ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1426/2016 от 26.10.2016 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1426/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Мининой Н.А.,

с участием прокурора Жумаевой Е.Ю.,

при секретаре Губенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

26 октября 2016 года

административное дело по иску прокурора города Мариинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мариинского муниципального района о признании нормативного правового акта не действующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мариинского муниципального района, в котором просит признать недействующим п.1.2.1 постановления главы Мариинского района <...>-П от <...> «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии». Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города в рамках проверки по обращению Н. о нарушении жилищного законодательства изучено постановление главы Мариинского муниципального района от <...><...>–П «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии», постановление главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии», которым утверждено Положение о межведомственной комиссии, на предмет соответствия действующему законодательству. В ходе проверки по обращению установлено, что <...> в адрес межведомственной комиссии Мариинского муниципального района поступило заявление Н. об обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <...> на пригодность (непригодность) для постоянного проживания. По результатам рассмотрения заявления комиссией выявлено, что все жилые помещения указанного дома находятся в частной собственности проживающих в них лиц. В связи с тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Положение о межведомственной комиссии Мариинского муниципального района, межведомственная комиссия не обследует частный фонд, Н.<...> было отказано в проведении вышеназванного обследования. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. По результатам настоящей проверки установлено, что в п.п. 2.1.1 Положения постановлением главы Мариинского муниципального района от <...><...>-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии» внесены изменения, а именно пунктом 1.2.1 постановлено исключить слова «и частного» из подпункта 2.1.1 Положения. Указанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет». Дата официального опубликования -<...>. С учетом внесенных изменений, п.п. 2.1.1 Положения в настоящее время противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации», Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006. В связи с изложенным, п. 1.2.1 постановлением главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 № 696-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии» не соответствует действующему законодательству. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Пунктом 4 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение о признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). В п.2 указанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции распространяется, в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц. В соответствии с п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилым помещением признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2016 № 746 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Постановление № 746) в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции внесены изменения, прямо указывающие на обязанность создаваемой органом местного самоуправления межведомственной комиссии проводить обследования частного жилищного фонда. Данное постановление официально опубликовано и вступило в законную силу 13.08.2016 года.

Так, в соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания

и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления № 746) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. В силу вышеприведенных норм материального права, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. На исключительный характер компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, обращено внимание и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от <...> и в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...>. В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Принимая во внимание изменения, внесенные Постановлением <...> в п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в настоящее время орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Учитывая требования ст. 2, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, п.п. 2, 5, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, законодательством не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями. Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. С учетом изложенного, решение вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также подлежащим капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Таким образом, исключение из Положения о межведомственной комиссии Мариинского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Мариинского района № 410-П от <...>, нормы, в принципе исключающей возможность обследования частного жилого фонда межведомственной комиссией, противоречит вышеперечисленным требованиям законодательства и является нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Также, согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Установлено, что нарушения действующего законодательства при принятии и утверждении оспариваемого положения постановления главы Мариинского района <...> от <...> «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» выявлены прокурором <...>, в целях устранения нарушений на незаконный нормативный правовой акт принесен протест, в прокуратуру города из администрации Мариинского муниципального района поступил отказ в удовлетворении протеста. В связи с чем полагает, что прокурором соблюдены сроки подачи данного административного искового заявления.

Прокурор в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнила, просила признать недействующим п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района <...> от <...> «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор необоснованно указал, что пункт 1.2.1 постановленияглавы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» не соответствует действующему законодательству,поскольку в соответствии с пунктом 6 части 1 статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселенияотносится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93- ФЗ, извлечение прилагается). Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонданепригодными для проживания (извлечение прилагается).

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно абзацу первому пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...><...>, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения. Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории,пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Учитывая вышеизложенное, полномочияпо оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда у межведомственной комиссии Мариинского муниципального района отсутствуют. <...> в межведомственную комиссию Мариинского муниципального района обратился Н. об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, на пригодность (непригодность) для постоянного проживания. Вышеуказанное

жилое помещение находится на территории Мариинского городского поселения. В муниципальном образовании «Мариинское городское поселение» имеются свои органы местного самоуправления, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со статьей 36 ФЗ № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Ф № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Устава Мариинского муниципального района глава Мариинского муниципального района издаёт правовые акты в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Устава Мариинского муниципального района глава Мариинского муниципального района осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <...> и Уставом Мариинского муниципального района, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Мариинского муниципального района. Кроме того, представленный проект постановления главы Мариинского муниципального района «О внесении изменений в постановление <...> от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии» был изучен прокуратурой г. Мариинска и установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует ФЗ № 131-ФЗ, что подтверждается заключением от <...><...>.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора города Мариинска является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Кроме этого,согласно пункту 6 части 1 статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселенияотносятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством(пункт 6 в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93- ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Законом № 131-ФЗ и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно. Учитывая вышеизложенное, администрация Мариинского муниципального района осуществляет полномочия на межселенной территории - территория, находящаяся вне границ поселений. Согласно подпункту 15 пункта 1 статья 11 Закона № 131-ФЗ границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с картографическим и координатным описанием местоположений границ городского и сельских поселений Мариинского муниципального района, определенных Законом Кемеровской области от <...><...> «О статусе и границах муниципальных образований», межселенных территорий Мариинского муниципального района, нет.

