РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Осмольской М.О.,
при секретаре Гапонович К.В.,
помощник судьи Борисова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца Парасочка Е.С. административное дело № 2а-212/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к Вольному Сергею Викторовичу о взыскании суммы земельного налога, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения предмета иска) к Вольному С.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 164 306 рублей, пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 736 рублей 64 копейки, всего 165 042 рубля 64 копейки.
В обоснование исковых требований указано, что Вольный С.В. в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать земельный налог, так как является собственником земельных участков согласно сведениям об имуществе налогоплательщика, переданным Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области в порядке п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) за налоговый период 2012 год, 2013 год. Не ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ) за налоговый период 2014 год. Не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ) за налоговый период 2015 год. Налоговым периодом согласно ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год. В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Информация по решениям сельских поселений общедоступна, размещена на сайте УФНС России по Томской области (https://www.nalog.ru/rn70/service/tax/, электронные услуги, сервис: «Справочная <https://www.nalog.ru/tax/> информация о ставках и льготах по имущественным налогам»). Таким образом, расчет суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, осуществляется по следующей формуле: налоговая база х размер доли х налоговая ставка / 100 / 12 месяцев х количество месяцев, за которые производится расчет, перерасчет к году = исчисленная сумма налога. Вольному С.В. был начислен земельный налог за 2018 год в размере 164 306 рублей. В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией налогоплательщику было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога № 20126203 от 16.08.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019. Налогоплательщиком сумма налога уплачена не была. В соответствии с п. 1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан оплатить пеню, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах до дня уплаты налога. Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Общая сумма пени за задолженность по земельному налогу за 2018 год составляет 736 рублей 64 копейки. В связи с отсутствием оплаты налога, на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Вольному С.В. было направлено требование об уплате налога № 40550 от 24.12.2019 с предложением уплатить сумму налога и пени добровольно до 30.01.2020. Требование было оставлено без удовлетворения. 28.02.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области был вынесен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области к Вольному С.В. о взыскании в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 165 042 рубля 64 копейки. Мировым судьей судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области вынесено определение об отмене судебного приказа по делу № 2а-353/2020 (2) от 18.08.2020 на основании поступивших возражений от должника Вольного С.В. относительно исполнения судебного приказа. На момент подачи административного искового заявления налогоплательщиком не уплачена сумма земельного налога в общем размере 164 306 рублей и пени в общем размере 736 рублей 64 копейки.
Представитель административного истца Парасочка Е.С. в судебном заседании исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области поддержала. Пояснила, что в адрес Вольного С.В. было направлено уведомление № 20126203 от 16.08.2019, которое не было исполнено, в связи с чем налоговым органом было выставлено требование № 40550 от 24.12.2019 об уплате задолженности по земельному налогу в размере 164 306 рублей и пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 736 рублей 64 копейки. Данное требование административным ответчиком также не было исполнено. Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности, 28.02.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Вольного С.В. задолженности в размере 165 042 рубля 64 копейки. По возражениям Вольного С.В. данный судебный приказ был отменен. Административным истцом в 2020 году был осуществлен перерасчет земельного налога Вольному С.В. за 2018 год. При расчете в 2019 году использовалась налоговая ставка 0,3 %. Предусмотренная законом процедура направления уточненного налогового уведомления Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области соблюдена: новое налоговое уведомление с перерасчетом по ставке 1,5 %, установленной в 2020 году было направлено в адрес налогоплательщика Вольного С.В. Перерасчет земельного налога произведен с учетом ранее исчисленного налога, в налоговом уведомлении № 90877714 от 27.02.2020 приведены суммы задолженности по земельному налогу за вычетом сумм земельного налога, указанных в налоговом уведомлении № 20126203 от 16.08.2019. Таким образом, данные налоговые уведомления не взаимозаменяемы, а дополняют друг друга. Основанием для перерасчета земельного налога явилось изменение налоговой ставки. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отмены налогового уведомления, при перерасчете налога направляется новое налоговое уведомление, которое дополняет предыдущее налоговое уведомление. У налогоплательщика в рамках уточненного налогового уведомления возникла обязанность по уплате суммы земельного налога, указанного в нем, при этом первичное налоговое уведомление не отменяется.
