ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1425/19 от 31.01.2020 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-222/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2020 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при помощнике судьи Струтинской А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Смаковской Т.Ю., представителя административного ответчика – администрации МО «Город Ивангород» Цветковой Е.Е., действующей на основании доверенности от 29 ноября 2019 года N , представителя заинтересованного лица – Совета депутатов МО «Город Ивангород» Разгулиной Л.В., действующей на основании доверенности от 22 января 2020 года N ,

административное дело по административному иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Город Ивангород» Кингисеппского района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Кингисеппский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ивангород» Кингисеппского района Ленинградской области с требованиями о признании бездействия ответчика в части непринятия мер по размещению информации в системе ГИС ЖКХ, незаконным, об обязании разместить в системе ГИС ЖКХ в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующую информацию:

- о муниципальных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов; о нормативных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов; о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки на предмет исполнения федерального законодательства в части полноты и своевременности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) в деятельности администрации МО «Город Ивангород» выявлено следующее: в ходе изучения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (www.dom.gosuslugi.ru), установлено, что администрацией МО «Город Ивангород» в нарушение требований ФЗ № 209, а также Приказа №74/114/пр информация, предусмотренная ст. 6 ФЗ 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» размещена (раскрыта) не в полном объеме.

По факту выявленных нарушений, 24.04.2018 Кингисеппским городским прокурором в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам рассмотрения указанного представления администрацией ведется работа по размещению необходимой информации в ГИС ЖКХ.

В целях проверки фактического устранения указанных нарушений 06 декабря 2019 городской прокуратурой проведен мониторинг сайта ГИС ЖКХ, в ходе которого установлено, что администрацией МО «Город Ивангород» указанная информация размещена не в полном объеме (л.д. 2-6).

В судебном заседании помощник Кингисеппского городского прокурора Смаковская Т.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила об их удовлетворении, с предоставлением ответчику срока для устранения нарушений в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Город Ивангород» в судебном заседании не признала иск, пояснив, что муниципальные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов, а также нормативные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов администрация не принимала, поскольку действующее законодательство не обязывает орган местного самоуправления принимать такие решения, в части требований прокурора о размещении информации о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с иском согласилась, просила предоставить срок для устранения нарушений – 3 месяца.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совета депутатов МО «Город Ивангород» в судебном заседании поддержала правовую позицию административного ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законом, и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаемые Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ N 209 под ГИС ЖКХ понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе (п. 2 ФЗ № 209).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 209-ФЗ правовой основой создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 209-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ЖК РФ, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 209-ФЗ отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 7 ФЗ № 209, приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 № 504, Минстроя России от 30.12.2014 № 934/пр определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено в системе ГИС ЖКХ определяется в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом имполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Совместным приказом от 29.02.2016 Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

Судом установлено, что Кингисеппской городской прокуратурой была проведена проверка официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (www.dom.gosuslugi.ru), установлено, что администрацией МО «Город Ивангород» в нарушение требований ФЗ № 209, а также Приказа №74/114/пр информация, предусмотренная ст. 6 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» размещена (раскрыта) не в полном объеме, а именно, не размещены:

- сведения об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;

- сведения об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;

- сведения о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения;

- сведения о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации;

- сведения и документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов;

- сведения о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

- сведения о способах формирования фонда капитального ремонта, сведения о размере платы за пользование жилым помещением, а также информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 15).

По факту выявленных нарушений, 24.04.2018 Кингисеппским городским прокурором в адрес Администрации МО «Вистинское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 7-16).

По результатам рассмотрения указанного представления на оперативном совещании администрации МО «Город Ивангород» с участием помощника городского прокурора 18 мая 2018 года представление Кингисеппской городской прокуратуры рассмотрено и удовлетворено, соответствующему должностному лицу объявлен выговор, указанный сотрудник пояснил, что частично информация в систему ГИС ЖКХ введена, но не в полном объеме, ввиду технических затруднений в виде отсутствия полной исчерпывающей информации по вводу данных в указанную базу (л.д. 19-20), как указано в письме, адресованном Кингисеппскому городскому прокурору, администрацией МО «Город Ивангород» устраняются нарушения по отсутствию необходимой информации в ГИС ЖКХ и данная информация вводится в систему по мере возможности (л.д. 17).

