ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1424/2021 от 04.04.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

копия

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 года город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фомушиной М.А., при секретаре судебного заседания Колесниковой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителей заинтересованных лиц: МУП «КОС» ФИО3, ООО «<данные изъяты>» ФИО4, а также старшего помощника прокурора г. Норильска Образцовой А.В.,

рассматривая в открытом судебном заседании по средствам видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Норильск-Телеком» к Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы»

УСТАНОВИЛ:

Административным истцом подан административный иск с требованием признать постановление Администрации города Норильска от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» недействующим и принятым с нарушением Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28 июня 2011 года № 34-815 «Об утверждении Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск» (с учетом изменений, внесенных Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 18 февраля 2020 года № 18/5-418), Порядка установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы», утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 26 мая 2020 года № 251, п. 30, п. 38 Постановления Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» и п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», заявленное требование мотивировано тем, что административный истец является оператором услуг связи на основании лицензии № 143430 от 13 апреля 2016 года (на оказание телематических услуг связи), от 05 июня 2017 года (на оказание услуг местной телефонной связи). 28 ноября 2019 года АО «Норильск-Телеком» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с заявлением о нарушении МУП «КОС» антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии приказа устанавливающим необоснованные тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре. По результатам рассмотрения заявления вынесено предупреждение № 233 от 13 января 2020 года, поскольку МУП «КОС» не вправе самостоятельно формировать указанный тариф. 01 июня 2020 года Администрацией города Норильска принято оспариваемое постановление, однако, тариф, утвержденный административным ответчиком полностью идентичен тарифу, ранее установленному МУП «КОС», в связи с чем Администрацией города Норильска не были осуществлены мероприятия по проверке экономической обоснованности стоимости оказываемых МУП «КОС» услуг, не проведен анализ включения в состав тарифа затрат, не предусмотренных Правилами недискриминационного доступа, кроме того, установлены различные тарифы на доступ к одному и тому же объекту инфраструктуры.

В судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности № 35 от 28 февраля 2022 года и имеющая высшее юридическое образование, заявленное требование поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, настаивала на его удовлетворении.

Представитель Администрации города Норильска Штучный В.И., действующий на основании доверенности № 10-165 от 28 декабря 2020 года и имеющий высшее юридическое образование, возражал против заявленного требования, указывая, что оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок принятия указанного Постановления нарушен не был, также поддержал возражения на административный иск, представленные ранее, согласно которым основанием для издания оспариваемого постановления явилось предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Постановление № 267 издано с учетом нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в том числе ФЗ «О связи», Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи № 1284, также был утвержден Порядок установления цен (тарифов) на услуги и работы МУП «КОС», которым установлено направление независимой оценки расчета на проверку правильности расчетов в МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» (заключение независимой оценки, проект прейскуранта цен, пояснительная записка, расчет себестоимости). Проверка документов осуществляется в период до 30 дней, результаты оформляются в виде заключения за подписью директора, которое направляется в Управление потребительского рынка и услуг для рассмотрения на заседании балансовой комиссии. 28 мая 2020 года было подготовлено заключение, 29 мая 2020 года на заседании балансовой комиссии заключение рассмотрено, предлагаемые цены (тарифы) одобрены, оспариваемое постановление опубликовано в газете. Таким образом, постановление издано в пределах компетенции Администрации с соблюдением всех процедур, а установление различного тарифа обусловлено техническими характеристиками, в том числе весом, степенью опасности поражения электротоком, пожаробезопасностью.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП «КОС» ФИО3, действующий на основании доверенности № 755-Д от 07 декабря 2021 года и имеющий высшее юридическое образование, возражал против удовлетворения заявленного требования, поддержав ранее представленные возражения, согласно которым оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку тарифы на доступ к инфраструктуре устанавливаются владельцами равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, также в состав тарифа включены затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных п. 30 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре. Довод административного истца о том, что предупреждением УФАС по Красноярскому краю тарифы признаны незаконными, является несостоятельным, поскольку при проведении проверки тариф отменен не был, не признавался незаконным. Кроме того, МУП «КОС» была проведена независимая оценка (тарифов), предоставленная в обоснование их утверждения и были представлены документы, в соответствии с установленным Порядком.

