ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1426/233АВГУ от 03.08.2023 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2023-000547-14 КОПИЯ

Дело № 2а-1426/23 3 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.

при помощнике судьи Улюковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к Жилищному Комитету г.Санкт-Петербурга об оспаривании решения о социальной выплате,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ее дочь ФИО3 обратились в суд с административным иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оказании государственного содействия в предоставлении социальной выплаты на оплату основного долга и процентов по кредиту в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» по категории «неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий». В обоснование требований истцы ссылались на то, что являлись участниками указанной социальной программы, однако, в связи с достижением ФИО3 совершеннолетия, она была исключена из участия в программе, поэтому расчет социальной выплаты был произведен в меньшем размере, чем нарушены права истцов.

Уточнив исковые требования, истцы просили вернуть ФИО3 в число участников целевой программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и произвести расчет социальной выплаты на семью из двух человек, исходя из срока ожидания содействия — 6 лет 5 месяцев, количества членов семьи и семейного положения на момент заключения кредитного договора (л.д.52-54).

Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания 06.06.2023, порядок рассмотрения дела был изменен с административного судопроизводства на гражданское (л.д.59).

Также в ходе рассмотрения дела к участию в деле были привлечены оператор программы - АО «Центр доступного жилья» и Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, где истцы состояли на жилищном учете.

Истцы в судебном заседании иск поддержали, просили об удовлетворении требований.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что ФИО1 являлась участником программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» по категории «неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий», однако на момент предоставления меры социальной поддержки, в виде выплаты, изменились критерии, по которым ФИО1 была отнесена к указанной выше категории, так как ее несовершеннолетняя дочь ФИО3 достигла совершеннолетия, в связи с чем выплата на погашение кредита, полученного на приобретение жилья в ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», была предоставлена с учетом состава семьи из трех человек, периода нахождения на жилищном учете - 4 года, в сумме 488 889 руб. К материалам дела приобщен письменный отзыв ответчика с подробным расчетом компенсации (л.д.38-39).

Представители третьих лиц в судебном заседании выступили на стороне ответчика, просили в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Пунктом 1 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2001 № 707-90 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждена целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».

Подпунктом 2 пункта 1 приложения к Закону Санкт-Петербурга «О целевой программе «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» от 10.10.2001 № 707-90 предусмотрено, что программа ориентирована на граждан РФ, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, для приобретения ими жилых помещений за счет долгосрочного ипотечного жилищного кредита, собственных средств и социальных выплат.

Согласно пункту 3 Программы под ее участниками понимаются избравшие форму содействия в улучшении жилищных условий в рамках Программы: одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также их несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Порядок и условия предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений по целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» определен Положением о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1541.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1541, социальная выплата может быть использована участниками программы по их выбору на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, на приобретение помещения на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области не менее учетного норматива на каждого участника программы с учетом занимаемого жилого помещения, полученного после 01.04.2004, при условии, что получатель социальной выплаты был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на дату заключения кредитного договора.

Согласно пункту 6.6 Положения размер социальной выплаты, предоставляемой Заявителям, определяется в соответствии с Методикой определения размера социальных выплат согласно разделу 4 настоящего Положения. Размер социальной выплаты определяется Жилищным комитетом на дату вынесения решения о предоставлении социальной выплаты и перерасчету не подлежит.

Согласно указанной Методике в расчете учитываются: сведения о норме площади жилого помещения, установленной в размере 20 кв. м на каждого из участников Программы, входящих в состав одной семьи; коэффициента риска, определяемый в процентном соотношении (от 30 до 45 процентов) по отношению к сроку нахождения на жилищном учете (за каждые 5 лет); средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения по субъектам РФ, устанавливаемая ежеквартально в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также, расчетная стоимость жилого помещения, которая также определяется в процентном соотношении (от 40 до 70 процентов от средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, определяемой ежеквартально в установленном законодательством Российской Федерации порядке) в зависимости от количества членов семьи участников Программы, а именно, для одиноких граждан - 70 процентов; для семьи, состоящей из двух человек, - 60 процентов; для семьи, состоящей из трех человек, - 50 процентов; для семьи, состоящей из четырех и более человек, - 40 процентов.

Размер социальной выплаты по указанной Методике определяется как произведение коэффициента риска, расчетной стоимости жилого помещения, нормы площади жилого помещения и не может превышать 30 процентов от стоимости приобретаемого жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что с 07.06.2016 ФИО1 в составе семьи из двух человек (сама ФИО1 и ее несовершеннолетняя дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения), принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.

