Дело № 2а-1424/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тверь 15 сентября 2020 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Грачевой С.О.,
при секретаре Петраченковой М.Ю.,
с участием:
представителя административного ответчика ФИО1 – адвоката Рыжова С.В.,
представителя заинтересованного лица администрации города Твери – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 36 рублей 31 копейка, налога на имущество физических лиц в размере 82228 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 473 рубля 45 копеек, а всего - 82737 рублей 76 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, на которого зарегистрированы транспортные средства. На праве собственности принадлежат объекты недвижимости, в связи с чем, ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление на уплату налога.
Своевременно ответчиком налог не уплачен. В связи с тем, что административный ответчик не выполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортный налог, начислены пени за неуплату налогов.
В адрес налогоплательщика были направлено требование об уплате налога и пени от 27.12.2018 года № 26271, которое осталось без исполнения. До настоящего времени ответчиком задолженность налога на имущество физических лиц и пени на них в бюджет не перечислена.
В ходе рассмотрения дела для участия в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Твери, Управление Росреестра по Тверской области, ФИО3 и ФИО4
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области и административный ответчик ФИО1 не явились, будучи уведомленными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 – адвокат Рыжов С.В. с заявленными требованиями согласился частично, задолженность ответчика по уплате налога имущество физических лиц за объект налогообложения квартиру по адресу: <адрес>, а также по уплате пени по транспортному налогу с физических лиц не оспаривал. Также, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях, в которых в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области в части взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения - автостоянка по адресу: <адрес>Б кадастровый № просил отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации города Твери ФИО2 в судебном заседании разрешение вопроса об обоснованности заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что по решению Заволжского районного суда г. Твери от 30 мая 2017 года объект – автостоянка, расположенная по адресу: <адрес>Б снят с кадастрового учета.
Остальные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлялись судом заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судом явка сторон не признана обязательной.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса и их доводы, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогообложение имущества физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Как следует из ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Главой 28 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
П. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налогоплательщиками данного налога положениями ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Ст. 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 НК РФ).
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Определением мирового судьи судебного участка № 66 по Тверской области от 09.12.2019 года ранее выданный судебный приказ от 05.04.2019 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени отменен в соответствии со статьей 123.5 КАС РФ. От должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный ответчик в налоговом периоде - 2017 г. являлся собственником транспортных средств: автомобиль TOYOTA CAMRY, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 181 л.с.; автомобиль CHEVROLET NIVA 212300-55,, государственный регистрационный знак № с мощностью двигателя 79 л. с.
Кроме того, в налоговом периоде 2015 г. - 2017 г. в собственности ФИО1 находились объекты недвижимого имущества, перечисленные в налоговом уведомлении № 55249827 от 05.10.2018 г.
Налоговым органом в соответствии с приведенными требованиями закона ответчику, согласно налоговому уведомлению № 55249827 от 05.10.2018 г. начислен: транспортный налог за 2017 г. на сумму (5430+796) 6226 рублей; налог на имущество физических лиц за 2015 г. - 2017 г. в размере (75959 +308+477+525+5754) 82228 рублей.
В связи с тем, что административный ответчик не выполнил обязанность надлежащим образом по уплате транспортного налога в установленные законом сроки, то на основании ст. 75 НК РФ начислены пени за неуплату транспортного налога в сумме 36 рублей 31копейка. Так же, начислены пени по налогу на имущество физических лиц в размере 473 рубля 45 копеек.
ФИО1 как владельцу транспортных средств и объектов недвижимости направлено требование об уплате налога и пени от 27.12.2018 г. № 26271 со сроком исполнения до 05.02.2019 г.
Налоговые уведомления и требования направлены в адрес налогоплательщика заказными письмами с уведомлением, что подтверждено представленными списками заказных писем, на которых имеется штамп почтового отделения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговые уведомления считаются полученным ответчиком.
Таким образом, истец выполнил возложенную на него законом обязанность по направлению ответчику требования об уплате налога – в целях предупреждения о наличии задолженности по уплате налогов. Неполучение административным ответчиком в срок налогового уведомления не отменяет обязанность уплатить правильно начисленные налоги.
Суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания пени по транспортному налогу в размере 36 рублей 31 копейка, налога на имущество физических лиц в размере 1310 рублей (в отношении объектов недвижимости: квартира по адресу: <адрес> пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 30 копеек.
Что касается требований о взыскании задолженности налога на имущество физических лиц в отношении объекта– иные строения, помещения и сооружения кадастровый номер № №, автостоянка, площадь замощения 4398 кв.м., помещение охраны 4,4 кв.м. назначение: нежилое, 1-этаж, общая площадь 4398 кв.м. по адресу: город Тверь, <адрес>, кадастровая стоимость 207 160 577,00 рублей, суд приходит к выводу, что налоговая недоимка на указанное имущество не подлежит взысканию на основании следующего.
