ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1428/2022 от 01.08.2022 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

№ 2а-1428/2022

УИД 13RS0025-01-2022-001121-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 августа 2022г. г.Саранск

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной, с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания Т.В.Никоновой,

представителя административного истца Ильина С.А., Александровой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильина Сергея Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения комиссии по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части отказа во внесении изменений в Республиканскую адресную программу, возложении обязанности,

установил:

административный истец обратился с настоящим административным иском, указывая, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля квартиры, расположенной по адресу: . Квартира административного истца расположена на последнем 10 этаже. Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ООО «ЖЭК «Октябрьский» на основании договора управления многоквартирным домом №20 от 01 августа 2014г. В 2017г. было проведено обследование технического состояния крыши многоквартирного дома . В связи с высоким процентом физического износа крыша требует неотложного капитального ремонта. Решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома , оформленным протоколом №2 от 27 июня 2018г. принято решение о переносе срока капитального ремонта мягкой кровли на более ранний срок и проведении ремонта мягкой кровли на более ранний срок в 2018-2019г.г. 04 июля 2018г. комиссией по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах было отказано во внесении изменений в Региональную адресную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия на 2014-2043 года» в связи с тем, что размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составил менее 80% от представленных к оплате.

Управляющая компания неоднократно проводила работы по текущему ремонту крыши дома, однако устранить повреждение кровли проведением текущего ремонта невозможно. Вследствие протечки кровли квартира, в которой проживает административный истец неоднократно получала повреждения.

Решением общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома оформленным протоколом от 31 мая 2021г., принято решение о переносе срока капительного ремонта мягкой кровли на более ранний срок и проведение капитального ремонта крыши в 2021-2022г.г.

15 июля 2021г. ООО «ЖЭК «Октябрьский» обратилось в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, НО «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и Администрацию Октябрьского района го Саранск по вопросу о переносе срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома .

Решением комиссии по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оформленного протоколом №5/2021 от 22 октября 2021г. отказано во внесении изменений в республиканскую адресную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия на 2014-2043г.г.» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: части изменения сроков проведения капитального ремонта крыши на 2022г. в соответствии с пунктом 13 Положения по принятию решений о внесении изменений в республиканскую программу капитального общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2017г. №700 (превышение объема средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование Программы в соответствии с требованиями части 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 13 Закона Республики Мордовия №52-З).

Письмом от 19 ноября 2021г. №04.01.-12/8668 Министерство уведомило ООО «ЖЭК «Октябрьский» о принятом 22 октября 2021г. решении комиссии.

Считает решение комиссии незаконным, поскольку оно носит формальный характер, в решении не приведены ни обоснование принятого решения, ни цифры запланированного объема средств на финансирование Программы в 2021г. и в 2022г. Вопрос о проведении капитального ремонта крыши в 2021г. комиссией вообще не рассматривался.

На основании изложенного и ссылаясь на требования статей 168, 189 Жилищного кодекса, Постановление Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2017г. №700 «Об утверждении Положения по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия», Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2013г. №607 «Об утверждении Республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия» на 2014 - 2043 годы» административный истец просит суд признать незаконным решение комиссии по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оформленное протоколом №5/2021 от 22 октября 2021г. в части отказа во внесении изменений в Республиканскую адресную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия» на 2014 - 2043 годы» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: , по переносу капитального ремонта крыши на 2021-2022г.; возложить обязанность на административного ответчика внести изменения в Республиканскую адресную программу.

Определением от 06 июля 2022г. к участию в деле в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечены Байбеков Р.В., Ильина Е.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ребенка И., Ильина А.С.

В судебном заседании 26 июля 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Некоммерческая организация «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

В судебном заседании 01 августа 2022г. Байбеков Р.В. от участия в деле освобожден в связи со смертью, определено, что интересы собственников и жильцов дома представляет административный истец Ильин С.А., так как на общем собрании собственников помещений 06 июня 2021г. избран председателем совета многоквартирного дома (протокол №3 от 06 июня 2021г.).

В судебном заседании представитель административного истца Ильина С.А. – Александрова О.С., требования административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежаще.

Суд приходит к следующему.

В силу пункта 8.3 части статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

В соответствии частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, регулируются Законом Республики Мордовия от 08 августа 2013г. № 52-З «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия».

Согласно статье 8 указанного Закона Республики Мордовия, региональная программа утверждается Правительством Республики Мордовия в целях планирования и организации проведения капитального ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта собственниками помещений в таких домах региональным оператором.

Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Мордовия, в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в региональную программу; 3) плановый год начала проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме, включенном в региональную программу.

Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Республики Мордовия утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Мордовия, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2013г. №607 была утверждена Республиканская адресная программа «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия» на 2014 - 2043 годы».

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2017г. №700 утверждено Положение по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия (далее - Порядок).

В силу пункта 8 Порядка, обращения о внесении изменений в отношении сроков проведения капитального ремонта и (или) перечня работ по капитальному ремонту могут быть направлены в уполномоченный орган в случаях переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний в случаях: а) установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта; б) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта; в) принятия региональным оператором решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на счете регионального оператора, в соответствии с Порядком принятия решения по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2017 г. №621.

В соответствии с пунктом 10 Порядка направить обращение о внесении изменений в Программу в уполномоченный орган имеют право следующие лица (далее - заявители, заявитель): орган местного самоуправления; региональный оператор; лицо, уполномоченное от собственников, обладающих не менее чем 50% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме; лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Обращение о внесении изменений в Программу направляются в уполномоченный орган по форме согласно приложению 2.

Для внесения изменений в Программу в текущем году обращения о внесении изменений направляются заявителями в срок до 1 июля текущего года.

