ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-142/19 от 27.09.2019 Ивановского гарнизонного военного суда (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2019 года г. Иваново

Ивановский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:

председательствующего судьи Изосимова М.Ю.,

при секретаре Чесноковой Т.В.,

с участием административного истца Кубышкиной О.В. и ее представителя адвоката Фогель Н.В., представившей ордер № от 16 сентября 2019 года и удостоверение № , выданное ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев материалы административного дела № 2а-142/2019 по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части 000 Кубышкиной Ольги Владимировны об оспаривании решения начальника отделения (территориального, город Иваново) Федерального Государственного Казенного Учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанного со снятием ее с супругом с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма

установил:

Кубышкина обратилась в суд с административным исковым заявлением сославшись на следующее.

Она проходила военную службу в войсковой части 000, дислоцированной в <адрес>, в воинском звании . Приказом командира войсковой части 0000 от 14 февраля 2019 года № она была уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья и с 11 марта 2019 года в соответствии с приказом командира войсковой части 0000 от 11 марта 2019 года № исключена из списков личного состава указанной воинской части. Ее календарная выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации составила более 13 лет.

В декабре 2018 года решением начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального Государственного Казенного Учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее по тексту – территориальное отделение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново) она вместе со своим супругом была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

27 мая 2019 года решением указанного должностного лица № Кубышкина была снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма, где в качестве причин для принятия данного решения имелась ссылка на положение пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также приведены доводы о том, что на момент своего обращения в жилищный орган с заявлением о постановке на жилищный учет она имела воинское звание прапорщик, а также выслугу в Вооруженных Силах РФ более 3 лет, а следовательно, относилась к той категории военнослужащих, реализация права на жилище которых, как участников накопительно-ипотечной системы, осуществляется посредством способов, предусмотренных в статье 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФЗ №117-ФЗ).

Между тем, как указала в своем административном исковом заявлении Кубышкина, в период прохождения военной службы она не являлась участником накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и не была включена в соответствующий реестр.

Полагая, что вышеуказанные действия должностного лица, выразившиеся в снятии ее с супругом с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, препятствуют реализации предоставленного ей права на обеспечение совместно с членами семьи жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, она обратилась в военный суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просила суд о нижеследующем:

- признать незаконным решение начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново № от 27 мая 2019 года о снятии ее с супругом с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

- обязать начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново отменить данное решение и восстановить ее с супругом на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования и пояснила, что поскольку в период прохождения ею военной службы, командование войсковой части 000 не представило в жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации документы о ее включении в реестр участников накопительно - ипотечной системы, то у начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново оснований для ее снятия с учета нуждающихся в мае текущего года не имелось, поскольку на момент своего увольнения она жилым помещением по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации обеспечена не была.

Представитель административного истца адвокат Фогель Н.В. в судебном заседании поддержала требования своего доверителя и пояснила, что начальник территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново неправомерно сняла Кубышкину с супругом с учета нуждающихся, поскольку она не была признана участником накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и не состояла в соответствующем реестре, в связи с чем, по мнению Фогель, положения пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ 76-ФЗ) на ее доверительницу не распространяется.

Заинтересованное лицо на стороне административного истца – ФИО1 (супруг Кубышкиной О.В.), административные ответчики: ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, территориальное отделение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново и его начальник, а также заинтересованное лицо на стороне административного ответчика – Департамент жилищного обеспечения МО РФ, каждый в отдельности, извещенные о месте и времени настоящего судебного заседания надлежащим образом, в суд не прибыли.

При этом представитель ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по доверенности Иванова А.Ю. в своих письменных возражениях, направленных в адрес военного суда, требования Кубышкиной не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в решении начальника территориального отделения от 27 мая 2019 года.

Заслушав объяснения административного истца, ее представителя, а также исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В условиях Вооруженных Сил РФ право военнослужащих на жилое помещение реализуется в соответствии со статьей 15 ФЗ №76-ФЗ, в силу которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета.

Кроме того, согласно абзацам четвертому и седьмому пункта 1 статьи 15 ФЗ №76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с положениями абзаца 12 пункта 1 той же статьи ФЗ №76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 ФЗ №117-ФЗ к участникам накопительно - ипотечной системы относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Согласно пункту 3 части 2 той же статьи ФЗ №117-ФЗ основанием для включения прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является наличие у них общей продолжительности военной службы по контракту три года.

