Дело №2а-1420/2021
УИД 28RS0023-01-2021-002308-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тында 14 сентября 2021 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мишкилеевой Е.А.
при секретаре судебного заседания Ткаченко И.Р.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ФИО1 в период с 08.06.2015 по 05.11.2020 являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 47.71 Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах. В связи с этим она обязана на основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за указанный период правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. ФИО1 направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней № 30102 от 18.12.2020 со сроком уплаты до 19.01.2021. В установленный в требовании срок требования налогового органа ФИО1 не исполнила. Срок уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., - 20.11.2020. сумма взноса не была уплачена. В соответствии со ст.75 НК РФ за период с 21.11.2020 по 17.12.2020 начислена пеня в сумме 27.31 руб. Срок уплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., - 20.11.2020. Сумма взноса не была уплачена. В соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня за период с 21.11.2020 по 17.12.2020 в сумме 65,84 руб. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г. составила 7 138,69 руб.; сумма к уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., составила 27,31 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., составила 17 213,86 руб.; сумма к уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., составила 65,84 руб. Общая сумма задолженности составила 24445,70 руб.
Административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 7 138,69 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 27,31 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 17 213,86 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 65,84 руб., на общую сумму 24 445,70 руб.
От административного ответчика ФИО1 поступили возражения относительно заявленных исковых требований, в которых она не признала заявленные требования, указав, что в иске административный истец ссылается на налоговые уведомления № 30102 от 18.12.2020 и № 57485 от 09.10.2018, размеры недоимки в которых совпадают, следовательно, направление второго требования является повторным, что является, по ее мнению, попыткой продлить пресекательные сроки взыскания налогов и противоречит нормам НК РФ. Полагает, что срок на подачу заявления о взыскании задолженности следует исчислять с даты, указанной в требовании № 57485, и налоговым органом пропущен. Ссылается на отсутствие в требовании налогового периода, за который предъявлено требование. Также указывает на то, что у нее отсутствует личный кабинет налогоплательщика, а доказательств направления ей требования заказным письмом налоговым органом не представлено.
Иных доводов относительно размера заявленных требований, а также относительно наличия задолженности не привела.
Представитель административного истца в пояснениях относительно возражений ФИО1 указал, что требование №30102 от 18.12.2020 г. было направленно почтовой связью заказным отправлением, что подтверждается почтовым реестром №2 от 24.12.2020 г. (трек для отслеживания почтового отправления 67629050592508). Согласно информации с официального сайта Почта России дата вручения - 08.01.2021 г. В связи с большим объемом исковых заявлений сотрудником налогового органа при формировании данного административного искового заявления была допущена описка. Настоящее административное исковое заявление сформировано на основании задолженности по требованию №30102 от 18.12.2020 г. Указание на требование №57485 от 09.10.2018 г. также является опиской. Требование №30102 от 18.12.2020 г. единственное, требование №57485 от 09.10.2018 г. в отношении ФИО1 не выставлялось. Довод налогоплательщика о повторности выставления требований и его последствий не состоятелен. Довод административного ответчика о пропуске срока для взыскания задолженности по страховым взносам в связи с его истечением также является необоснованным, т.к. срок исполнения требования №30102 от 18.12.2020 г. - 19.01.2021 г. Шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истекает 19.07.2021 г., инспекция обратилась 13.04.2021 г., т.е. в установленные законом сроки. 16.06.2021 г. мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа №2А- 2525/21 от 28.05.2021 г. в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями. Инспекцией 19.07.2021 г. было сформировано и направлено в адрес налогоплательщика административное исковое заявление №03-13/07484 о взыскании задолженности по страховым взносам. Факт отправки административного заявления подтверждается почтовым реестром №4 от 21.07.2021 г. (трек для отслеживания почтового отправления 67629056627563). Шестимесячный срок для обращения в суд следует исчислять с даты вынесения определения – 16.06.2021 г., срок на обращение в суд истекает 16.12.2021 г. Налоговый орган обратился в суд 17.08.2021 г., то есть в сроки, предусмотренные НК РФ.
