ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-141/2022 от 25.04.2022 Островского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-141/2022

УИД: 60RS0003-01-2022-000165-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2022 года г. Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Минчугиной Т.Г.,

при секретаре Корныльевой Т.С., помощнике судьи Новиковой М.А.,

с участием административного истца – ст. помощника Островского межрайонного прокурора Бабичевой Я.В.,

представителя административного ответчика – главы Администрации сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области Орлова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Заместитель Островского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области, в котором просил обязать административного ответчика в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем оборудования подъездов к пожарным водоемам, расположенным в ..., площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12х12 метров.

Административные исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной Островской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района выявлено не надлежащее выполнение ответчиком обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в д. ..., расположенных на территории сельского поселения «Воронцовская волость» и имеющих численность населения до 5 000 человек, выразившееся в отсутствии оборудованных подъездов с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12х12 метров к пожарным водоемам в указанных населенных пунктах. По указанным фактам главе сельского поселения «Воронцовская волость» Орлову В.П. ***.2021 года вносилось соответствующее представление, однако, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

Административный истец указывает, что ненадлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности может препятствовать своевременному тушению пожаров, способствовать созданию угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также уничтожению их имущества при пожаре.

Представитель административного истца Бабичева Я.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Уточнила первоначально заявленный срок устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности и просила суд обязать ответчика устранить выявленные недостатки в срок до ***.2024 года.

Представитель административного ответчика Администрации Островского района Псковской области – глава сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области Орлов В.П. в судебном заседании не возражал против заявленных требований, подтвердил нахождение на территории сельского поселения Воронцовская волости наличие деревень ..., численностью населения до 5000 человек каждая. На территории каждой вышеуказанной деревни имеется искусственный пожарный водоем, подъезд к каждому из которых не оборудован площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12х12 метров по причине отсутствия финансовых средств по данной статье расходов. Бюджет сельского поселения является дотационным, на каждый финансовый год в ведомственной структуре расходов бюджета поселения на обеспечение мероприятий по пожарной безопасности предусмотрено <данные изъяты> тыс. рублей. Заявленный административным истцом срок устранения недостатков полагает недостаточным, и, с учетом ежегодно предусматриваемого в бюджете поселения на обеспечение мероприятий по пожарной безопасности размера денежных средств, полагает разумным определить срок устранения недостатков и исполнения решения суда до ***.2025 года.

Выслушав представителей сторон, пояснения привлеченного судом к участию в деле специалиста, исследовав и оценив представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление на основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселений.

Как следует из статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (п. 1); разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (п. 2).

Исходя из ч. 1 и ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Статьей 62 указанного выше Технического регламента предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности закреплены в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021).

Пунктом 75 вышеуказанных Правил установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Аналогичные требования к водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения содержит пункт 10.10 Свода правил «СП 8.13130. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Как следует из материалов дела, в *** 2021 года Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, заключающиеся в отсутствии оборудования пожарных водоемов, расположенных в д. ... Островского района, подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12 x 12 метров.

По данному факту ***.2021 года Островской межрайонной прокуратурой в адрес главы сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, предложено безотлагательно рассмотреть указанное представление и принять действенные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших, а именно: оборудовать подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды размером 12 x 12 метров в отношении пожарных водоемов, расположенных в д. ... Островского района Псковской области (л.д. 11-13).

Из ответа главы сельского поселения «Воронцовская волость» от ***.2021 года следует, что денежные средства на оборудование пожарных водоемов подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды ввиду недостаточности бюджета 2021 года будут предусмотрены бюджетом сельского поселения на 2022 год (л.д. 14).

Как усматривается из сообщения главы сельского поселения «Воронцовская волость» от ***.2022 года, в бюджете 2022 года денежные средства предусмотрены только на содержание пожарных водоемов, при формировании бюджета на 2023 год будет предусмотрено выделение денежных средств на оборудование пожарных водоемов подъездами с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды (л.д. 16).

Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Устава муниципального образования «Воронцовская волость» Островского района Псковской области, принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «Воронцовская волость» ***.2015 года № , к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, судом установлено, что в сельских населенных пунктах, расположенных в границах муниципального образования «Воронцовская волость» Островского района Псковской области, имеющих численность населения до 5000 человек, выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: пожарные водоемы в д. ... Островского района Псковской области не оборудованы площадками с твердым покрытием размером 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Доказательств того, что на территории населенных пунктов сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области устранены выявленные нарушения пожарной безопасности и организовано противопожарное водоснабжение в соответствии с установленными требованиями законодательства, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела представлено не было. В ходе выездного судебного заседания установлена возможность оборудования подъездов к пожарным водоемам указанных населенных пунктов Воронцовской волости площадками с твердым покрытием размером 12х12 метров, а также отсутствие на территориях заявленных населенных пунктов иных источников противопожарного водоснабжения.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности при содержании источников наружного пожарного водоснабжения на территории муниципального образования «Воронцовская волость» Островского района Псковской области ставят под угрозу защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, в связи с чем, должны быть устранены.

Учитывая, что администрация сельского поселения осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, суд приходит к выводу, что администрация сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района несет обязанность по приведению пожарных водоемов, расположенных на территории муниципального образования «Воронцовская волость» Островского района Псковской области в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности в Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает административное исковое заявление заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности обоснованным и подлежащим удовлетворению

Заявленный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, до ***.2024 года суд, учитывая фактические обстоятельства дела, характер и объем подлежащих выполнению работ, находит разумным, достаточным для принятия административным ответчиком направленных на исполнение решения суда мер и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 КАС РФ. Возражения ответчика относительно заявленного истцом срока исполнения решения суда и предлагаемый им срок устранения недостатков до ***.2025 года суд находит не отвечающим критерию разумности срока исполнения судебного акта.

Довод, приведенный ответчиком в обоснование своей позиции относительно заявленных исковых требований, основанный на отсутствии в бюджете поселения денежных средств, заложенных на обустройство подъездов к пожарным водоемам площадками с твердым покрытием, не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие необходимых денежных средств (дефицит бюджета) само по себе не может служить обстоятельством, освобождающим от исполнения данного обязательства.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит, и, с четом освобождения прокурора от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего дела судебные расходы подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Воронцовская волость» Островского района Псковской области в срок до ***.2024 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: оборудовать пожарные водоемы, расположенные в д. ... Воронцовской волости Островского района Псковской области, площадками с твердым покрытием размером 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Г. Минчугина