Административный ответчик Вольный С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного ответчика Вольного С.В. Пимонова Т.В. в отзыве на административное исковое заявление указала, что согласно подп. 1, 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, в также срок уплаты налога. Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговые органы в случаях, предусмотренных кодексом, исчисляют налоговую базу на основании имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (п. 5 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговым органом (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст.85 и п.п. 11, 12 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. В силу п.п. 6, 8 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении. Таким образом, федеральным законом обеспечено представление указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, то есть не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. При этом из смысла приведенных норм следует, что физические лица – налогоплательщики земельного налога должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно. При этом, до дня получения физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу у него не возникает публично-правовая обязанность по уплате этого налога, а значит налоговый орган не вправе защищать соответствующее публичное право в судебном порядке. Данная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2010 № 4-В10-16, согласно которой поскольку налоговый орган не вручил налогоплательщику уведомление об уплате налогов, у заявителя не возникло публично - правовой обязанности уплатить налог. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 № 468-О-О, п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами. Суду представлено налоговое уведомление на сумму 164 306 рублей и требование № 40550 на ту же сумму налога за 2018 год. Вместе с тем, в приказном производстве № 2а-424/20 содержится иное налоговое уведомление от 27.02.2020 на сумму 657 215 рублей и требование от 26.05.2020 на сумму 1 318 259 рублей также по земельному налогу за 2018 год. Из смысла п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым органом предоставлено право направить налогоплательщику уведомление при корректировке налоговой базы. Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.10.2010, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления. В случае неправильного исчисления налоговым органом земельного налога, налоговым органом должен быть произведен соответствующий перерасчет и направлено уточненное налоговое уведомление, по получению которого у налогоплательщика возникает налоговая обязанность. Таким образом, юридическую силу имеет первичное налоговое уведомление в период до направления налогоплательщику уточненного налогового уведомления. За один и тот же налоговый период не могут существовать одновременно два налоговых уведомления и два налоговых требования, поскольку в таком случае они друг друга взаимоисключают и порождают необоснованные сомнения у налогоплательщика, что именно ему надлежит платить и в чем состоит его истинная налоговая обязанность. Поскольку налоговый орган направил налогоплательщику за один период два взаимоисключающих налоговых уведомления и два взаимоисключающих налоговых требования, оба они одновременно не могут считаться юридически действительными. После уточнения налоговых обязанностей налогоплательщика первичные уведомление и требования утрачивают юридическую силу. Настоящий иск заявлен на основе первичных налогового уведомления и требования, что недопустимо, поскольку таким образом налогоплательщик вынужден исполнять две взаимоисключающие налоговые обязанности за один и тот же налоговый период. Настоящий иск возможно рассматривать только в одном случае, если будут отозваны как недействующие уточненное налоговое уведомление и уточненное налоговое требование. Доводы истца о том, что первичное и уточненное налоговое уведомления не пересекаются, а дополняют друг друга, противоречат содержанию этих документов: они выставлены за одни и те же объекты налогообложения и за один и тот же налоговый период, в них отличаются только ставки налога, однако, налогоплательщик не может быть одновременно привлечен к уплате одного и того же налога по различным налоговым ставкам. Налоговая обязанность не может быть расщеплена, она существует как единая и подлежит указанию в едином уведомлении. Одна обязанность не может быть выражена в двух документах, это противоречит ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая обязанность возникает либо из первичного, либо из уточненного налогового уведомления.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Вольный С.В. в 2018 году являлся собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>»; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
За 2018 год налоговым органом Вольному С.В. был исчислен земельный налог в сумме 164 306 рублей исходя из кадастровой стоимости указанных земельных участков с учетом ставки налога 0,3 %.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией административному ответчику направлено налоговое уведомление № 20126203 от 16.08.2019 об уплате земельного налога в сумме 164 306 рублей в срок не позднее 02.12.2019. Сумма земельного налога в срок, указанный в налоговом уведомлении Вольным С.В. не была уплачена, что подтверждается сведениями, отраженными в карточке «Расчеты с бюджетами».
За неисполнение обязательства по уплате земельного налога в установленный законом срок Вольному С.В. за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 начислена пеня в сумме 736 рублей 64 копейки.
На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику было направлено требование № 40550 от 24.12.2019 об уплате суммы земельного налога за 2018 год в размере 164 306 рублей и пени по земельному налогу в размере 736 рублей 64 копейки в срок до 30.01.2020.
Данное требование административным ответчиком также не исполнено, доказательств обратного в суд не представлено.
Возражая против удовлетворения предъявленных требований, представителем административного ответчика Пимоновой Т.В. в отзыве указано на то, что в материалах приказного производства содержится налоговое уведомление № 90877714 от 27.02.2020 об уплате земельного налога за 2018 год в сумме 657 215 рублей и требование № 13136 от 26.05.2020. При рассмотрении настоящего дела представлено налоговое уведомление №20126203 от 16.08.2019 об уплате земельного налога за 2018 год в сумме 164 306 рублей и требование № 40550 от 24.12.2019. Налоговый орган направил налогоплательщику за один период два взаимоисключающих налоговых уведомления и два взаимоисключающих налоговых требования: они выставлены за одни и те же объекты налогообложения и за один и тот же налоговый период, в них отличаются только ставки налога.
Указанные доводы суд находит необоснованными исходя из следующего.
Как следует из положений п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование (ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области (в редакции от 31.10.2016 № 29, от 17.04.2017 № 08, от 24.07.2018 № 33, от 26.11.2019 № 43) установлены налоговые ставки по земельному налогу.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что в 2020 году был осуществлен перерасчет земельного налога за 2018 год, Вольному С.В. было направлено уточненное налоговое уведомление № 90877714 от 27.02.2020 (с перерасчетом земельного налога исходя из ставки 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков).