В целях проверки фактического устранения указанных нарушений 06 декабря 2019 городской прокуратурой проведен мониторинг сайта ГИС ЖКХ, в ходе которого установлено, что администрацией МО «Город Ивангород» указанная информация размещена не в полном объеме, не размещены сведения:

- о муниципальных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

- о нормативных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

- о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (л.д. 53).

Обстоятельство того, что в системе ГИС ЖКХ указанная информация не размещена, ответчиком не оспаривается, с частью требований прокурора ответчик согласен, а именно в части необходимости размещения в системе ГИС ЖКХ информации о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Вместе с тем, в обоснование своей правовой позиции, связанной с несогласием с иском, ответчик указывает, что муниципальные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов, а также нормативные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов администрация не принимала, поскольку действующее законодательство не обязывает орган местного самоуправления принимать такие решения.

Указанные доводы не могут быть приняты во внимание как основание для отказа в иске в указанной части ввиду следующего.

Согласно нормативным положениям ст. 6 Федерального закона N 209 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе ГИС ЖКХ должна быть размещена в том числе информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ч. 1 ст. 6), о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о субсидиях гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 10 ч. 1 ст. 6); информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации (п. 13 ч. 1 ст. 6).

Согласно ч. 3 ст. 7 указанного Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Указанные порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе установлены требованиями Приказа N 74/114/пр от 29 февраля 2016 года, утвержденного Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе ЖКХ».

Разделом 6 указанного Приказа определено: «Информация, подлежащая размещению в системе органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органами государственной власти, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований)».

Указанный Раздел состоит из структурных частей (подразделов) в зависимости от характера размещаемых сведений.

Подраздел 2 Раздела 6 предусматривает размещение органом местного самоуправления информации о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных муниципальными правовыми актами в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

В свою очередь, подраздел 2 раздела 6 устанавливает следующее:

2.1: Информация о порядке предоставления компенсаций за счет средств местных бюджетов, который предусматривает:

2.1.1.Муниципальные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

2.1.2 Категории граждан, которым предоставляются компенсации на основании муниципальных правовых актов;

2.1.3 Условия предоставления компенсаций;

2.1.4 Размер и порядок расчета компенсаций

- не позднее 7 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта, муниципального правового акта о внесении в него изменений

2.5. Информация о порядке предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов:

2.5.1 Нормативные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

2.5.2 Категории граждан, которым предоставляются субсидии

2.5.3 Условия предоставления субсидий

2.5.4 Размер и порядок расчета субсидий

- не позднее 7 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта, муниципального правового акта о внесении в него изменений

Таким образом, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о субсидиях гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, необходимость размещения которой предусмотрена п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона N 209-ФЗ, и структура которой определена в Разделе 6 Приказа N 74/111/пр, включает в себя в том числе информацию о муниципальных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов и о нормативных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов и данная информация подлежит размещению именно органом местного самоуправления.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Доказательств того, что соответствующие муниципальные правовые акты и нормативные правовые акты, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов, не принимались ответчиком, в материалы дела не представлены, равно как не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности в случае непринятия таких актов разместить в системе ГИС ЖКХ информации о том, что такие акты не принимались.

Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком требований действующего законодательства в области размещения информации в системе ГИС ЖКХ, в связи с чем иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера спора, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227, 293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кингисеппского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Ивангород» Кингисеппского района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Город Ивангород» Кингисеппского района Ленинградской области в части непринятия мер по размещению информации в системе ГИС ЖКХ.

Обязать администрацию МО «Город Ивангород» Кингисеппского района Ленинградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить в системе ГИС ЖКХ следующую информацию:

- о муниципальных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

- о нормативных правовых актах, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий отдельным категориям граждан за счет средств местных бюджетов;

- о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья

Решение в окончательной форме принято 07 февраля 2020 года.