прокурор просил признать бездействие администрации Ермаковского района, выражающееся в непринятии муниципальной программы, направленной на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района; возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать и принять муниципальную программу, направленную на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района; возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов.

В судебном заседании помощник прокурора Майоров М.А. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – администрации Ермаковского района Рыбакова Р.А., действующая на основании доверенности исковые требования прокурора не признала.

Из представленного ей отзыва следует, что требования прокурора противоречат подпункту 6.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму». Администрация Ермаковского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно ст. 2, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», к основным принципам противодействия отнесены: сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии со 34 Устава Ермаковского района к вопросам местного значения относиться участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий на территории муниципального образования. Таким образом, ни нормами вышеназванного федерального закона, на которые ссылается прокурор в своем исковом заявлении, ни Уставом обязанность по утверждению муниципальной целевой программы в сфере профилактики терроризма и экстремизма на органы местного самоуправления, в том числе на администрацию Ермаковского района не возлагается. Органы местного самоуправления не в праве регулировать правоотношения связанные с терроризмом, они лишь участвуют в её профилактики.

Информации о наличии причин способствующих возникновению экстремистской деятельности на территории Ермаковского района от правоохранительных органов в администрацию Ермаковского района не поступало. Информации о выявленных случаях проявления экстремизма на территории Ермаковского района, от правоохранительных органов в органы местного самоуправления не поступало. Предложений, на участие органов местного самоуправления, от организаторов профилактических мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму (правоохранительных органов и органов государственной власти), в администрацию Ермаковского района не поступало.Согласно сложившейся судебной практике, принятие муниципальной программы по противодействию экстремизму, является правом, а не обязанностью, органов местного самоуправления.

В целях реализации государственной политики в области противодействия экстремизму в районе: Постановлением администрации Ермаковского района от 31.03.2009 г. № 248-п «О создании рабочей группы по профилактике экстремизма на территории Ермаковского района» создана и ведёт свою деятельность муниципальная группа по профилактике экстремизма; 05.02.2015 г. разработан и утверждён План мероприятий по противодействию терроризму на территории Ермаковского района Красноярского края на 2015 г.; Подпрограмма №4 «Национальная политика в Ермаковском районе»муниципальной программы «Молодёжь Ермаковского района в XXI века» своей задачей развитие этнокультурного многообразия народов Ермаковского района, гармонизацию национальных и межнациональных (этнических) отношений, успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, повышение этнотолерантности в общественном социуме. Программа предусматривает проведение мероприятий и их финансирование; обеспечивается антитеррористическая защищённость муниципальных учреждений (тревожной сигнализацией и системами видеонаблюдения); в рамках курсов ОБЖ и БЖД ведется профилактическая работа с населением; обеспечивается равный доступ к муниципальным услугам гражданам различных национальностей и конфессиональных принадлежностей; массовые мероприятия проводятся в соответствии с требованиями безопасности; в образовательных учреждениях с этническими меньшинствами ведутся основы национального языка; в План действий органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций включён раздел, который регламентирует деятельность должностных лиц органов местного самоуправления при введении различных уровней террористической опасности; проводятся тренировки персоналов муниципальных учреждений и учащихся образовательных учреждений по эвакуации; проводятся проверки защищённости муниципальных учреждений; разработано и направлено на согласование техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса «Единый центр оперативного реагирования Ермаковского района» в составе АПК «Безопасный город», которое предполагает строительство технических средств профилактики преступлений на территории Ермаковского района.

Таким образом, отсутствие информации о проявлениях экстремистской направленности, предоставляемой правоохранительными органами в органы местного самоуправления, даёт право констатировать факт достаточности и соразмерности мер, принимаемых органами местного самоуправления Ермаковского района, в области противодействия экстремистской деятельности на территории муниципального образования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности, определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. ст. 5 Федерального закона № 114-ФЗ).

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

Это вытекает и из п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, где указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Также, разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п. 6.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ)

Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Администрация Ермаковского района в соответствии с ч. 1 ст.31 Устава Ермаковского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пп.43 п. 1 ст.9 Устава Ермаковского района Красноярского края, к вопросам местного значения района отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Как следует из материалов дела, в администрации Ермаковского района не утверждены целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, подготовка решений по совершенствованию этой работы не осуществлялась. Фактическое исполнение комиссиями запланированных мероприятий не прослеживается, финансирование комиссий отсутствует. Проведение информационно-пропагандисткой работы, направленной на формирование негативного отношения населения к идеологии терроризма и пропаганде насилия не установлено, возможностей общественных объединений в пропагандистских и воспитательных целях не использовались, изучение общественного мнения не осуществлялось.

Неисполнение органом местного самоуправления муниципального района требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории района, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность.

Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории муниципального района мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их, что является недопустимым. Бездействие администрации Ермаковского района, выразившееся в не принятии муниципальной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района, и в сфере межнациональных отношений нарушает интересы государства и права граждан.

Оценивая доводы ответчика, изложенные в отзыве относительно заявленных требований, суд признает несостоятельными и отвергает, как противоречащие действующему законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

решил

Исковые требования прокурора Ермаковского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ермаковского района, выражающееся в непринятии муниципальной программы, направленной на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района.

Возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать и принять муниципальную программу, направленную на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района.

Возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд.

Председательствующий Е.Д. Сапранкова