Согласно пункту 15 статьи 15 ФЗ №76-ФЗ военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с ФЗ №117-ФЗ являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 названной статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 ФЗ №76-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 и частью 5 статьи 9 ФЗ №117-ФЗ определено, что федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба формирует и ведет реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляет в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. При этом федеральный орган исполнительной власти, в котором участник накопительно-ипотечной системы проходит военную службу, в письменной форме уведомляет военнослужащего о включении его в реестр участников и об открытии именного накопительного счета участника или об исключении его из реестра участников и о закрытии именного накопительного счета участника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - Правила).

В соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 8 и 13 данных Правил, реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях.

Регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. В Министерстве обороны Российской Федерации таковым регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России.

Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр.

Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.

Таким образом, функции по формированию и ведению реестра, включению, исключению военнослужащих из реестра и внесению изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы в Министерстве обороны Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).

Пунктом 8 данного приказа определено, что при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет личную карточку участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в двух экземплярах, ознакамливает данного участника с личной карточкой под подпись, представляет ее на подпись начальнику кадрового органа воинской части и командиру воинской части.

Наряду с этим, в соответствии с требованиями пункта 10 вышеприведенного Порядка командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр.

Пунктом 2 данного приказа Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации назначен регистрирующим органом в рамках государственной программы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 1 упомянутого Порядка на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, помимо иных, возложены следующие функции:

- по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;

- включению военнослужащих в реестр участников НИС;

- внесению изменений в реестр;

- исключению военнослужащих из реестра.

Согласно пункту 5 Порядка реестр формируется и ведется регистрирующим органом в порядке, установленном Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации.

При этом положениями этого же Порядка на региональные управления жилищного обеспечения или их отделы возложены проверки представленных воинским командованием документов, формирование сводных списков военнослужащих для включения в реестр, внесения изменений в реестр и исключение военнослужащих из реестра, а также функции по уведомлению военнослужащих о принятых решениях.

Из светокопии выписки из послужного списка Кубышкиной О.В., следует, что она призвана на военную службу 1 сентября 2005 года Тейковским объединенным военным комиссариатом Ивановской области и с указанной даты заключила первый контракт о прохождении военной службы сроком на три года. С 11 августа 2010 года она проходила военную службу на должности начальника секретной части войсковой части 000, дислоцированной в Ивановской области. В августе 2014 года ей было присвоено воинское звание <данные изъяты>

Из выписок из приказов командира войсковой части 0000 от 14 февраля 2019 года № и от 11 марта 2019 года № усматривается, что Кубышкина О.В. была уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья и исключена из списков личного состава войсковой части 000 с 11 марта 2019 года, а ее выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила более 13 лет.

Как усматривается из копии договора найма служебного жилого помещения № от 16 октября 2007 года, Кубышкиной О.В. и членам ее семьи (супругу – ФИО1 и дочери – ФИО2.), от Министерства обороны Российской Федерации была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой Кубышкина О.В. проживает совместно с супругом и дочерью.

Как видно из копии поквартирной карточки от 6 июля 2018 года, а также справки из муниципального бюджетного учреждения городского округа Тейково «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 11 сентября 2018 года, по адресу: <адрес>, с 18 октября 2007 года зарегистрированы Кубышкина О.В. вместе со своим супругом и дочерью.

Аналогичные сведения указаны и в копиях паспортов Кубышкиной О.В. и ее супруга, а также дочери.

В соответствии с решением начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново № от 19 декабря 2018 года Кубышкина О.В. с 17 сентября 2018 года вместе с супругом была принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Как видно из копии оспариваемого решения начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново № от 27 мая 2019 года Кубышкина О.В. была снята с учета нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что Кубышкина на момент своего обращения в жилищный орган с заявлением о постановке на жилищный учет имела воинское звание <данные изъяты>, а ее выслуга в Вооруженных Силах РФ составляла более 3 лет, следовательно, она относилась к той категории военнослужащих, реализация права на жилище которых, как участников накопительно-ипотечной системы, осуществляется посредством способов, предусмотренных в статье 4 ФЗ №117-ФЗ.