19.02.2020 ФИО1 заключила договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, с использованием заемных денежных средств, полученных по кредитному договору, заключенному 18.10.2019 с ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие». По завершении строительства ФИО1 была передана квартира, площадью 65,9 кв.м, по адресу: <адрес>.

21.05.2019 ФИО1, действуя от своего имени и, как законный представитель, в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, подала в АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заявление о включении в целевую программу «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» для получения государственного содействия в виде социальной выплаты.

30.09.2022 ФИО1 обратилась в Жилищный комитет с заявлением на получение социальной выплаты на оплату части стоимости жилого помещения в рамках реализации программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге». Распоряжением Жилищного комитета от 21.10.2022 ФИО1 была предоставлена социальная выплата в сумме 488 889 руб., в подтверждение чего выдано свидетельство (л.д.32).

ФИО1 не согласилась с размером выплаты и обратилась в Жилищный комитет с жалобой (л.д.13-15).

Письмом от 06.12.2022 ответчик отказал ФИО1 в перерасчете размера социальной выплаты, со ссылкой на соответствие расчета разделу 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1541 с учетом достижения ФИО3, совершеннолетия и изменения критериев, имеющих значение для расчета выплаты (л.д.16-18).

Суд считает обоснованным решение Жилищного комитета об исключении из расчета социальной выплаты, причитающейся ФИО1, ее дочери ФИО3 и не находит оснований для признания данного решения незаконным.

Требования истцов об оспаривании указанного решения, обязании ответчика вернуть ФИО3 в число участников Программы и произвести расчет социальной выплаты на семью из двух человек, основаны на том, что в силу пункта 3 Программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2001 № 707-90, устанавливающего, что под участниками Программы понимаются, в частности, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий несовершеннолетние дети заемщиков, избравших форму содействия в улучшении жилищных условий в рамках Программы.

Суд считает, что истцами применено неверное толкование правовых норм, изложенных в законе (п.3 Программы), поскольку истцы не учитывают, что помимо признания в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, основным критерием отнесения к участникам Программы является наличие обязательств заемщика по кредитному договору, поэтому несовершеннолетние дети не могут признаваться самостоятельными участникам Программы в понимании вышеприведенной правовой нормы. Права несовершеннолетних детей заемщиков на участие в Программе производны от прав их родителей, приобретших обязательства заемщика в целях улучшения жилищных условий в порядке вышеуказанной социальной Программы.

Вопреки доводам стороны истцов, ФИО3 не являлась самостоятельным участником Программы, не была из нее исключена по воле ответчика, имела право на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанной программой только как несовершеннолетний член семьи заемщика, обратившегося за предоставлением данной меры социальной поддержки и по достижении совершеннолетия перестала отвечать условиям отнесения к лицам, имеющим право на данную социальную выплату, поэтому она не может быть возвращена в число участников Программы. Соответственно, на момент принятия решения о социальной выплате участнику Программы ФИО1 у Жилищного комитета не имелось правовых оснований для расчета размера выплаты с учетом ее совершеннолетней дочери ФИО3

Также суд считает необоснованным требование иска об обязании произвести расчет, исходя из срока ожидания содействия 6 лет 5 месяцев и количества членов семьи на момент заключения кредитного договора.

В расчете социальной выплаты в сумме 488 889 руб., сделанном Жилищным комитетом по заявлению ФИО1 от 30.09.2022 (л.д.32,39,42-43) использованы правила, установленные вышеприведенной Методикой, а именно, размер определен на семью из трех человек, что позволило применить 50 процентов от средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, определяемой ежеквартально в установленном законодательством Российской Федерации порядке и установленной по состоянию на IV квартал 2022 года приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр в сумме 1 629 630 руб., при норме площади (20 кв.м), установленной на одного участника Программы, которым являлась сама ФИО2, а также с учетом коэффициента риска (30 процентов), исходя из того, что на учете нуждающихся в жилых помещениях ФИО2 состояла менее 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда в связи с приобретением права собственности на жилое помещение, по адресу: <адрес>, решением жилищной комиссии Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга ФИО1 была снята с регистрационного учета (л.д.128-129), что не противоречит правовым регламентам и обстоятельствам, свидетельствующим о фактической утрате ФИО1 нуждаемости в жилье.

Суд считает противоречащим вышеизложенным выводам и правовым положениям расчет выплаты, составленный истцами (л.д.57).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку решения ответчика являются правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1, ФИО3 в удовлетворении иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Санкт-Петербургский городской суд.

Судья –