Дело №2а-1424-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2017 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Ахтырской Д.А.,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»,
при секретаре Жилиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края о признании постановления от 10.09.2017 года № незаконным и обязании отменить постановление от 10.09.2017 года №,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочубеевского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края о признании постановления от 10.09.2017 года № незаконным и обязании отменить постановление от 10.09.2017 года №, в котором указано, что Председателем Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района (далее — ТИК Кочубеевского района) 10.09.2017 года вынесено постановление № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков».
Указанное постановление вынесено в связи с обращениями избирателей в ТИК Кочубеевского района по факту осуществления видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков с помощью видеорегистраторов на транспортных средствах. В резолютивной части постановления председатель ТИК Кочубеевского района ФИО2 обязал ОМВД России по Кочубеевскому району выполнить следующие действия:
пресечь незаконную видеосъемку на прилегающей территории избирательных участков №, расположенных в с. Кочубеевском;
установить лиц, осуществляющих незаконную видеосъемку и для каких целей она осуществляется;
изъять имеющиеся видеоматериалы.
Данное постановление от 10.09.2017 № является незаконным и подлежит отмене, поскольку является не мотивированным, не соответствует требованиям Федерального законодательства, а также председатель ТИК Кочубеевского района вышел за пределы своих полномочий, установленных законодательством, регламентирующим проведение выборов на территории российской Федерации.
Из постановления от 10.09.2017 № не следует, что факт съемки зафиксирован непосредственно на территории избирательного участка, не имеется ссылки на закон, требования которого нарушаются такими действиями. Фактически, незаконность производимой съемки установлена председателем ТИК Кочубеевского района, что не соответствует его полномочиям, определенным законом.
Кроме того, требования ТИК Кочубеевского района, изложенные в Постановлении от 10.09.2017 №, нарушают конституционные права граждан на свободное получение информации, создают препятствие к осуществлению данных прав. Таким образом, требования к ОМВД России по Кочубеевскому району, изложенные в постановлении, неправомерны.
Таким образом, указанные в резолютивной части постановления от 10.09.2017 года № требования об установлении лиц, ведущих съемку, и изъятии имеющихся видеоматериалов не соответствуют полномочиям территориальных избирательных комиссий, определенных законодательством РФ, в частности ч.5 ст.20 Закона №67-ФЗ, и фактически являются указаниями о проведении проверочных мероприятий, что не входит в компетенцию ТИК.
Кроме того, в оспариваемом Постановлении отсутствует ссылка на конкретную норму закона Российской Федерации, в соответствии с которым оно вынесено.
Постановление противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем прокуратурой района 10.09.2017 года в адрес ТИК Кочубеевского района принесен протест, по результатам рассмотрения которого 15.09.2017 года комиссия необоснованно отклонила акт прокурорского реагирования.
На основании изложенного просит суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков»
Обязать Территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района Ставропольского края отменить постановление от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков» после вступления в законную силу судебного акта.
Представитель административного истца Ахтырская Д.А. в судебном заседании административные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края – ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, подав возражения на административное исковое заявление, согласно которым считают, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Постановление Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков» было принято в связи с обращениями избирателей по факту осуществления видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков № расположенных в с. Кочубеевском с помощью видеорегистраторов на транспортных средствах при отсутствии в них водителей, во избежание возможных нарушений избирательных прав граждан, несанкционированной видеофиксации граждан без их согласия, а так же в целях предотвращения террористической угрозы территории избирательных участков в день голосования.
В соответствии с Федеральным законом № №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территория, прилегающая к избирательному участку является территорией подлежащей контролю, как со стороны участковой комиссии, так и со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В том числе, согласно п. 10 ст. 54 № 67-ФЗ существует запрет на вывешивание (расклейку, размещение) печатных предвыборных агитационных материалов на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Таким образом, в зону особого контроля входит территория не менее 50 метров от входа в избирательный участок.
Кроме того, персональную ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности соблюдение и поддержание соответствующего режима в помещениях, где находится УИК (а в день голосования и предшествующий ему день - также в помещении для голосования и на территории, прилегающей к помещению для голосования), выполнение установленных требований членами УИК и лицами, привлеченными к работе в УИК несут председатели соответствующих УИК.
При этом на обращение председателей УИК об идентификации транспортных средств и их проверке сотрудники полиции не реагировали.
Таким образом, указанным постановлением были приняты меры направленные на выявление и пресечение, посредством Отдела МВД России по Кочубеевскому району, незаконной видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков № 591 - 601 расположенных в с. Кочубеевском, на установление лиц, осуществляющих незаконную видеосъемку и установления факта для каких целей она осуществлялась, на изъятие имеющихся видеоматериалов.