Представитель заинтересованного лица ООО «Айтерика» ФИО4, действующий на основании доверенности от 13 мая 2021 года и имеющий высшее юридическое образование, в судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи заявленное требование поддержал, настаивал на его удовлетворении на основании доводов, изложенных в ранее представленном отзыве на иск, согласно которого ООО «<данные изъяты>» оказывает услуги связи на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, от 26 января 2017 года. Для оказания услуг связи необходимо размещать действующие волоконно-оптические линии связи на объекте инфраструктуры – коллекторном хозяйстве г. Норильска, участки коллектора, необходимые заинтересованному лицу, принадлежат на праве собственности Администрации города Норильска и переданы на праве хозяйственного ведения МУП «КОС», иным способом ВОЛС размещены быть не могут. Тариф на услугу по предоставлению доступа к коллектору был установлен приказом МУП «КОС» от 28 июня 2019 года, в связи с нарушением норм законодательства РФ о защите конкуренции, заинтересованное лицо направило заявление о нарушение антимонопольного законодательства в Красноярское УФАС, было вынесено предупреждение в адрес Администрации города Норильска, в связи с чем 01 июня 2020 года принято Постановление № 267, которым утверждены цены (тарифы) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС», однако, тарифы полностью совпадают с ранее установленными, при вынесении оспариваемого постановления была нарушена процедура установления тарифов на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, поскольку в постановлении отсутствуют сведения о порядке формирования тарифа, закреплены экономически не обоснованные тарифы на пользование коллектором, собственник инфраструктуры компенсирует не только затраты на содержание инфраструктуры, связанные с размещением линий связи операторов, но и иные затраты. В связи с чем Постановление № 267 нарушает не только муниципальные правовые акты, но и законодательство о защите конкуренции.

Представитель заинтересованного лица – Муниципального казненного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, до судебного заседания был представлен отзыв на иск, согласно которого с доводами административного истца не согласны, поскольку согласно Порядка установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильска «Коммунальные объединенные системы», утвержденного Администрацией города Норильска от 26 мая 2020 года № 251, расчет цен (тарифов) с приложением результатов независимой оценки МУП «КОС» направляет на проверку, в том числе определенные прилагаемые документы, МКУ «УЖКХ» в период до 30 календарных дней осуществляет проверку указанных документов, оформляя результаты в виде заключения. 28 мая 2020 года было подготовлено заключение, содержащее положительный результат проверки, 29 мая 2020 года на заседании балансовой комиссии рассмотрено заключение и решением предлагаемые цены (тарифы) одобрены. При проверке правильности расчетов были соблюдены все требования действующего законодательства. Документы подтверждали необходимость включения затрат, направленных на техническое обслуживание специальных объектов инфраструктуры и обеспечение беспрепятственного доступа к ним.

Суд не признал явку неявившегося представителя заинтересованного лица в судебное заседание обязательной и считает, что неявка указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, а также заключение старшего помощника прокурора г. Норильска Образцовой А.В., полагавшей необходимой в удовлетворении административного иска отказать, оценив доводы сторон, доводы письменных отзывов на иск, а также исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1.1 части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ).

В силу п.п. 3.1, 3.1.3 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815 "Об утверждении Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск" Администрацией города Норильска устанавливаются цены (тарифы) на услуги, работы, оказываемые физическим и юридическим лицам. Муниципальными унитарными предприятиями: иные услуги, работы муниципальных унитарных предприятий.

Основным методом установления цен (тарифов) является метод установления фиксированных цен и тарифов по принципу экономической обоснованности расходов (п. 4.1 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815).

Установление цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий производится Администрацией города Норильска в соответствии с законодательством согласно Порядку, утвержденному Постановлением Администрации города Норильска (п. 5.1 Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 28.06.2011 N 34-815).

В целях урегулирования вопроса установления цен (тарифов) на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" утвержден Порядок установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (прилагается) Постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от 26.05.2020 N 251.

Согласно п.п. 38, 30 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил (владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан: а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил; б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору; в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: создание дискриминационных условий.

Как усматривается из представленных документов, АО «Норильск-Телеком» является собственником внешних сетей связи, расположенных в районе Кайеркан г. Норильска, «АТС-4» с ремонтной базой «Алтай-1» линейно-кабельного сооружения связи, протяженностью 25 226 м, линейно-кабельного сооружения АТСЭ-46, протяженностью 84 770 м, расположенного в Центральном районе г. Норильска, линейно-кабельного сооружения связи АТС-44, протяженностью 41 149 м, расположенного в районе Талнах г.Норильска, магистральной телефонной сети, протяженностью 33 587 м в Центральном районе г. Норильска. 19 января 2016 года утверждено Положение о предоставлении доступа к объектам инфраструктуры МУП «КОС» на основании приказа № КОС/51-п.