Из письменной жалобы Кубышкиной О.В. от 8 июня 2019 года, адресованной командиру войсковой части 34048, усматривается, что она сообщила данному должностному лицу о бездействии командира войсковой части 000, связанного с невключением ее в реестр участников накоптельно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в порядке, предусмотренном ФЗ №117-ФЗ, в связи с чем просит командира войсковой части 34048 устранить данные нарушения ее жилищных прав.

Согласно письменному сообщению командира войсковой части 0000 от 12 июля 2019 года № адресованному Кубышкиной О.В., 11 июля 2019 года с целью включения Кубышкиной в реестр участников накоптельно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, командиром войсковой части 000 в соответствии с Порядком, в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ были направлены соответствующие документы.

Как следует из письменного ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 25 сентября 2019 года № Кубышкина О.В. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих МО РФ не включалась, соответствующие документы о ее включении в названный реестр в Департамент жилищного обеспечения МО РФ не поступали.

Согласно письменному ответу заместителя начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 26 сентября 2019 года №, документы в отношении Кубышкиной О.В. поступили в Управление и 20 сентября 2019 года оставлены без реализации, поскольку были представлены с нарушениями требований Порядка.

В судебном заседании достоверно установлено, что в декабре 2018 года Кубышкина, как военнослужащая, заключившая контракт о прохождении военной службы в сентябре 2005 года и необеспеченная по месту прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания, в преддверии своего увольнения с военной службы по состоянию здоровья, была принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства в городе Москве. Оспариваемым решением жилищного органа Кубышкина 27 мая 2019 года была снята с данного учета, в связи с тем, что относилась к той категории военнослужащих, которые обеспечиваются жильем от Министерства обороны Российской Федерации в порядке, предусмотренном ФЗ №117-ФЗ. В период прохождения Кубышиной военной службы, командованием войсковой части 000 документы о ее включении в реестр участников накоптельно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в адрес жилищного органа направлены не были.

С учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к следующим выводам. Поскольку Кубышкина, как военнослужащая, заключившая контракт в 2005 году, имея воинское звание «прапорщик» и достигнув необходимой выслуги лет (3 года), подлежала включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы в порядке, предусмотренном ФЗ №117-ФЗ, а, следовательно, относилась к той категории военнослужащих, реализация права на жилище которых, как участников названной системы, осуществляется посредством способов, предусмотренных в статье 4 названного закона.

Вместе с тем, в период воинской службы Кубышкина не являлась участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих МО РФ, так как не была включена в соответствующий реестр из-за бездействия должностных лиц войсковой части 000, связанных с ненаправлением соответствующих документов в жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации для ее включения в этот реестр.

Данные обстоятельства, по мнению военного суда, препятствуют реализации права Кубышкиной на обеспечения жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации. При этом нахождение административного истца на жилищном учете в качестве нуждающейся в обеспечении жильем от Министерства обороны Российской Федерации по договору социального найма не нарушает чьих бы то ни было прав и не свидетельствует о злоупотреблении ею правами в области жилищного обеспечения, поскольку она, как подлежащая жилищному обеспечению в рамках ФЗ №117-ФЗ, фактически, в период своей службы была лишена возможности стать участником накопительно – ипотечной системы и быть включенной в соответствующий реестр, в связи с чем положения абзаца 15 статьи 15 ФЗ №76-ФЗ не могли быть применены к Кубышкиной начальником территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ и явиться основанием для ее снятия с указанного выше учета.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ в городе Иваново № от 27 мая 2019 года о снятии Кубышкиной О.В. с супругом с учета нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма в избранном месте жительства является незаконным.

Таким образом, требования административного истца о возложении на названное должностное лицо обязанностей отменить оспариваемое решение о снятии Кубышкиной О.В. с супругом с учета нуждающихся в обеспечении жильем по договору социального найма в избранном месте жительства и восстановить ее с супругом на указанном учете являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

решил:

Административное исковое заявление бывшей военнослужащей войсковой части 000 Кубышкиной Ольги Владимировны об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального Государственного Казенного Учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанного со снятием ее с супругом с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным решение № от 27 мая 2019 года начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального Государственного Казенного Учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии Кубышкиной О.В с супругом с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма.

Обязать начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального Государственного Казенного Учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить данное решение и восстановить Кубышкину О.В. с супругом на учете нуждающихся в обеспечении жильем, предоставляемых по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

«Подпись»