Кроме того, председателями УИК были зафиксированы регистрационные номера автомобилей, в которых осуществлялась видеосъемка граждан и которые были оставлены в непосредственной близости от избирательных участков (менее 50 метров) без нахождения в них каких-либо лиц на протяжении длительного времени (более 6 часов), однако сотрудниками МВД России по Кочубеевскому району мер по установлению лиц, указанных в постановлении ТИК принято не было.
Довод, указанный в административном исковом заявлении, о том, что Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков» нарушены конституционные права граждан на свободное получение информации, и созданы препятствия к осуществлению данных прав, не могут быть приняты судом, так как не были установлены конкретные граждане, чьи права были бы нарушены, не указано, какие лица проводили видеосъемку и кем, и в каком процессуальном порядке это зафиксировано.
Полагают, что иск прокурора Кочубеевского района не мотивирован в части утверждения, что ТИК Кочубеевского района вышла за пределы полномочий определенных законом в связи с чем, Постановление Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков» принято в рамках полномочий предусмотренных ст. 20 Федерального закона № №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не подлежит отмене.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с п. «и» ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ), территориальная комиссия осуществляет полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона № 67-ФЗ, комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 14 Закона Ставропольского края от 12.05.2017 №-кз «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края», избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении выборов в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на Участие в референдуме граждан Российской Федерации", законами Ставропольского края осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.
Согласно ч.11 ст.20 Закона № 67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 10.09.2017 года Территориальной избирательной комиссией Кочубеевского района вынесено постановление № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участках», в котором ТИК Кочубеевского района обязал ОМВД России по Кочубеевскому району пресечь незаконную видеосъемку на прилегающей территории избирательных участков №, расположенных в с. Кочубеевском; установить лиц, осуществляющих незаконную видеосъемку и для каких целей она осуществляется; изъять имеющиеся видеоматериалы (л.д. 11).
Как указано в постановлении, оно вынесено в связи с обращениями избирателей в ТИК Кочубеевского района по факту осуществления видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков с помощью видеорегистраторов на транспортных средствах. Суду представлены материалы проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками ОМВД России по Кочубеевскому району в связи с вынесением ТИК Кочубеевского района постановления № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участках», согласно которых фактов видеосьемки непосредственно на территории избирательных участков не выявлено. Установлены владельцы автомобилей с видеорегистраторами, нарушений законодательства в их действиях не установлено, вынесены постановления об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
10.09.2017 года в адрес ТИК Кочубеевского района прокурором Кочубеевского района принесен протест на постановление № от 10.09.2017 года, в котором заявлены требования отменить указанное постановление, (л.д. 9-10).
Председатель Территориальной комиссии Кочубеевского района отклонила протест прокурора Кочубеевского района, (л.д. 7-8).
Суд приходит к выводу, что постановление ТИК Кочубеевского района № от 10.09.2017 года «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участках» является незаконным, поскольку не соответствует требованиям Федерального законодательства.
Суд усматривает, что вынося спорное постановление № от 10.09.2017 года «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участках» ТИК Кочубеевского района вышел за пределы своих полномочий, установленных законодательством, регламентирующим проведение выборов на территории Российской Федерации, поскольку в соответствии ч. 5 ст. 20 Закона № 67-ФЗ, комиссии лишь вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, вынесение постановлений /а не представлений / с конкретными указаниями в адрес правоохранительных органов о пресечении деятельности, изьятии каких-либо материалов в полномочия избирательных комиссий не входит и действующим законодательством о выборах не предусмотрено.
Законодательство о выборах не содержит запрет и не предусматривает ответственность за видеосъемку, осуществляемую за пределами избирательного участка.
Довод административного ответчика, что согласно п. 10 ст. 54 № 67-ФЗ существует запрет на вывешивание (расклейку, размещение) печатных предвыборных агитационных материалов на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них суд находит не состоятельным, так как в приведенной норме закона не содержится ссылки на запрет видеосъемки на прилегающей территории избирательного участка. Кроме того, не имеется и данных о том, что автомобили с видеорегистраторами располагались ближе 50 метров от избирательных участков. Требования ТИК Кочубеевского района, изложенные в Постановлении от 10.09.2017 №, нарушают конституционные права граждан на свободное получение информации, создают препятствия к осуществлению данных прав.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края удовлетворить.
Признать постановление Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видеосъемки на прилегающей территории избирательных участков» незаконным.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района Ставропольского края отменить постановление от 10.09.2017 года № «Об осуществлении видиосъемки на прилегающей территории избирательных участков».
Об исполнении решения сообщить в месячный срок прокурору Кочубеевского района и в Кочубеевский районный суд
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Кочубеевского районного суда И.А. Рулев
Мотивированное решение по делу изготовлено 03.11.2017 года.