ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-142/18 от 24.07.2018 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№2а-142/2018

24 июля 2018 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Початковой В.В., с участием истца и представителя должностных лиц Мосиенко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <...> Кулаковского Д. В. об оспаривании действий начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на члена семьи военнослужащего,

установил:

Решением начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 09-33/109 от 11 августа 2017 года Кулаковский снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека, в связи с получением бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (далее жилищная субсидия).

ДД.ММ.ГГГГ у Кулаковского родилась дочь – ФИО1, и после обращения административного истца в жилищный орган, начальник 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отказал Кулаковскому в доплате жилищной субсидии на указанную выше дочь военнослужащего.

Кулаковский обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- обязать начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3-го отдела ВРУЖО МО РФ) признать его дочь – ФИО1, нуждающейся в жилищном обеспечении за счет средств федерального бюджета;

- обязать начальника 3-го отдела ВРУЖО МО РФ произвести расчет жилищной субсидии ему, как военнослужащему, в форме предоставления денежных средств на одного члена семьи военнослужащего – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств федерального бюджета с учетом коэффициента выслуги лет военнослужащего;

- обязать ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВРУЖО МО РФ) принять решение о выплате ему жилищной субсидии на его дочь - ФИО1.

Обосновывая заявленные требования, административный истец, как в исковом заявлении, так и в судебном заседании указал, что, несмотря на получение им ранее в августе 2017 года жилищной субсидии на 4-х членов семьи, его дочь - ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, также имеет право на получение от Министерства обороны РФ этой жилищной субсидии в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих.

По характеру спорных отношений к участию в деле привлечен начальник ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в качестве заинтересованного лица.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель должностных лиц ВРУЖО МО РФ как в заявлении, так и в судебном заседании указал, что Кулаковский и члены его семьи добровольно изъявили в 2016 году желание обеспечиваться жилым помещением в форме предоставления от государства жилищной субсидии в 2017 году, то есть до рождения дочери ФИО1, и таким образом по своему усмотрению осуществили принадлежащее им право на однократное обеспечение жильем от государства.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями послужного списка офицера и справок командира войсковой части административный истец проходит военную службу по контракту в указанной воинской части, его выслуга превышает 25 лет в календарном исчислении, при этом Кулаковский подлежит увольнению с военной службы в 2024 году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Кроме того, из исследованного в суде личного дела офицера видно, что воинское звание «<...>» было присвоено Кулаковскому в октябре 1996 года после окончания им Харьковского института лётчиков Минобороны Украины, а с 21 марта 2014 года истец заключил контракт с Минобороны РФ о прохождении военной службы.

Согласно решению начальника 3 отдела ВРУЖО МО РФ от 20 июля 2015 года № 08-15/84, сообщению этого же должностного лица от 03 августа 2015 года и заявления истца от 09 апреля 2015 года, исследованных в судебном заседании, административный истец с 09 апреля 2015 года принят на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма составом семьи 4 человека (истец, супруга и два сына), с формой обеспечения – субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.

Из исследованной в суде копии решения начальника ВРУЖО МО РФ от 03 августа 2017 года № 7708 следует, что этим начальником решено предоставить административному истцу жилищную субсидию на состав семьи 4 человека в размере <...> рублей.

В судебном заседании Кулаковский пояснил, что в августе 2017 года он получил жилищную субсидию на свой расчетный счет в банке в указанной выше сумме, с учетом всех членов его семьи.

Как видно из решения начальника 3 отдела ВРУЖО МО РФ от 11 августа 2017 года № 09-33/109 и сообщения этого же должностного лица от 14 августа 2017 года, исследованных в судебном заседании, Кулаковский был снят с учёта лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма составом семьи 4 человека с 11 августа 2017 года, на основании п.п. 4 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ – получение в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.

Из исследованных в суде справок командира войсковой части , послужного списка офицера ( в личном деле) и копии свидетельства о рождении от 09 апреля 2018 года явствует, что в качестве члена семьи административного истца в личное дело записана в 2018 году младшая дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По смыслу ч. 14 ст. 15 Закона, право на обеспечение жилым помещением при перемене места жительства предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

При этом, согласно пп. «д» п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, во взаимосвязи с указанной нормой Закона, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счёт государства также один раз.

Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма, получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения), названный закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья (жилищной субсидии) только один раз за все время военной службы.

Кроме того, правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.

В судебном заседании административный истец пояснил, что после получения им в 2017 году жилищной субсидии, он не обращался более в жилищный орган для признания и постановки его на учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий или получения жилого помещения.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в суде учетным делом Кулаковского. Подтвердил эти обстоятельства в суде и представитель должностных лиц ВРУЖО МО РФ.

Таким образом, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, и на момент обращения офицера в территориальный жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о выплате жилищной субсидии его младшей дочери - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный истец, как военнослужащий, являлся обеспеченным бюджетными средствами на приобретение или строительство жилого помещения, что само по себе свидетельствует об отсутствии у него необходимых правовых оснований для получения повторно жилья или жилищной субсидии в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в связи с чем исковые требования Кулаковского удовлетворению не подлежат.

Принимая такое решение, военный суд также учитывает, что согласно п.п. 4 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ основанием для снятия граждан с учета является – «получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения», а в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления <...> Кулаковского Д. В. об оспаривании действий начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 3-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на члена семьи военнослужащего, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда Ф.И. Онищенко

Секретарь судебного заседания В.В. Початкова