Дело № 2а-91/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 15 января 2018 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Петренко А.П.
при секретаре Жорник Е.П.,
рассмотрев в упрощенном производстве административное дело по административному исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес>, Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации муниципального образования <адрес>, Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об оспаривании нормативного правового акта, указав в нем, что Решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки Новопокровского сельского поселения <адрес>.
В дальнейшем, решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в Правила внесены изменения и дополнения.
Вместе с тем, отдельные положения Правил, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Так, в ст. 51 Правил содержится перечень видов хозяйственной деятельности, осуществление которых запрещено в границах водоохранных зон, в том числе: использование навозных стоков для удобрения почв; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садоводческих участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садоводческих участков; проведение рубок главного пользования; осуществление (без согласования с территориальным органом управления исполь-зованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, с областной инспекцией рыбоохраны и без положительного заключения государственной экологической экспертизы) строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов; добычу полезных ископаемых; производство землеройных, погрузочно-разгрузочных работ, в том числе на причалах необщего пользования; отведение площадей под вновь создаваемые кладбища на расстоянии менее 500 метров от водного объекта; складирование грузов в пределах водоохранных зон осуществляется на платной основе; находящиеся и размещаемые в особых случаях (по согласованию с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации и при наличии положительного заключения экологической экспертизы) здания и сооружения в водоохранных зонах должны оборудоваться закрытой сетью дождевой канализации, исключающей попадание поверхностных стоков в водный объект, не допускать потерь воды из водонесущих инженерных коммуникаций, обеспечивать сохранение естественного гидрологического режима прилегающей территории; длительный отстой судов речного флота (свыше одного месяца) в акватории водных объектов, за исключением акваторий, отведенных специально для этих целей (затоны, базы ремонта флота), использование судов без документов, подтверждающих сдачу сточных и нефтесодержащих вод на специальные суда или объекты по сбору названных вод; размещение садово-огородных участков, установка сезонных и стационарных палаточных городков.
Также установлены дополнительные ограничения в пределах прибрежных защитных полос: применение удобрений; складирование строительных материалов и минеральных солей, кроме оборудованных в установленном порядке причалов и площадок, обеспечивающих защиту водных объектов от загрязнения; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садоводческих участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
Однако, названные положения Правил противоречат требованиям ч. 15 ст. 65 ВК РФ, содержащей исчерпывающий, не подлежащий дополнительному расширению, перечень видов деятельности, запрещенных в водоохраных зонах, а именно: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
Названные обстоятельства послужили основанием для принесения природоохранным прокурором протеста от ДД.ММ.ГГГГ№ на вышеуказанное решение Совета <данные изъяты> сельского поселения.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования администрацией Новопокровского сельского поселения сообщено об отклонении протеста прокурора в связи с отсутствием у органа местного самоуправления полномочий по внесению изменений в Правила, поскольку в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки сельских поселений отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
При этом, должных мер по приведению Правил в соответствие с действующим законодательством путем обращения с соответствующей инициативой в администрацию муниципального образования <адрес>, органом местного самоуправления не принято.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Бездействие администраций <адрес>, <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по приведению нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, что в силу ст. 39 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просил суд признать противоречащим ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и недействующим с момента принятия ст. 51 Правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции решения Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать администрацию <адрес> привести Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, утвержденные решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции решения Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. в соответствие с требованиями ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В связи с ходатайствами, участвующими в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствии, в соответствии с п.1 ст. 291 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего:
Решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки Новопокровского сельского поселения <адрес>. В дальнейшем, решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в Правила внесены изменения и дополнения.
Вместе с тем, отдельные положения Правил, в редакции от 26.07.2017, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Так, в ст. 51 Правил содержится перечень видов хозяйственной деятельности, осуществление которых запрещено в границах водоохранных зон, в том числе: использование навозных стоков для удобрения почв; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; размещение дачных и садоводческих участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов; размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садоводческих участков; проведение рубок главного пользования; осуществление (без согласования с территориальным органом управления исполь-зованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, с областной инспекцией рыбоохраны и без положительного заключения государственной экологической экспертизы) строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов; добычу полезных ископаемых; производство землеройных, погрузочно-разгрузочных работ, в том числе на причалах необщего пользования; отведение площадей под вновь создаваемые кладбища на расстоянии менее 500 метров от водного объекта; складирование грузов в пределах водоохранных зон осуществляется на платной основе; находящиеся и размещаемые в особых случаях (по согласованию с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации и при наличии положительного заключения экологической экспертизы) здания и сооружения в водоохранных зонах должны оборудоваться закрытой сетью дождевой канализации, исключающей попадание поверхностных стоков в водный объект, не допускать потерь воды из водонесущих инженерных коммуникаций, обеспечивать сохранение естественного гидрологического режима прилегающей территории; длительный отстой судов речного флота (свыше одного месяца) в акватории водных объектов, за исключением акваторий, отведенных специально для этих целей (затоны, базы ремонта флота), использование судов без документов, подтверждающих сдачу сточных и нефтесодержащих вод на специальные суда или объекты по сбору названных вод; размещение садово-огородных участков, установка сезонных и стационарных палаточных городков.
Также установлены дополнительные ограничения в пределах прибрежных защитных полос: применение удобрений; складирование строительных материалов и минеральных солей, кроме оборудованных в установленном порядке причалов и площадок, обеспечивающих защиту водных объектов от загрязнения; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садоводческих участков, выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.
Однако, названные положения Правил противоречат требованиям ч. 15 ст. 65 ВК РФ, содержащей исчерпывающий, не подлежащий дополнительному расширению, перечень видов деятельности, запрещенных в водоохраных зонах, а именно: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-217, 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес>, Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> об оспаривании нормативного правового акта – удовлетворить.
Признать противоречащим ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации и недействующим с момента принятия ст. 51 Правил землепользования и застройки Новопокровского сельского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции решения Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, утвержденные решением Совета <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции решения Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствие с требованиями ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение пятнадцати дней.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда: А.П. Петренко