ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1425/2021 от 07.02.2022 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

31RS0<номер>-22 <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2022 года г. Строитель

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Загинайловой Н.Ю.,

при секретаре Проскуриной М.С.,

с участием представителя истца Д.И.В. (доверенность от <дата>)

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Белгородской таможни к И.А.Л. о взыскании таможенных платежей и пени,

установил:

Белгородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к И.А.Л., в котором просила взыскать с гражданина И.А.Л., <дата> года рождения, сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 633798,67 рублей и пени в размере 346815,52 рублей (по состоянию на <дата>), всего взыскать 980614,19 рублей.

Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что <дата> через таможенный пост МАПП Нехотеевка Белгородской таможни гражданином Украины И.А.Л. был осуществлен временный ввоз транспортного средства - легкового автомобиля марки "ГАЗ 2752", VIN: N <номер> 2004 года выпуска, регистрационный номер <номер> которое было оформлено по пассажирской таможенной декларации N <номер> от <дата> 2016 года, в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до <дата>. Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления требования регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), главой 45 Федерального закона от <дата> N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от <дата> "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение). По результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства было установлено, что автомобиль, ввезенный гражданином Украины И.А.Л. на таможенную территорию Таможенного союза до настоящего времени не вывезен, хотя таможенным органом был установлен срок временного ввоза до <дата>. Таким образом, в установленный срок транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС. В случае если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, либо осуществлена передача временно ввезенного транспортного средства другим лицам без разрешения таможенного органа, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения. Пунктом 12 приложения N 5 к Соглашению определены единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Так, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя, которых составляет более 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см, применяется единая ставка в размере 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Белгородской таможней в адрес административного ответчика было направлено уведомление об уплате таможенных платежей от <дата> N <номер> в размере 919531,84 руб. Уведомление об уплате таможенных платежей не получено ответчиком. Согласно информации, которой обладает таможенный орган, адрес регистрации (проживания) гражданина Украины И.А.Л. на территории Российской Федерации: <адрес>.

Представитель административного истца в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя доводами, указанными в исковом заявлении.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, почтовое отправление вернулось с отметкой "истек срок хранения". Таким образом, о дне и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 298 КАС РФ неявка в судебное заседание административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Установлено, <дата> через таможенный пост МАПП Нехотеевка Белгородской таможни гражданином Украины И.А.Л. был осуществлен временный ввоз транспортного средства - легкового автомобиля марки "ГАЗ 2752", VIN: N <номер>, 2004 года выпуска, регистрационный номер <номер> которое было оформлено по пассажирской таможенной декларации N <номер> от <дата> 2016 года, в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до <дата>.

Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент ввоза транспортного средства регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), главой 45 Федерального закона от <дата> N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от <дата> "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).

Пунктом 1 ст. 358 ТК ТС предусмотрено, что срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.

Пункт 2 ст. 358 ТК ТС устанавливает, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств, для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

По результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства было установлено, что автомобиль, ввезенный гражданином Украины И.А.Л. на таможенную территорию Таможенного союза до настоящего времени не вывезен, хотя таможенным органом был установлен срок временного ввоза до <дата>.

Таким образом, в установленный срок транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС.

Пунктом 5 ст. 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с п. п. 3, 6 ст. 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при их не вывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.

Таким образом, в случае если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, либо осуществлена передача временно ввезенного транспортного средства другим лицам без разрешения таможенного органа, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения.

В соответствии с п. 18 ст. 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Пунктом 12 приложения N 5 к Соглашению определены единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Так, в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя, которых составляет более 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см, применяется единая ставка в размере 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Как следует из материалов дела, Белгородской таможней в адрес административного ответчика было направлено уведомление об уплате таможенных платежей от <дата> N <номер> в размере 919531,84 руб., в том числе таможенных пошлин, налогов в сумме 633798,67 рублей; пени 346815,52 рубля. Уведомление об уплате таможенных платежей не получено ответчиком.

Судом установлено, что адрес временной регистрации (проживания) гражданина Украины И.А.Л. на территории Российской Федерации: <адрес><адрес>.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 151 Закона N 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

По состоянию на <дата> размер пеней составляет 346815,52 рублей.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (ч. 4 ст. 151 Закона N 311-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 151 Закона N 311-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Уведомление об уплате таможенных платежей от <дата> N <номер> направлено И.А.Л.<дата> по адресу: Украина, <адрес>, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления почтовой корреспонденции с идентификатором <номер> а также по адресу: Россия, <адрес>, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления почтовой корреспонденции с идентификатором <номер>

Согласно с ч. 11 ст. 152 Закона N 311-ФЗ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

Уведомление об уплате таможенных платежей от <дата> ни в установленный срок, ни до настоящего времени, гражданином не исполнено.

В соответствии с ч. 17 ст. 152 Законом N 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Закона N 311-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст. 154 Закона N 311-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Далее - ТК ЕАЭС) таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза, за исключением незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом государства-члена, на территории которого выявлен факт такого незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.

Цена иска по данному делу составляет 919531,84 рублей. В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства РФ в размере 14 395,32 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Белгородской таможни к И.А.Л. о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить.

Взыскать с И.А.Л., <дата> года рождения, гражданина Республики Украина, зарегистрированного по адресу: Украина, <адрес>, проживающего по адресу: Россия, <адрес> пользу Белгородской таможни сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 633798,67 рублей и пени в размере 346815,52 рублей (по состоянию на <дата>), всего взыскать 980614,19 рублей.

Взыскать с И.А.Л., <дата> года рождения, гражданина Республики Украина, зарегистрированного по адресу: Украина, <адрес>, проживающего по адресу: Россия, <адрес> доход государства РФ государственную пошлину в сумме 14395,32 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в белгородский областной суд через Яковлевский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Загинайлова

Решение04.03.2022