14 июня 2019 года МУП «КОС» был издан приказ № КОС/72-п об утверждении Порядка формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП «КОС», в котором определялось формирование тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре.

28 июня 2019 года МУП «КОС» утвердил и ввел в действие с 01 июля 2019 года изменения в п. 2.5 Прейскуранта на работы и услуги на 2019 год.

28 ноября 2019 года административный истец обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с заявлением о проверке порядка формирования МУП «КОС» тарифа за предоставление доступа к инфраструктуре на соответствии п.п. 38, 30 Правил № 1284.

13 января 2020 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в адрес Администрации города Норильска вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 233, согласно которого МУП «КОС» является муниципальным унитарным предприятием города Норильска Красноярского края, в связи с чем к исключительной компетенции Норильского городского Совета депутатов относится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги, оказываемые МУП «КОС». В тоже время Норильский городской Совет депутатов предусмотрел, что цены (тарифы) на все услуги всех муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск устанавливаются Администрацией города Норильска. В связи с чем предупреждением был установлен срок до 01 июня 2020 года для осуществления действий по установлению тарифов МУП «КОС».

25 мая 2020 года Администрацией города Норильска утвержден Порядок установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (постановление № 251), согласно которого установление цен (тарифов) осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Решением Норильского городского Совета депутатов от 28.06.2011 N 34-815 "Об утверждении порядка принятия решений об установлении цен (тарифов) на услуги, работы муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск". Основаниями для установления или изменения цен (тарифов) являются: изменение внешних экономических условий (цен на материалы, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, объема оказываемых услуг, выполняемых работ (производства продукции) и т.п.; изменение нормативных правовых актов по вопросам регулирования цен (тарифов); обоснованное изменение затрат, результатов финансовой деятельности МУП "КОС"; предписания органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю за соблюдением законодательства в области регулирования тарифов, а также вступившие в законную силу решения суда; окончание периода действия прейскуранта; начало оказания услуг (выполнение работ), ранее не оказывавшихся.

Кроме того, указанный выше Порядок определил, что расчет цен (тарифов) с приложением результатов независимой оценки МУП "КОС" направляет на проверку правильности расчетов в МКУ "УЖКХ". Расчет содержит следующие обосновывающие материалы и документы: заключение независимой оценки; проект прейскуранта цен (тарифов) на услуги, работы; пояснительную записку с обоснованием введения новых или изменения действующих цен (тарифов), используемого метода установления цен (тарифов), указанием планируемой рентабельности, планируемого экономического результата; расчет себестоимости услуг, работ с подробной расшифровкой затрат на их оказание (с приложением технологических карт, норм времени, калькуляций, локальных сметных расчетов, иных обосновывающих материалов и документов). МКУ "УЖКХ" в период до 30 календарных дней со дня получения материалов и документов, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, осуществляет Проверку с учетом заключения независимой оценки. Результаты Проверки оформляются в виде заключения за подписью директора МКУ "УЖКХ". При положительном результате Проверки Заключение с приложением Документов направляются в МКУ "УПРиУ" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня подписания Заключения для рассмотрения на заседании Балансовой комиссии. При наличии замечаний МКУ "УЖКХ" возвращает представленные Документы МУП "КОС" на доработку с указанием причин возврата в письменном виде. Решение Балансовой комиссии оформляется протоколом. Положительное решение Балансовой комиссии (об одобрении предлагаемых цен (тарифов) является основанием для подготовки МКУ "УПРиУ" проекта постановления Администрации города Норильска об утверждении цен (тарифов) на соответствующие услуги, работы МУП "КОС, подлежащего изданию Главой города Норильска. Подготовка указанного проекта осуществляется в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания Балансовой комиссии, одобрившей предложенные цен (тарифы). При отрицательном решении Балансовой комиссии (о неодобрении предложенных цен (тарифов) Документы возвращаются в МКУ УЖКХ для организации их доработки. МКУ "УПРиУ" осуществляет контроль правильности применения цен (тарифов) на услуги, работы, оказываемые (выполняемые) МУП "КОС".

