ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1421/20 от 24.09.2020 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а-1421/2020

26RS0024-01-2020-002524-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск 24 сентября 2020 года

Невинномысский городской суд в составе председательствующего судьи Рязанцева В.О.,

рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю к Бабаевой Галине Васильевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения и о взыскании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ

установил:

Межрайонная ИФНС России №8 по Ставропольскому краю обратилась в суд с требованиями к Бабаевой Г.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 18,54 рубля, а так же о взыскании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 4224 рубля, пеня в размере 326,96 рублей, штраф в размере 844,80 рублей.

Свои требования представитель заявителя мотивирует тем, что ответчик до 17.10.2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с действующим законодательством должна была оплачивать обязательные платежи и санкции. Однако делала это не своевременно и не в полном объеме. В результате чего за ответчиком образовалась задолженность указанная в просительной части искового заявления. Помимо искового заявления в суд от представителя административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного шестимесячного срока на подачу рассматриваемого иска и мотивируют тем, что направленная в адрес ответчика копия иска возвращается истцу в связи с не получением адресатом и они вынуждены дополнительно представлять в суд реестр почтовых отправлений, что приводит к нарушению срока обращения в суд с иском. Как следует из требования №1971 за ответчиком по состоянию на 17.07.2017 года образовалась задолженность в размере 37377,51 рублей. Инспекция обратилась в суд с заявлением, о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности 12.12.2019 года, то есть по истечении шестимесячного срока. Судебный приказ отменен 06.02.2019 года. В городской суд представитель истца обратился 27.07.2020 года, то есть еще раз пропустил шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Принимая во внимание, что заявленная административным истцом сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, суд рассматривает требования административного истца в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Взыскание с налогоплательщика задолженности по налогу (пеней, страховых взносов, штрафов) в судебном порядке возможно только при наличии совокупности условий.

1. Налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате налога (пеней, страховых взносов, штрафов), которое должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (п. п. 2, 4, 8 ст. 69 НК РФ). При этом предельные сроки направления требования об уплате налога могут быть увеличены на 6 месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Требование может быть передано следующими способами (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ; пп. 3, 12 п. 6, п. 23 Приложения к Приказу ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@):

• вручено лично под расписку (в том числе вашему законному или уполномоченному представителю);

• отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;

• передано в электронной форме, в частности, через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.

2. Налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу - восемь рабочих дней с даты его получения). Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании. Так, ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов) (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@).

3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3000 руб. Для случаев, когда данная сумма не превышает 3000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 4 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов)

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

• в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3000 руб.;

• в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3000 руб.

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и судебного заседания может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа налогоплательщику направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа налогоплательщик вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Как следует из материалов дела за налогоплательщиком в соответствии с требованием №1971 от 17.07.2017 года о необходимости уплаты единого налога на вмененный доход по камеральной проверке за 4 квартал 2016 года числится общая задолженность в сумме 37377,51 рублей, в том числе по единому налогу на вмененный доход 4224,00 рублей и в этом же требовании установлен срок для уплаты задолженности до 04.08.2017 года. Причем не смотря на то, что общая сумма задолженности указана в размере 37377,51 рублей указанное требование выставлено на сумму недоимки 5243,08 рублей по единому налогу на вмененный доход и пеням и штрафам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления первого срока на обращение в суд начинает течь с срока для исполнения указанного в самом раннем требовании, в нашем случае это требование от 17.07.2017 года в котором указан срок для исполнения до 04.08.2017 года, а для исчисления второго срока на обращение в суд начинает течь со дня принятия определения об отмене судебного приказа.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Следовательно шестимесячный срок со дня подачи мировому судье заявления о взыскании истекал 04.08.2018 года, однако инспекция обратилась к мировому судье только 12.12.2019 года. Следовательно срок для подачи заявления мировому судье истцом нарушен.

Кроме того, истцом пропущен и второй срок для обращения в суд, так как судебный приказ отменен 06.02.2019 года, так как в суд инспекция должна была обратиться не позднее 06.08.2019 года, а инспекция обратилась в Невинномысский городской суд только 27.07.2020 года.

В заявленном ходатайстве представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд административным истцом не указано каких-либо доводов, кроме как довод о том, что у инспекции уходит много времени для направления иска с приложениями в адрес должника.

Из определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

То есть, Конституционный Суд РФ занял принципиальную позицию, согласно которой нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность начисления пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Суд указал, что пеня по своей правовой природе носит акцессорный характер и не может быть взыскана в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, действующее законодательство не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, а значит пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Принимая во внимание установленное правовое регулирование, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае налоговый орган своевременно никаких мер к принудительному взысканию сумм страховых взносов не предпринял, и поэтому оснований для взыскания пени по страховым взносам так же не имеется.

Так как пеня по своей правовой природе носит акцессорный характер, то она не может быть взыскана в отсутствие обязанности по уплате суммы страховых взносов, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание страховых взносов то суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании пеней и штрафов.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 3 ст. 291 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю к Бабаевой Галине Васильевне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 18,54 рубля, а так же о взыскании единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 4224 рубля, пеня в размере 326,96 рублей, штраф в размере 844,80 рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд, в течение месяца.

Судья В.О. Рязанцев