Исследовав собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
ФИО1 с 08.06.2015 по 05.11.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, в указанный период являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, до 31 декабря 2016 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". С 01 января 2017 года данный закон утратил силу. Между тем, поскольку административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 2015 по 2016 годы, ее обязанность по уплате страховых взносов регулировалась данным Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пп.2 п.1 ст.5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 10 этого же Федерального закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п.1, 2).
На основании ст.14 данного Федерального закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
С 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Из представленных административным истцом письменных доказательств следует, что ФИО1 начислены:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 7 138,69 руб., срок уплаты 20.11.2020;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 17 213,86 руб., срок уплаты взноса 20.11.2020.
Согласно представленным материалам задолженность по страховым взносам до настоящего времени в бюджет не поступила.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов ФИО1 своевременно не исполнена, в соответствии с положениями частей 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на имеющуюся задолженность начислены пени согласно представленному расчету:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 27,31 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 65,84 руб.
В соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России № 7 Амурской области ФИО1 было направлено требование об уплате взносов и пени и предложено произвести оплату страховых взносов, пени № 30102 от 18.12.2020 со сроком уплаты до 19.01.2021 направлено налогоплательщику заказным письмом и вручено адресату 08.01.2021.
Требования налоговой инспекции в полном объеме административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, задолженность по страховым взносам и по пене до настоящего времени не оплачена, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, и впоследствии с административным исковым заявлением.
Проверяя обоснованность доводов административного ответчика о сроках обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, установленных в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1); административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.4 п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа) заявление о взыскании налога подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Как следует из абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку сумма задолженности ФИО1 по требованию № 30102 от 18.12.2020 об уплате страховых взносов и пеней, учитываемых налоговым органом при расчете общей суммы пеней, подлежащих взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня истечения срока исполнения требования, то есть с 20 января 2021 года.
Срок на обращение в суд истек 19 июля 2021 года. В порядке приказного производства налоговый орган обратился к мировому судье 13 апреля 2021 года, то есть в установленный абз.2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Исковое заявление в связи с отменой 16 июня 2021 года судебного приказа подано инспекцией в суд 17 августа 2021 года также с соблюдением срока, установленного пунктом 3 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока для взыскания задолженности по страховым взносам является необоснованным.
Принимая во внимание, что имеет место отказ ответчика от исполнения обязанности по уплате задолженности по страховым взносам и пени, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 7 138,69 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 27,31 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 17 213,86 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 65,84 руб. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается доводов ФИО1 о наличии двух выставленных ей налоговых уведомлений № 30102 от 18.12.2020 и № 57485 от 09.10.2018 с одинаковыми суммами; об отсутствии в требовании налогового периода, за который предъявлено требование; об отсутствии доказательств направления ей требования заказным письмом, то они также являются необоснованными, поскольку, как указано в пояснениях административного истца относительно возражений ФИО1, указание на требование №57485 от 09.10.2018 г. является опиской, требование №57485 от 09.10.2018 г. в отношении ФИО1 не выставлялось. Требование №30102 от 18.12.2020 г. было направленно заказным отправлением, что подтверждается почтовым реестром №2 от 24.12.2020 г., копия которого приложена к пояснениям.
В требовании № 30102, действительно не указан налоговый период, за который предъявлено требование. Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" (приложение № 3) утверждена форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которая не предусматривает указания в требовании налогового периода, за который предъявлено требование. Вместе с тем, в нем имеется указание на срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах – 20.11.2020.
В соответствии с ч.1 ст.111, ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины (п.7 ч.1 ст. 333.36 НК РФ), с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 933,37 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 7 138 руб. 69 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г., в сумме 27 руб. 31 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 17 213 руб. 86 коп..; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г., в сумме 65 руб. 84 коп., а всего в сумме 24 445 (двадцать четыре тысячи четыреста сорок пять) рублей 70 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 933 (девятьсот тридцать три) рубля 37 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А.Мишкилеева
Решение в окончательной форме изготовлено судом 28 сентября 2021 года.