Дело № 2а-1427/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Левшуковой Е.И., СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту – администрация) обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что является стороной исполнительного производства № 1913/23/98067-ИП от 15 июня 2023 года, в рамках которого судебным приставом-исполнителем 24 июля 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно справке финансового управления администрации, в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрены средства на организацию надлежащего водоотведения ливневых и паводковых вод с нечетной стороны по ул. Воровского г. Вязьма Смоленской области. После того, как будет разработана документация для организации водоотведения, администрация сможет на основании Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» провести аукцион для определения подрядной организации для исполнения решения суда.
Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 02 августа 2023 года администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 01 октября 2023 года.
Неисполнение решения суда возникло по независящим от администрации причинам, поскольку бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области пополняется за счет собственных доходов.
Постановление, которым на администрацию наложен исполнительский сбор, поступило в адрес администрации 27 июля 2023 года.
Считая, что со стороны администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по неисполнению обязательств, возложенных судом, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 24 июля 2023 года по исполнительному производству № 1913/23/98067-ИП, в размере 50 000 рублей.
Протокольным определением суда от 18 сентября 2023 года на основании ч. 1 ст. 221 КАС РФ и с учетом положений ч. 5 ст. 41 КАС РФ для участия в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Левшукова Е.И., ГМУ ФССП России по Смоленской области (л.д. 18).
В судебное заседание представители сторон, заинтересованного лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Административные ответчики и заинтересованные лица возражений относительно заявленных требований суду не представили.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Судом установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 01 ноября 2022 года, вступившим в законную силу 02 декабря 2022 года, удовлетворены исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области об обязании организовать надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод домов с нечетной стороны по ул. Воровского г. Вязьма Смоленской области в соответствии с требованиями «СП 32.13330.2018 Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденного Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр, в срок до 01 апреля 2023 года (л.д. 12).
15 июня 2023 года на основании выданного судом по решению суда исполнительного документа начальником отделения – старшим судебным приставом СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России было возбуждено исполнительное производство № 1913/23/98067-ИП (л.д. 13).
Из постановления судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Левшуковой Е.И. от 24 июля 2023 года следует, что поскольку исполнительный документ должником – администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено, с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 8).
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России имелись основания для взыскания с администрации исполнительского сбора, поскольку она, являясь должником по исполнительному производству, в установленный для добровольного исполнения срок не исполнила требования исполнительного документа.
Постановление судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от 24 июля 2023 года в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.
Вместе с этим, как следует из справки финансового управления администрации № 530/02-02 от 30 июня 2023 года, в бюджете Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрены средства на организацию надлежащего водоотведения ливневых и паводковых вод в рамках муниципальной программы «Благоустройство территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области» (л.д. 11).
Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Поскольку должником предпринимались необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствия умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного акта, что является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительного сбора.
Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).
Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Левшуковой Е.И., СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (ИНН 6722006531, ОГРН 1026700854950) от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от 24 июля 2023 года в рамках исполнительного производства № 1913/23/98067-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 26.10.2023
Изготовлено мотивированное решение 03.11.2023
Решение вступает в законную силу 05.12.2023