Дело №2а-22/2021
(№2а-142/2020)
91OS0000-01-2020-000431-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2021 г. г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,
при секретаре Колесник Е.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части решения 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым»
установил:
решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 утверждены Временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее – Временные правила землепользования и застройки, Решение № 733).
ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила, признать недействительными Временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, утвержденные решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 – го созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 в части включения в карту градостроительного зонирования территориальной зоны «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) в отношении земельного участка расположенного в районе <адрес>, ориентировочной площадью 0,0700 га, с кадастровым номером №.
В обоснование требований ФИО1 указала, что она обратилась в Администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в районе <адрес> (ориентировочной площадью 0,0700 га) с кадастровым номером № для строительства и обслуживания жилого дома в порядке завершения оформления прав. По результатам рассмотрения заявления, постановлением Администрации города Симферополя от 29 августа 2018 г. ей было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ввиду того, что в отношении указанного земельного участка не установлен вид разрешенного использования, земельный участок не отнесен к определенной категории земель. На ее заявление об определении категории земель и установлении вида разрешенного использования 12 октября 2018 г. от МКУ Департамента развития муниципальной собственности был получен ответ об отказе, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Временным правилами землепользования и застройки расположен в зоне территории общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) ИТ – 2. Указывает, что доказательств нахождения земельного участка в границах коридоров красных линий у ответчика не имеется. Согласно геодезической съемке земельного участка, красные линии не проходят по территории участка. Кроме того, земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, земельные участки, расположенные в районе улицы Дачной на массиве Каменка, находятся в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки. Указала, что Решение № 733 принято с нарушением установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации порядка утверждения правил землепользования и застройки.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 г. принят отказ ФИО1 от требований к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь о признании недействующим решения 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части установления в приложении №1 территориальной зоны «ИТ-2» (зона общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) в отношении земельного участка, расположенного в районе <адрес> (ориентировочной площадью 0,0700 га), с кадастровым номером №. Производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2, в судебном заседании поддержал заявленные ФИО1 требования, просил их удовлетворить, пояснив, что ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, поскольку у нее на руках было решение о разрешении разработки проекта землеустройства земельного участка, которое не было завершено в период действия на территории Республики Крым украинского законодательства. Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО1 было отказано в завершении оформления прав на земельный участок в связи с тем, что указанный земельный участок находится в территориальной зоне ИТ-2, то есть в зоне общего пользования, которая не предусматривает строительства жилых домов на территории земельных участков, входящих в эту зону. ФИО1 обращалась с заявлением в Комиссию по подготовке ПЗЗ муниципального образования городской округ Симферополь с заявлением об изменении в ПЗЗ территориальной зоны ИТ-2 на зону Ж-1 (зону для индивидуального жилищного строительства). Комиссия по ПЗЗ муниципального образования городской округ Симферополь отказала ФИО1, ссылаясь на то, что ФИО1 не является правообладателем земельного участка. ФИО1 обратищалась в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением об инициировании вопроса об изменении территориальной зоны ИТ-2 на Ж-1. Комиссия по подготовке ПЗЗ МОГО Симферополь отказала в изменении территориальной зоны без указания причин. Таким образом, ФИО1 неоднократно обращалась по вопросу изменения территориальной зоны, на все заявления ей был дан отказ, что и вынудило ФИО1 обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта. Указал, что фактически территории общего пользования не земельном участке ФИО1 нет, дороги на участке нет. Временные Правила и землепользования и застройки не соответствует Генеральному плану.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО1, пояснив, что публичные слушания по обсуждению Временны правил землепользования и застройки были проведены в срок менее одного месяца. Следовательно, срок соблюден. На обсуждения выносился проект Временных правил землепользования и застройки с расположением в микрорайоне Каменка зоны Ж-1. Симферопольский городской совет Республики Крым рассматривал проект Временных правил землепользования и застройки, который поступил после проведения публичных слушаний. Протокол, заключение подтверждают внесение изменений в проект Временных правил землепользования и застройки с зоны Ж-1 на зону ИТ-2. Предложений о внесении изменений в территориальное зонирование микрорайона Каменка, а именно, относительного территории, где расположен земельный участок ФИО1, не было. Территориальную зону изменили не в нормативном правовом акте, а в его проекте. Зона могла меняться по инициативе органа местного самоуправления, по его усмотрению. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, могут быть приняты во внимание либо нет. Пояснил, что проект застройки жилых кварталов микрорайона Каменка города Симферополя, утвержден в 2009 году решением сессии Симферопольского городского совета 5-го созыва. Генеральный план МОГО Симферополь был принят в 2011 году. Возможно, изменения были внесены в ранее действовавший генеральный план города Симферополя. На основании того генерального плана истцу было предоставлено разрешение на разработку проекта планировки земельного участка. Однако данная планировка не была учтена при утверждении генерального плана 2011 года.
Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, пояснив, что в соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о завершении оформления прав на земельные участки, которые ранее были предоставлены решением о разрешении на разработку правил землеустройства, может быть подано в органы местного самоуправления не позднее 1 января 2021 г. Данная норма действующая, не отменена. Даже в случае удовлетворения административного искового заявления, ФИО1 не сможет восстановить нарушенное право ввиду того, что реализовать право на завершение оформления земельного участка в административном порядке уже невозможно. Кроме того, считает, что Временные Правила землепользования и застройки приняты в соответствии с законодательством РФ, прошли соответствующую процедуру и публичные слушания.
ФИО1, представители Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополь Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополь Республики Крым в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А. полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как следует из статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 31 ГрК РФ установлен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, согласно части 5 которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации, при этом одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 6 в редакции, действовавшей на момент принятии Решения № 733).
Согласно части 15 статьи 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения № 733) после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.
Порядок утверждения правил землепользования и застройки установлен статьей 32 ГрК РФ, согласно части 1 которой (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения № 733) правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, обязательным приложением к проекту которых являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятии Решения № 733).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 32 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятии Решения № 733) заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся правила землепользования и застройки.
Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование «город Симферополь» наделено статусом городского округа – «городской округ Симферополь».
Согласно пункту 29 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г.№ 61, (в редакции действующей на момент принятия Временных правил землепользования и застройки) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. (т.3 л.д. 1-79).
Статьей 27 Устава предусмотрено, что Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, обладает правами юридического лица, подотчетен и подконтролен непосредственно населению городского округа.
В соответствии со статьей 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета Республики Крым отнесено утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, градостроительных регламентов;
Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым установлен решением Совета № 84 от 28 ноября 2014 г. «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 84) (т.2 л.д. 1-23).
Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту решения о внесении в них изменений осуществляется Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (часть 2 статьи 13 Решения от 28 ноября 2014 г. № 84).
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (ч. 5 ст. 13).
Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 6 статьи 13).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава председатель Симферопольского городского совета, в пределах полномочий, определенных Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Симферопольским городским советом.
Статьей 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте Симферопольского городского совета и официальном портале Правительства Республики Крым на странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (simf.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов» ( т.2 л.д. 82-83)
В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: газета «Южная столица Крым»; журнал «БИБЛИОПОЛИС».
Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.
В соответствии с требованиями статьи 31 ГрК РФ, 22 октября 2015 г. главой администрации города Симферополя принято решение № 1147 о подготовке проекта Временных правил землепользования и застройки.
3 ноября 2015 г. состоялось заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, по итогам которого решено направить материалы проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в управление архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя.
Проверив материалы проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым управлением архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя было сообщено о соответствии проекта техническим регламентам, генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (стадия разработки), схеме территориального планирования Республики Крым (стадия разработки).
Судом установлено, что во исполнение положений статьи 14 Решения № 84, Администрация города Симферополя Республики Крым, письмом от 11 ноября 2015 г. № 24/01-69/4791 направила в адрес Симферопольского городского совета (далее Совет) пакет документов для организации проведения публичных слушаний по проекту временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.4 л.д. 139).
Постановлением председателя Совета от 20 ноября 2015 г. № 27 были назначены публичные слушания на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 11 декабря 2015 г. (т.1 л.д. 198-199).
Постановление было опубликовано в газете «Южная столица Крым» 8 декабря 2015 г.
Публичные слушания на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым состоялись 11 декабря 2015 г., по результатам чего были составлены протокол проведения публичных слушаний, заключение по результатам их проведения (т.1 л.д. 206-207, т. 4 л.д.136-138).
Распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым № 104-с от 29 марта 2016 г. на рассмотрение сессии Совета внесен проект решения об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Советом на 42 сессии 1 созыва 28 апреля 2016 г. большинством голосов от установленной численности депутатов было принято Решение № 733, согласно пункту 1 которого, были утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (т.1 л.д. 211, т. 3 л.д. 159 - 250).
Решение № 733 было опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» выпуск № 6 (27) от 6 мая 2016 г. и размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru) (т.1 л.д. 212 -214).
Согласно временным Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь в действующей редакции, в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 694 кв.м, расположенного в <адрес> установлена территориальная зона ИТ-2 «Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)» (т.4 л.д. 14-15).
В соответствии с размещенными на официальном сайте Симферопольского городского совета проектными материалами, подлежавшими обсуждению на публичных слушаниях, спорный земельный участок был включен в зону Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». (т. 4 л.д. 2)
В процессе обсуждения проекта временных Правил землепользования и застройки были высказаны предложения о внесении изменений в представленную редакцию временных Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков, расположенных в непосредственной близости к магистральным дорогам, к зоне транспортной инфраструктуры и проведении анализа по остальным стратегическим объектам социальной инфраструктуры, а также об отмене ранее принятых решений относительно данных земельных участков.