01 июня 2020 года Администрацией города Норильска вынесено оспариваемое постановление № 267, которым утверждены следующие цены (тарифы) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы":

N п/п

Наименование

Единица измерения

Тариф, руб. (без НДС)

1

Предоставление доступа для размещения линейно-кабельных сооружений

1 п. м/месяц

26,94

2

Предоставление доступа для размещения сетей электросвязи и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений:

2.1

до 17 мм

1 п. м/месяц

5,47

2.2

18 - 26 мм

1 п. м/месяц

8,37

2.3

27 - 33 мм

1 п. м/месяц

10,62

2.4

34 - 41 мм

1 п. м/месяц

13,19

2.5

42 - 48 мм

1 п. м/месяц

15,44

2.6

более 49 мм

1 п. м/месяц

15,76

Постановление № 267 опубликовано в газете «Заполярная Правда» 19 июня 2020 года.

16 июня 2020 года АО «Норильск-Телеком» вновь направило заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю для проверки формирования Администрацией города Норильска тарифа за предоставление доступа к инфраструктуре на соответствие п.п. 38, 30 Правил № 1284.

Согласно ответа Управления от 07 июля 2020 года оспариваемое Постановление №267 принято во исполнение ранее выданного предупреждения, тариф за предоставление доступа для размещения линейно-кабельных сооружений в размере 26,94 рублей (без НДС) в месяц за 1 погонный метр, утверждённый Постановлением, одинаков для всех хозяйствующих субъектов, в связи с чем в действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

Также Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 15 октября 2020 года ООО «<данные изъяты>» дан ответ на заявление об установлении административным ответчиком необоснованного тарифа на предоставление доступа для размещения сетей электросвязи, согласно которого Постановление № 267 было утверждено Администрацией города Норильска по исполнении ранее выданного предупреждения, для рассмотрения обоснованности расчетов цен (тарифов) на услуги МУП «КОС» была представлена оценка рыночной стоимости тарифов ООО «Прайм Груп» по состоянию на 13 декабря 2019 года (№ 863 Ю/19), при этом организация входит в саморегулируемую организацию оценщиков. МКУ «УЖКХ» осуществило проверку правильности расчетов цен (тарифов) и оформило заключение от 28 мая 2020 года. На заседании балансовой комиссии 29 мая 2020 года предлагаемые цены (тарифы) одобрены, в связи с чем было принято Постановление № 267 от 01 июня 2020 года. Установленные тарифы на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС» являются едиными для всех организаций и дифференцированными в зависимости от диаметра сечения линий связи, размещаемых в коллекторе организациями. В связи с чем признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

В обоснование заявленного довода о необоснованности установленных тарифов, ООО «Айтерика» представлены заключение специалиста от 23 марта 2022 года по итогам экспертизы , а также заключение эксперта АНО «СИНЭО» от 18 января 2022 года, составленных в рамках дела, находящегося на рассмотрении в Арбитражном суде Красноярского края.

Администрацией города Норильска, а также МУП «КОС» в обоснование возражений, представлены следующие документы:

- отчет № 863 Ю/19 об оценке объекта оценки ООО «<данные изъяты>» от 19 декабря 2019 год, согласно которого по заказу МУП «КОС» проведена оценка тарифов на услуги по предоставлению доступа для размещения линейно-кабельных сооружений за 1 п.м. в месяц в коммуникационных коллекторах, а также тариф за услуги по предоставлению доступа для размещения сетей электросвязи и технического обслуживания линейно-кабельных сооружений за 1 п.м. в месяц в коммуникационных коллекторах: до 17 мм, 18-26 мм, 27-33 мм, 34-41 мм, 42-48 мм, более 49 мм. Оценщиком, составившим данный отчет, указана ФИО5. Согласно п. 1.4 Отчета оценщик ФИО5 должна была удостоверить своей подписью Заявление о соответствии, в том числе подтвердив, что следовала этическим и профессиональным требованиям, не имела и не имеет имущественного интереса в Объекте оценки, имеет опыт оценки, связанный с местонахождением и категорий аналогичного имущества, об использовании подходов и методов оценки, тем самым подписав отчет, что оценщиком сделано не было. При этом подпись оценщика отсутствует как в копии, представленной суду МУП «КОС», так и копией представленной Администрацией г. Норильска, которая была направлена на проверку в МКУ «УЖКХ»;

- проект прейскуранта на продукцию и услуги МУП «КОС» на 2020 год;

- пояснительная записка о тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре МУП «КОС» для размещения инженерных коммуникаций, согласно которой тарифы, действующие до 01 июля 2019 года не являются экономически выгодными для предприятия и не могут быть применены, методом установления тарифов определен метод экономически обоснованных расходов, которые несет владелец во исполнение следующих обязанностей: обеспечение соответствия объектов инфраструктуры установленным требованиям, обеспечение на безвозмездной основе доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанным в договора инженерным коммуникациям, расходы на оплату труда производственного персонала, непосредственно связанного с выполнением работ по техническому обслуживанию, накладные расходы Цеха эксплуатации электрических сетей;

- калькуляция, расчеты расходов и затрат, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год.