Следовательно, частный жилищный фонд не находится на межселенной территории. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом не могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Прокурор необоснованно указал,что нарушения действующего законодательства при принятии и, утверждении оспариваемого нормативного правового акта были выявлены 18.07.2016 года (дата принесения протеста прокурора на оспариваемый нормативный правовой акт), поскольку, начало действия постановления ПравительстваРФ от 02.08.2016 № 746 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» прямо указывающее на обязанность межведомственной комиссии проводить обследование частного жилищного фонда - 13.08.2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно информации общего отдела администрации Мариинского муниципального района <...>

В связи с этим, административные исковые требования прокурора являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Просит в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Мариинска о признании недействующим пункта 1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от <...><...>-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии», отказать.

Суд, рассмотрев административное дело, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

Согласно ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) (далее-Положение) действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции распространяется, в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилым помещением признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2016 № 746 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Постановление № 746) в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции внесены изменения, прямо указывающие на обязанность создаваемой органом местного самоуправления межведомственной комиссии проводить обследования частного жилищного фонда. Данное постановление официально опубликовано и вступило в законную силу 13.08.2016 года.

Так, в соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания

и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления № 746) орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В силу вышеприведенных норм материального права, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

При наличии обращения собственника помещения комиссия принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также подлежащим капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Судом установлено, что прокуратурой города в рамках проверки по обращению Н. о нарушении жилищного законодательства изучено постановление главы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от <...><...> «О создании межведомственной комиссии», постановление главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии», которым утверждено Положение о межведомственной комиссии, на предмет соответствия действующему законодательству. В ходе проверки по обращению установлено, что <...> в адрес межведомственной комиссии Мариинского муниципального района поступило заявление Н. об обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <...> на пригодность (непригодность) для постоянного проживания. По результатам рассмотрения заявления комиссией выявлено, что все жилые помещения указанного дома находятся в частной собственности проживающих в них лиц. В связи с тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Положение о межведомственной комиссии Мариинского муниципального района, межведомственная комиссия не обследует частный фонд, Н.<...> было отказано в проведении вышеназванного обследования. По результатам проверки установлено, что в п.п. 2.1.1 Положения постановлением главы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...>-П «О создании межведомственной комиссии» внесены изменения, а именно пунктом 1.2.1 постановлено исключить слова «и частного» из подпункта 2.1.1 Положения. Указанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» <...>. Дата официального опубликования в газете «Вперед» <...> - <...><...>

Из п.3 ч.1 ст.36, ч.1,2,3,4 ст.37 Устава Мариинского муниципального района, опубликованного во всеобщем доступе в сети Интернет <...> усматривается, что глава Мариинского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Мариинского муниципального района издает правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, законам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме, и нормативным правовым актам Совета народных депутатов Мариинского муниципального района; правовые акты главы Мариинского муниципального района вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте; правовые акты главы Мариинского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования.

Согласно п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменений в постановление главы <...> от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» <...> в постановление главы <...> от <...> «О создании межведомственной комиссии» внесены изменения: в подпункте 2.1.1 слова «и частного» исключить.

Из протеста прокурора г.Мариинска Кемеровской области на постановление главы Мариинского района <...> от <...> на имя главы Мариинского муниципального района <...> усматривается, что прокурор требует внести соответствующие изменения и дополнения в постановление главы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменений в постановление главы <...><...> от <...> «О создании межведомственной комиссии», а именно исключить п.1.2.1 постановления.

Из ответа на протест прокурора администрации Мариинского муниципального района <...> усматривается, что внести соответствующие изменения и дополнения в постановление главы Мариинского муниципального района от <...><...> «О внесении изменения в постановление главы <...><...> от <...> «О создании межведомственной комиссии», а именно исключить пункт 1.2.1, не представляется возможным. Требование прокурора от <...><...> удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что оспоренный в части нормативный правовой акт был принят полномочным лицом – главой Мариинского муниципального района, в форме и виде, в которых должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты – постановления, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие, в том числе опубликования и вступления в силу, однако принятый нормативный правовой акт в части, а именно п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от <...><...> не соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

По мнению суда, п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от <...><...> нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которым прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.

При указанных обстоятельствах, суд считает правильным удовлетворить административное исковое заявление прокурора города Мариинска защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, признать не действующим в части п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района <...> от <...> «О внесении изменений в постановление <...> от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт - газете «Вперед».

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180,215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Мариинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мариинского муниципального района о признании нормативного правового акта не действующим в части удовлетворить полностью.

Признать не действующим в части п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района <...> от <...> «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от <...><...> «О создании межведомственной комиссии» со дня вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Вперед».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья – Н.А.Минина

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2016 года.

Судья – Н.А.Минина

Решение вступило в законную силу 18.01.2017 года.

Судья- Н.А.Минина

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 18 января 2017 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

СОГЛАСОВАНО: Судья_________________________________________Н.А.Минина