Спорный земельный участок был исключен из зоны Ж-1 и Решением № 733 отнесен к зоне «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта).
При этом, заключение по результатам проведения публичных слушаний не содержит мотивированного обоснования установления зоны ИТ-2, тем самым допущено нарушение пункта 4 статьи 21 Устава городского округа Симферополь. Кроме того, продолжительность публичных слушаний составила менее двух месяцев (часть 13 статьи 31 ГрК РФ). Заключение о результатах публичных слушаний не опубликовано, что противоречит части 7 статьи 28 ГрК РФ.
В нарушение требований частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств того, что в проекте временных Правил землепользования и застройки представленном на общественные обсуждения в отношении земельного участка с кадастровым номером № была установлена зона «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта), либо доказательств, того, что по внесенным в проект временных ПЗЗ изменениям, в части касающейся установления зоны «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) проводились общественные обсуждения или публичные слушания, Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки проводились заседания и выносилось заключение.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Решением 50 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 августа 2016 г. № 888 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Генеральный план).
Согласно выкопировке из Генерального плана земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки).
Учитывая изложенное, в нарушение названных норм федерального законодательства, установление временными Правилами землепользования и застройки в отношении спорного участка территориальной зоны «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) не соответствует функциональной зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки), установленной для спорного земельного участка действующим Генеральным планом городского округа Симферополь.
Таким образом, при принятии временных Правил землепользования и застройки административным ответчиком не были учтены требования территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 ГрК.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016г. № 242-О).
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. №1034/пр, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
В соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории Улично-дорожной сети и территорий общественного пользования города Симферополь муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя 02 ноября 2017 года, Сводного плана красных линий, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя 14 ноября 2019 года № 6071, земельный участок с кадастровым номером № не находится в границах красных линий. (т.5, л.д. 123-127, 209).
В статье 31 Градостроительного регламента Временных правил землепользования и застройки указано, что Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)(ИТ-2) включает в себя участки территории города, предназначенные для размещения улично-дорожной сети автомобильного транспорта, сопутствующих инженерных сетей пешеходных тротуаров, зеленых насаждений улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, объектов благоустройства, а также для размещения автомобильных парков, скверов, бульваров, газонов. Регламенты для территорий общего пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются.
В соответствии с представленной истцом геодезической съемкой, земельный участок с кадастровым номером № расположен в стороне от улицы Крымской Весны, не пересекая красных линий. (т.1 л.д. 32)
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» определено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статья 85 ЗК РФ определяет, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как установлено судом, решением Симферопольского городского совета от 23 июля 2009 г. №820 утвержден проект застройки кварталов усадебных домов в районе ул. Дачная в микрорайоне «Каменка» в г. Симферополе.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 октября 2016 г. № 2302-О указал, что оспаривание гражданами решения об утверждении правил землепользования и застройки, что предусмотренное частью 4 статьи 32 ГрК РФ, осуществляется с учетом общего критерия обжалования нормативных правовых актов, а именно при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения данным актом.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Симферопольского городского совета от 26 февраля 2013 г. № 628 ФИО1 предоставлено разрешение на разработку проектов землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, сооружений. (т.1 л.д. 17)
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что проект землеустройства для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, сооружений не был утвержден и земельный участок не был предоставлен до 2014 года в собственность административному истцу.
Согласно выписке из ЕГРН, и кадастровому паспорту земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 694 +/-6 кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок является поставленным на кадастровый учет 30 апреля 2015г. (том 1 л.д. 18, т.1, л.д. 27-119 т. 4).
Постановлением Администрации города Симферополя от 29.08.2018 года № 4141 ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ввиду того, что в отношении указанного земельного участка не установлен вид разрешенного использования, земельный участок не отнесен к определенной категории земель. (т.1 л.д. 19)
На заявление ФИО1 об определении категории земель и установлении вида разрешенного использования 12.10.2018 года Муниципальным казенным учреждением Департаментом развития муниципальной собственности был дан ответ об отказе, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Временным правилами землепользования и застройки расположен в зоне территории общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) ИТ – 2. (т.1 л.д. 21)
Аналогичный ответ был дан Администрацией города Симферополя Республики Крым 15 ноября 2018 года. (т.1 л.д. 22-23)
Постановлением Администрации города Симферополя от 17.02.2020 года № 1031 ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что земельный участок в соответствии с Временным правилами землепользования и застройки расположен в зоне территории общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) ИТ – 2. (т.1 л.д. 31)
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца оспариваемым решением, которое препятствует в реализации права завершения оформления прав на земельный участок.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> территориальной зоны – «Зоны общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Симферопольского городского совета Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 17 марта 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Н.А. Терентьева