Заявители вправе направить обращение в уполномоченный орган через орган местного самоуправления, ответственный за предоставление сведений, необходимых для подготовки Программы. Орган местного самоуправления обязан направить поступившие обращения в уполномоченный орган в течение десяти календарных дней с момента поступления.

В соответствии с пунктом 12 Порядка, обращения о внесении изменений в Программу рассматриваются комиссией в срок не позднее тридцати календарных дней со дня окончания квартала, в течение которого обращения поступили.

По результатам рассмотрения обращений о внесении изменений в Программу комиссией принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в Программу; об отказе во внесении изменений в Программу.

Решение об отказе во внесении изменений в Программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного Программой, при формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора принимается по следующим основаниям: размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 80% от предъявленных к оплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов; превышение объема средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование Программы в соответствии с требованиями части 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия N 52-З(п.13 Порядка).

Согласно пункту 21 Порядка решения, указанные в пункте 12 настоящего Положения, оформляются протоколом и носят обязательный характер.

Решения, указанные в пункте 12, должны содержать: адрес многоквартирного дома; вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; основание для принятия соответствующего решения.

На основании принятого решения уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня принятия указанных решений в письменной форме уведомляет заявителя о принятом по обращению о внесении изменений решении (п.22).

Информация об обращениях о внесении изменений в Программу и принятых в результате их рассмотрения решений размещается на официальном сайте уполномоченного органа и регионального оператора в течение тридцати календарных дней с момента их рассмотрения (п.23).

Решения, принятые по обращению о внесении изменений, могут быть обжалованы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.24).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ильин С.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: (л.д.6). Собственниками оставшихся долей (по ? у каждого) являются члены его семьи супруга Ильина Е.В. (л.д.129), несовершеннолетние дети Ильин А.С. (л.д.127), И. (л.д.126).

Кроме того, административный истец Ильин С.А. является председателем совета дома (протокол №3 от 06 июня 2021г.).

По договору управления многоквартирным домом от 01 августа 2014г. управляющей компанией дома является общество с ограниченной ответственностью «Жилищно - эксплуатационная компания «Октябрьский» (л.д.7-19).

Согласно Заключения по результатам обследования технического состояния кровельного покрытия МКД, расположенного по адресу: от 14 августа 2017г. техническое состояние кровли жилого дома недопустимое. Оценка технического состояния кровельного покрытия – аварийное.

Республиканской адресной программой «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Республики Мордовия на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2013г. №607, капитальный ремонт крыши вышеуказанного МКД предусмотрен в период 2026-2028г.г.

Общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленным протоколом №1 от 20 мая 2021г. принято решение о переносе срока проведения капитального ремонта мягкой кровли на период 2021-2022г.г.

15 июля 2021г. ООО «ЖЭК «Октябрьский», действуя в интересах собственников указанного многоквартирного дома, обратилось в Министерство жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Администрацию Октябрьского района го Саранск с заявлением о внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, в отношении указанного многоквартирного дома.

22 октября 2021г. комиссией по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах было принято решение об отказе во внесении изменений в Программу, в части изменения срока проведения капитального ремонта крыши на более ранний период.

Согласно пункту 33 протокола №5/2021 от 22 октября 2021г. во внесении изменений в Программу в части изменения срока проведения капитального ремонта крыши на период 2022г. отказано из-за превышения объема средств, которые региональный оператор вправе ежегодно израсходовать на финансирование Программы в соответствии с требованиями части 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 15 Закона Республики Мордовия №52-З (л.д.58).

Данное решение было принято на основании пункта 13 Положения по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия от 29 декабря 2017г. №700.

Применительно к настоящему спору, к заседаниям Комиссии, Некоммерческой организацией «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» представлена информация о сформированном фонде капитального ремонта в отношении МКД, согласно которой, по состоянию на октябрь 2021г. плановый сбор многоквартирных домов го Саранск, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора составляет порядка 470 млн.руб. Краткосрочным планом на 2021г. предусмотрен капитальный ремонт многоквартирных домов го Саранск формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на сумму 333,93 руб., что выше уровня планируемых поступлений взносов на капитальный ремонт (л.д.109-110). По 2022г. – краткосрочным планом на 2022г. предусмотрен капитальный ремонт многоквартирных домов г.Саранск, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на сумму 338,78 руб., что выше уровня планируемых поступлений взносов на капитальный ремонт (л.д.107-108).

Действующим законодательством устанавливаются требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора. Согласно статье 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 15 Закона № 52 - З объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется как доля от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. Указанная доля, рассчитываемая с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде, равна девяноста пяти процентам.

Учитывая указанные положения, суд не усматривает, что на момент принятия спорного решения имелась финансовая возможность для принятия решения о переносе сроков капитального ремонта, при таких обстоятельствах комиссия по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обосновано отказала в переносе сроков капитального ремонта.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения комиссией при принятии решения, при подготовке необходимых сведений, действующего законодательства; решение принято в рамках представленных полномочий. Ссылки на участие иных домов в проведении капитального ремонта в соответствии с планом реализации на 2022г. не имеют процессуального значения для рассмотрения настоящего спора и не являются предметом рассмотрения, в связи с чем, не принимаются судом.

При этом, в соответствии с пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Кроме того, решение вопроса о необходимости проведения капитального ремонта кровли жилого дома возможно в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01 июля 2021г. № 305 «О дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия» при предъявлении заключения экспертной организации, подтверждающего, что состояние объекта может представлять угрозу жизни и здоровью людей.

Согласно положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Ильина Сергея Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения комиссии по принятию решений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части отказа во внесении изменений в Республиканскую адресную программу, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - И.Н.Фомкина

Мотивированное решение составлено 04 августа 2022г.