Указанные документы были представлены МУП «КОС» в МКУ «УЖКХ» 27 мая 2020 года к проверке, 28 мая 2020 года директором Управления подписано положительное заключение № 130-1564 по итогам проверки правильности расчетов цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС», в котором имеется ссылка на отчет об оценке объекта оценки ООО «Прайм Груп». Также указано, какие были учтены работы и затраты при проведении расчета тарифов, что была проведена проверка локальных сметных расчетов МУП «КОС» на предмет достоверности применения сметных нормативов.

29 мая 2020 года в 11 часов 00 минут состоялось заседание балансовой комиссии по результатам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий МО город Норильск, согласно протокола № 1предлагаемые цены (тарифы) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре МУП «КОС» рекомендованы Главе города Норильска к утверждению своим Постановлением.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МУП «КОС» для подтверждения обоснованности расчетов цен (тарифов) на услуги, работы представил в МКУ «УЖКХ» расчет, содержащий следующие обосновывающие материалы и документы: заключение независимой оценки; проект прейскуранта цен (тарифов) на услуги, работы; пояснительную записку с обоснованием введения новых или изменения действующих цен (тарифов), используемого метода установления цен (тарифов), указанием планируемой рентабельности, планируемого экономического результата; расчет себестоимости услуг, работ с подробной расшифровкой затрат на их оказание (с приложением технологических карт, норм времени, калькуляций, локальных сметных расчетов, иных обосновывающих материалов и документов).

Однако, МКУ «УЖКХ» при осуществлении проверки с учетом того, что заключение независимой оценки не было подписано оценщиком, должно было возвратить представленные документы МУП "КОС" на доработку с указанием причин возврата в письменном виде, что сделано не было.

Балансовая комиссия в ходе заседания 28 мая 2020 года заслушала директора МКУ «Управление потребительского рынка и услуг», который указал, что МУП «КОС» в целях установления цен (тарифов) на востребованные услуги представило в МКУ «УЖКХ» в числе прочего, заключение независимой оценки, которое было проверено.

При отрицательном решении Балансовой комиссии (о неодобрении предложенных цен (тарифов) документы также должны были быть возвращены в МКУ УЖКХ для организации их доработки, однако, Балансовая комиссия вынесла положительное решение, одобрившее предложенные цены (тарифы).

Указанное свидетельствует о нарушении Порядка установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы, поскольку надлежащее заключение независимой оценки МУП «КОС» представлено не было, при этом МКУ «УЖКХ» и Балансовая комиссия, в присутствии заместителей Главы города Норильска, не приняли решений о направлении документов для доработки, в связи с чем Постановление Администрации города Норильска от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» принято в отсутствие подтверждения обоснованности расчетов цен (тарифов) на услуги, работы МУП "КОС".

На основании изложенного суд находит обоснованным довод административного истца о противоречии Порядку установления цен (тарифов) на услуги, работы муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы», утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 26 мая 2020 года № 251, а также федеральному законодательству Постановления Администрации города Норильска Красноярского края № 267 от 01 июня 2020 года.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка принятия оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что постановление от 01 июня 2020 года № 267 было принято с нарушением процедуры проверки представленных МУП «КОС» документов, оно подлежит признанию недействующим в полном объеме со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Акционерного общества «Норильск-Телеком» к Администрации города Норильска об оспаривании постановления от 01 июня 2020 года № 267 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединенные системы» – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Постановление Администрации города Норильска Красноярского края от 01 июня 2020 года N 267 "Об утверждении цен (тарифов) на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы"

Сообщение о данном решении опубликовать в газете "Заполярная правда" и на официальном сайте муниципального образования город Норильск.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Фомушина

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 18 апреля 2022 года.

Копия верна, решение не вступило в законную силу.

Судья М.А. Фомушина