ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/2022 от 11.05.2022 224-ого гарнизонного военного суда (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-141/2022

УИД: 39GV0005-01-2022-000147-20

Мотивированное решение суда составлено 11 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 года г. Санкт-Петербург

224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Долганиной Н.В., при секретаре Сафаровой К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-141/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего Глущенко Александра Владимировича об оспаривании решения филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Глущенко А.В. через своего представителя обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит:

- признать незаконным решение филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» №... от 8 декабря 2021 года об отказе в принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

- обязать филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

- взыскать с ФГАУ «Росжилкомплекс» в пользу Глущенко А.В. судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

В обоснование требований в иске указано, что Глущенко А.В. проходил военную службу в войсковой части №... и 22 декабря 2005 года в добровольном порядке был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – реестр), как , заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которого, по состоянию на 1 января 2005 года, составляла не более трех лет. 15 мая 2008 года был исключен из реестра в связи с увольнением с военной службы и после заключения в сентябре 2008 года нового контракта о прохождении военной службы он в реестр включен не был. В связи с достижением общей продолжительности военной службы 20 лет, как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, он обратился в филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако оспариваемым решением последнего было отказано ввиду отсутствия у него права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания с указанием об отнесении его после повторного поступления на военную службу к обязательной категории участников накопительно-ипотечной системы (далее - НИС), что противоречит действующему законодательству и нарушает права истца.

Административный истец Глущенко А.В. и его представитель Кадомцев А.П., надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Административные ответчики – начальник филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГАУ «Росжилкомплекс, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и через своего представителя просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель административных ответчиков – начальника филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» и ФГАУ «Росжилкомплекс» Маклаков А.В. также в суд не прибыл, направил в суд письменные возражения, в которых требования административного истца не признал по мотивам, изложенным в оспариваемом решении филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» №... от 8 декабря 2021 год и просил отказать в удовлетворении требований истца по следующим основаниям. Глущенко А.В. до увольнения с военной службы в запас в 2008 году был включен в реестр и относился к №... категории участников НИС (общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года, начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и изъявили желание стать участниками НИС). После увольнения с военной службы 15 мая 2008 года, исключения из реестра и заключения в сентябре 2008 года нового контракта о прохождении военной службы Глущенко А.В. стал относиться к обязательной категории участников НИС (военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 данного Федерального закона) и на него не распространяется действие абзаца 12 пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем Глущенко А.В. является участником НИС и у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания и на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Суд, учитывая, что явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства по делу, проанализировав нормы действующего законодательства и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Как установлено по делу, 30 августа 2021 года Глущенко А.В. подал в филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением в г. Санкт-Петербурге в форме предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения к которому, в том числе, приложил выписку из послужного списка, справки о прохождении военной службы и об общей продолжительности военной службы №... , №... и №... , а 16 ноября 2021 года представил в филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» копию послужного списка, из которых усматривается, что Глущенко А.В. в период с 22 мая 2001 года по 1 июля 2002 года проходил срочную военную службу, в период с 1 июля 2001 года по 14 июня 2003 года был курсантом , в период обучения 17 октября 2002 года им был заключен контракт на время обучения и пять лет военной службы после окончания обучения, в период с 14 июня 2003 года по 14 июня 2008 года проходил военную службу по контракту , 14 июня 2008 года был уволен с военной службы по окончании срока контракта, а с 10 сентября 2008 года вновь поступил на военную службу по контакту (контракт о прохождении военной службы заключен 10 сентября 2008 года), с 31 декабря 2011 года проходит военную службу в и общая продолжительность военной службы у него на момент обращения с вышеуказанным заявлением составляла более 20 лет.

Решением филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» №... от 8 декабря 2021 года Глущенко А.В. отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ и статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», со ссылкой на представление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по мотивам, согласующимся с приведенными выше возражениями представителя административных ответчиков.

Судебная защита нарушенных прав действиями должностных лиц осуществляется в пределах срока, предусмотренного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск которого без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку данные правоотношения носят длящийся характер к ним последствия пропуска срока обращения в суд, предусмотренные ст. 219 КАС РФ, применены быть не могут.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Таким образом, в соответствии с абзацами четвертым и седьмым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» административный истец относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более и признании их нуждающимися в жилых помещениях, которым предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.

Включение Глущенко А.В. до увольнения с военной службы в 2008 году в реестр, поступление его на военную службу из запаса и заключение им нового контракта в данном случае не свидетельствует об изменении правового положения административного истца применительно к вопросу обеспечения жилым помещением, поскольку как установлено в судебном заседании Глущенко А.В. относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, мог быть включен в реестр в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (в редакции на дату включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы - 22 декабря 2005 года), только изъявив такое желание, и согласно пункту 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ и представленным филиалом «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» сведениям (сообщение от 19 апреля 2022 года исх. №... ) 15 мая 2008 года в связи с увольнением его с военной службы был исключен из реестра и после поступления на военную службу из запаса в реестр не включался, обратившись в филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Ссылки ответчика и его представителя на поступление Глущенко А.В. на военную службу из запаса и заключение им нового контракта о прохождение военной службы как на безусловное основание для включения его в силу пункта 14 части 2 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в реестр участников и отнесение его к 16 (обязательной) категории участников НИС в соответствии с Приказом Министра обороны России от 03.08.2017 № 474 «Об утверждении документов, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба», суд находит ошибочными, поскольку данные нормы не устанавливают новые категории участников НИС, а лишь определяют основания для включения военнослужащих в соответствующий реестр и признак категории участника, состоящий из двух цифр, которые присваиваются в зависимости от указанных оснований.

Участники НИС перечислены в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», при этом в этой норме специально оговорено, в каких случаях они могут стать участниками, только изъявив такое желание.

Поскольку при таких обстоятельствах вывод филиала в оспариваемом решении об отнесении Глущенко А.В. к обязательной категории участников НИС, а также о том, что он является участником НИС и у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания и на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, противоречит исследованным в судебном заседании доказательствам и не соответствует действительности, а также учитывая, что в соответствии с абз. 2 п. 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации №... от 8 декабря 2021 года об отказе в принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, законным считаться не может.

Поскольку административным ответчиком и его представителем законность решения филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации №... от 8 декабря 2021 года об отказе в принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как того требуют положения ч. 2 ст. 62 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ, не доказана и принимая во внимание, что оно не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам и нарушает право Глущенко А.В. на обеспечение жилым помещением, суд признает его незаконным в указанной части, удовлетворяя требования административного истца.

В целях устранения допущенных административным ответчиком нарушений прав административного истца суд считает необходимым обязать филиал «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации названное решение отменить и, исходя из закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, согласно которому суды не вправе подменять компетенцию органов государственной власти, повторно рассмотреть вопрос о принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска полностью.

Принимая во внимание предмет судебного разбирательства и установленный в судебном заседании факт нарушения права истца, суд в соответствии со ст. 111 КАС РФ приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей с ФГАУ «Росжилкомплекс».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Глущенко Александра Владимировича удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации №... от 8 декабря 2021 года об отказе в принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Обязать филиал «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии Глущенко А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.

Взыскать с Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Глущенко Александра Владимировича судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу

Судья Н.В. Долганина