Как следует из материалов дела № 2а-2213/2020, Межрайонная ИФНС России № 8 по Томской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вольного С.В. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах поселений: земельного налога за 2018 год в размере 1318259 рублей, пени за период с 13.05.2020 по 25.05.2020 в размере 3 141 рубль 85 копеек, на общую сумму 1 321 400 рублей 85 копеек.
Мировым судьей судебного участка № 4 Северского судебного района Томской области 10.08.2020 вынесен судебный приказ о взыскании с Вольного С.В. в пользу соответствующего бюджета задолженности в размере 1 321 400 рублей 85 копеек, из которых: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2018 год в размере 1 318 259 рублей, пени по земельному налогу за период с 13.05.2020 по 25.05.2020 в размере 3 141 рубль 85 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Северского судебного района Томской области от 28.10.2020 указанный судебный приказ от 10.08.2020 отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
Обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговым органом было указано, что в соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации Вольному С.В. было направлено налоговое уведомление от 27.02.2020 №90877771, от 27.02.2020 № 90877714, согласно которому сумма исчисленного налога за 2018 год составляет 1 318 259 рублей. В связи с неуплатой суммы налога Вольному С.В. начислена пеня в размере 3 141 рубль 85 копеек. На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику направлено требование об уплате налога от 26.05.2020 № 13136 с предложением добровольно уплатить сумму задолженности в срок до 14.06.2020. Требование оставлено без удовлетворения.
Налоговое уведомление № 90877714 от 27.02.2020 «перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению № 20126203, в рамках ОКТМО» содержит сведения о произведенном перерасчете по земельному налогу за 2018 год по объектам налогообложения (земельным участкам) аналогичным указанным в налоговом уведомлении № 20126203 от 16.08.2019 с применением налоговой ставки 1,50 %. При этом, в налоговом уведомлении №90877714 от 27.02.2020 сумма исчисленного налога по каждому объекту налогообложения уменьшена на сумму налога, указанную в налоговом уведомлении № 20126203 от 16.08.2019, итоговая сумма подлежащая уплате с учетом перерасчета указана в графе «сумма к доплате (+) к уменьшению (-) (руб.).
Таким образом, налоговое уведомление № 20126203 от 16.08.2019, сформированное исходя из налоговой ставки 0,3 % со сроком уплаты не позднее 02.12.2019, является первичным; налоговое уведомление № 90877714 от 27.02.2020 сформировано при перерасчете земельного налога по первичному налоговому уведомлению с учетом налоговой ставки 1,5 % со сроком уплаты не позднее 08.05.2020 за вычетом сумм налога указанных в первичном налоговом уведомлении (№ 20126203 от 16.08.2019). Требование № 13136 от 26.05.2020 выставлено по двум налоговым уведомлениям от 27.02.2020 № 90877771, №90877714.
Процедура направления уточненного налогового уведомления и требования, предусмотренная положениями ст.ст. 52, 71 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом соблюдена.
Вопреки доводам представителя административного ответчика налоговые уведомления № 20126203 от 16.08.2019 и № 90877714 от 27.02.2020, выставленные требования не являются взаимоисключающими, поскольку указанные в них суммы земельного налога не идентичны, не дублируются в указанных документах.
До настоящего времени Вольным С.В. сумма земельного налога за 2018 год в размере 164 306 рублей и пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 736 рублей 64 копейки не уплачены. Доказательств обратного в суд не представлено.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области о взыскании с Вольного С.В. суммы земельного налога за 2018 год в размере 164 306 рублей и пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 736 рублей 64 копейки подлежат удовлетворению.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Согласно подп. 19 ч. 1 ст. 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Оснований для освобождения административного ответчика Вольного С.В. от подлежащей уплате по делу государственной пошлины не имеется.
Поскольку исковые требования, предъявленные к Вольному С.В., удовлетворены в общей сумме 165 042 рубля 64 копейки, с административного ответчика в доход местного бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 486 рублей 12 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к Вольному Сергею Викторовичу о взыскании суммы земельного налога, пени удовлетворить.
Взыскать с Вольного Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в пользу соответствующего бюджета сумму земельного налога за 2018 год в размере 164 306 рублей, пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 736 рублей 64 копейки, а всего 165 042 рубля 64 копейки.
Взыскание налога и пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Томской области), ИНН 7014010065 / КПП 701701001, Сч. № 40101810900000010007, Банк получателя Отделение Томск г. Томск, БИК 46902001; КБК для земельного налога 18210606043101000110, КБК для пени по земельному налогу 18210606043102100110, ОКТМО 69654416.
Взыскать с Вольного Сергея Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 486 рублей 12 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская
Копия верна
УИД 70RS0005-01-2020-003719-86
Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-212/2021
Судья М.О. Осмольская
Секретарь К.В. Гапонович