В отношении указанного объекта налогообложения определена сумма налога за налоговый период 2016 г. - 2017 г. Также, начислены пени.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц на основании статьи 401 Налогового кодекса признаются жилой дом, квартира, комната, гараж (машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение (в том числе хозяйственные строения), сооружение, помещение.
По общему правилу, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении любого объекта недвижимости (в том числе хозяйственных строений) возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Как следует из положений статей 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации подлежит право собственности не на все строения, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости - объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Строения, не отвечающие указанным выше признакам (например - замощение), не являются объектами недвижимости.
Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.
Хозяйственные строения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
При этом нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не регулирует налоговые правоотношения.
Объектом налогообложения в административном заявлении является указанный в качестве такового объект недвижимости – иные строения, помещения и сооружения кадастровый номер № №, автостоянка, площадь замощения 4398 кв.м., помещение охраны 4,4 кв.м. назначение: нежилое, 1-этаж, общая площадь 4398 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость 207 160 577,00 рублей.
Согласно представленным налоговым органом сведениям о недвижимости, налогоплательщику ФИО1 в налоговом периоде 2016 г. – 2017 г., принадлежит доля в праве на объект недвижимости - автостоянку площадью замощения 4398 кв. м. и помещение охраны - 4.4 кв. м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением Тверского областного суда от 16.12.2014 (дело №33-4581/2014) отменено решение Заволжского районного суда города Твери от 15.09.2014 и постановлено новое, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 и ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным как не соответствующий ст. 36 ЗК РФ выраженный в письме от 27.02.2014 № 3453-09 отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка ФИО3 и ФИО4; обязании Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области принять решение о приватизации земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> – б, разрешенное использование: под автостоянку, площадью 4415 кв.м; подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и направить его истцам в месячный срок с момента вступления решения в законную силу-отказать.
Указанным определением установлено следующее.
Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для признания объекта недвижимым как объекта гражданских прав необходимо также подтверждение того, что данный объект был создан в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Площадки, покрытые асфальтом и обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. По существу покрытие (замощение) какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом благоустройства участка.
Наличие признаков, характерных для объекта капитального строительства (связь с земельным участком и невозможность перемещения без ущерба) не усматривается. Находящиеся на спорном земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100083:6, по адресу: <адрес>, автостоянка, площадь замощенная 4 398 кв.м., помещения охраны 4,4 кв.м. не являются объектами капитального строительства.
Решением Заволжского районного суда г. Твери по делу № 2-977/2017 от 30.05.2017 года удовлетворены исковые требования администрации г. Твери к Индивидуальному предпринимателю ФИО4, Индивидуальному предпринимателю ФИО3, ФИО1 о признании зарегистрированное право общедолевой собственности ФИО4 (доля в праве 1/2) на автостоянку, площадь замощенная 4 398 кв.м, помещения охраны 4,4 кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, запись регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № от 18.11.2016, отсутствующим; признании зарегистрированное право общедолевой собственности ФИО3 (доля в праве 1/3) на автостоянку, площадь замощенная 4 398 кв.м., помещения охраны 4,4 кв.м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, запись регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № от 03.06.2013, отсутствующим; признании зарегистрированное право общедолевой собственности ФИО1 (доля в праве 1/6) на автостоянку, площадь замощенная 4 398 кв.м., помещения охраны 4,4 кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, запись регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № от 18.11.2016, отсутствующим.
Постановлено в отношении ответчика ФИО1: признать зарегистрированное право общедолевой собственности ФИО1 (доля в праве 1/6) на автостоянку, площадь замощенная 4 398 кв.м, помещения охраны 4,4 кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, запись регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество № от 18.11.2016 г., отсутствующим.
Решение вступило в законную силу 01.08.2017.
Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости.
В настоящее время судебное решение исполнено.
Суд учитывает, что сама по себе регистрация иных строений, помещений и сооружений в ЕГРН при отсутствии подтверждения возникновения права собственности налогоплательщика на объект налогообложения, не является основанием для исчисления и уплаты налог на имущество физических лиц.
Поскольку вступившими в законную силу судебными актами признано отсутствующим право собственности на автостоянку и помещения охраны, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, за ФИО1, то и бремя собственника по содержанию данного имущества, в том числе по уплате налога как формы пользования, на него возложено быть не может.
В случае отказа судом в удовлетворении требований о взыскания недоимки в отношении объекта налогообложения - иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> кадастровый № на который произведено начисление пени, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика заявленной в иске суммы пени.
При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика составляет 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области пени по транспортному налогу в размере 36 рублей 31 копейка, налог на имущество физических лиц в размере 1310 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 27 рублей 30 копеек, а всего взыскать 1373 рубля 61 копейку.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области требований в остальной части – отказать.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Председательствующий подпись С.О. Грачева
Копия верна.
Решение (определение) не вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-1424/2020 Заволжского районного суда города Твери.
Копия выдана (направлена) 15 сентября 2020 года
Судья С.О. Грачева
Секретарь М.Ю. Петраченкова
Дело № 2а-1424/2020