Дело № 2а-142/2022 | |
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации | |
06 апреля 2022 года | п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Ярушина И.В.,
при секретаре судебного заседания Цепиловой Н.П., с участием
представителя административного истца - пом. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суксунского городского округа Пермского края:
- о признании незаконным бездействия Администрации Суксунского городского округа Пермского края по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- об обязании Администрации Суксунского городского округа Пермского края разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации,
установил:
прокурор Суксунского района Пермского края обратился в Суксунский районный суд к Администрации Суксунского городского округа Пермского края с административным исковым заявлением
- о признании незаконным бездействия Администрации Суксунского городского округа Пермского края по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- возложении обязанности разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование требования прокурор указал, что на представление о необходимости принятия вышеуказанного нормативного акта, Администрация Суксунского городского округа ответила, что дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах на основании п. 2 ст. 34.2 НК РФ не является муниципальной услугой, соответственно для реализации указанных полномочий утверждение соответствующих административных регламентов не требуется.
Отсутствие вышеуказанного нормативного акта существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги.
В судебном заседании помощник прокурора Мартюшева Т.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Суксунского городского округа Мелентьев А.Б., действующий на основании доверенности от 28.01.2020 (л.д.19), с заявленными прокурором требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (л.д.31-33). Полагает, что в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В данном случае, исходя из 131 Федерального закона пункта 34, это полномочия финансового органа муниципального образования, который органом местного самоуправления не является. Орган местного самоуправления не передает реализацию своих функций финансовому органу муниципального образования
Муниципальная услуга признается тогда, когда орган местного самоуправления передает муниципальному учреждению. Финансовый орган наделяется этой функцией федеральным законодательством. И соответственно, данное полномочие муниципальным органом не может быть принято.
Распоряжением от 18.09.2019 № 2113-р утвержден перечень муниципальных услуг, этой услуги в перечне нет.
Налоговый кодекс не предусматривает издание нормативно-правовых актов, соответственно у администрации полномочия по изданию правовых актов отсутствуют. В соответствии с законодательством о налогах и сборах могут приниматься нормативно-правовые акты, которые предусмотрены налоговым кодексом.
Заслушав участников процесса, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Суксунского района на имя главы Суксунского городского округа – главы Администрации Суксунского городского округа внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства (не разработан и не утвержден нормативный правовой акт, регламентирующий порядок рассмотрения уполномоченным органом местного самоуправления заявлений налогоплательщиков по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а также предоставление им соответствующих письменных разъяснений). В представлении предложено принять меры к устранению выявленных нарушений закона (л.д.9-10).
В письменном ответе Главы Администрации ФИО2 на представление прокурора сообщено, что обязанность финансовых органов, закрепленная в п. 2 ст. 34.2 НК РФ, не подпадает под указанное понятие муниципальной услуги. Кроме того, при организации предоставления муниципальных услуг Администрация руководствуется Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственно власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления». Данная услуга в указанном перечне отсутствует. Соответственно основания для утверждения административного регламента отсутствуют (л.д.10).
Аналогичные доводы изложены в письменных объяснениях на административное исковое заявление.
Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, ввиду следующего.
Поименованные в статьях 34.2, 21 НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные нормами Закона № 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, такое разъяснение носит индивидуальный характер.
Соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации Суксунского городского округа, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Следовательно, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Суксунского района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Суксунского городского округа Пермского края по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
Возложить обязанность на Администрацию Суксунского городского округа Пермского края в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Ярушин
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.