ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-142/2022 от 16.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-142/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителя Пейсехман Сергея Анатольевича Музафарова Т.Н., представителей Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Янушкевич Н.Н., Ибрагимова А.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Пейсехман Сергея Анатольевича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,

У С Т А Н О В И Л

Пейсехман Сергей Анатольевич обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором с учетом ходатайства от 09.02.2021 года, просил пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости здания – родильного отделения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, признать бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, понудить её устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданных заявлений.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 09.12.2021 года по делу №2а-49/2021 административное исковое заявление Пейсехман Сергея Анатольевича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым, заинтересованное лицо Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворено частично.

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции решение Верховного Суда Республики Крым от 09.12.2021 года по делу №2а-49/2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.

Определениями от 20.05.2022 года по делу № 2а-142/2022 принято к производству Верховного Суда Республики Крым административное исковое заявление Пейсехман Сергея Анатольевича (далее истец) к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Комитет), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее Министерство), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым (далее Комиссия), заинтересованное лицо Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, привлечено к участию в указанном административном деле в качестве административного ответчика Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» (далее Учреждение), которое исключено из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании 02.06.2022 года представители Совета министров Республики Крым и Учреждения предоставили пояснения на административное исковое заявление, указав на отсутствие основания для удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрение дела было отложено, у Комитета и Министерства были истребованы дополнительные пояснения.

Комитет требования Верховного Суда Республики Крым исполнил, направив на электронный адрес истребованную информацию.

В судебном заседании 15.06.2022 года представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего истцу, была определена неверно по причине технической ошибки, допущенной ответчиками при проведении массовой оценки. Представители Совета министров Республики Крым и Учреждения возражали против удовлетворения заявленных требований, настаивая на том, что кадастровая стоимость принадлежащего истца объекта капитального строительства была определена с учетом сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости при соблюдении положений Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226.

В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 16.06.2022 года.

В судебное заседание, которое состоялось 16.06.2022 года, Совет министров Республики Крым, Комитет, Министерство, Комиссия явку своих представителей не обеспечили о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставили.

Принимая во внимание наличие доказательств уведомления всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, выслушав мнение представителей истца и Учреждения, руководствуясь ст.150,151,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела с участием представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание.

Представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований (с учетом ходатайства), представители Учреждения возражали против удовлетворения административного искового заявления, указав на том, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства была определена с учетом сведений, внесенных в истцом Единый государственный реестр недвижимости, предоставили дополнительные письменные объяснения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, экспертное заключение, письменные пояснения, предоставленные участниками процесса, выслушав пояснения их представителей, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Истец является собственником объекта недвижимости здания – родильного отделения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> ( далее Объект).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03. 07. 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон №237-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч. 2 ст. 3 Закона №237-ФЗ ).

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Закона №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее бюджетное учреждение).

Согласно п. п. 1, 2, ч. 1 ст. 7 Закона №237-ФЗ к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

П 2. Постановления Совета министров Республики Крым от 15.11.2018 года № 554 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Республики Крым и о внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157» Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым по осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.07. 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», за исключением принятия решения об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно п.2 приказа Министерства № 2888 от 26.11.2018 года «О проведении в Республике Крым государственной кадастровой оценки» Учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости: зданий, помещений, расположенных на территории Республики Крым.

Ч. 1 ст. 14 Закона № 237 – ФЗ предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

На момент определения кадастровой стоимости Объекта действовали Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 года № 226, п. 1.2 и п.1.3 которых предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект, при её определении, предполагающей расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке, используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Учреждением в ходе проведения массовой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, по состоянию на 01.01.2019 года была определена кадастровая стоимость Объекта в размере 37149225,12 рублей, её результаты были 01.01.2020года утверждены распоряжением Совета министров Республики Крым, внесены 01.02.2020 года в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.

Согласно ст. 400, п. 1 ст. 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, помещения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Ч. 1 ст. 402 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент внесения в Единый государственный реестр недвижимости величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего истцу) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Ч.1 ст. 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Абзацем 1 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости Объекта затрагивают права и обязанности истца, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц в соответствующем налоговом периоде, размер которого определяется исходя из его кадастровой стоимости. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда учитывается для целей налогообложения в порядке, установленном ст. 403 НК РФ.

В связи с этим, Верховный Суд Республики Крым полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости Объекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Ч.1 ст. 245 КАС РФ устанавливает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч.5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст.226 КАС РФ).

Истец, обращаясь в суд с требованиями о признании бездействие Комиссии и понуждении её совершить определенные действия, не оспаривает её полномочия по решению указанных вопросов, а указывает на то, что при определении кадастровой стоимости Объекта были приняты во внимание недостоверные сведения о нем, а именно, не учтено то, что по своему назначению этот объект недвижимости не является больницей, поликлиникой, станцией медицинской скорой помощи, фельдшерским медицинским пунктом, а также не учтено то, что он находится на земельном участке сельскохозяйственного назначения, поэтому при определении его кадастровой стоимости не мог быть применены показатели, относящиеся к медицинским объектам.

Верховный Суд Республики Крым в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего дела истребовал в Симферопольском районном бюро технической инвентаризации инвентарное дело на здания – родильного отделения, расположенное по адресу: <адрес>.

При изучении указанного инвентарного дела установлено, что 22.10.2008 года за истцом на основании мирового соглашения от 11.03.2008года и определения Симферопольского районного суда АРК по делу № 2-2378/07 от 11.03.2008 года зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, родильное отделение, расположенное по адресу:, <адрес>, регистрационный .

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними от 20.12.2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними зарегистрировано за истцом право собственности на объект недвижимости родильное отделение, нежилое помещение, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Как указано выше, в соответствии со ст. 3 Закон №237-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная, в том числе, в результате проведения государственной кадастровой оценки.

П. 3 Федерального стандарта оценки № 4, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22. 10.2010 года № 508 (далее ФСО №4), закреплено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Для целей этого Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя, в том числе, этап группировки объектов оценки (п. 6, 7 ФСО № 4).

При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки (п. 16 ФСО N 4).

На момент проведения массовой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым по состоянию на 01.01.2019 года, действовал Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации 12.05.2017года №226, которым были утверждены методических указаний о государственной кадастровой оценке (далее Приказ № 226), согласно п.1.1 которого эти указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее бюджетное учреждение).

Приказ №226 устанавливал процедуру определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая включала в себя этап подготовки к проведению государственной кадастровой оценки, этап обработки бюджетным учреждением информации, содержащейся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел III), этап сборки и анализа бюджетным учреждением информации о рынке объектов недвижимости для определения ценообразующих факторов и обоснования оценки кадастровой стоимости ( раздел IV), сбор бюджетным учреждением сведений о значениях (раздел V), проведения бюджетным учреждением оценочного зонирования, построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснования выбора вида модели оценки кадастровой стоимости ( раздел VI), определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости с применением метода массовой оценки (раздел VII), определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости в рамках индивидуального расчета ( раздел VIII).

Согласно п. 1.2 Приказа № 226 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, модели определения кадастровой стоимости. Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, моделей массовой оценки должен быть обоснован. Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости(п.1.3 Приказа №226).

Согласно п. 2.2. Приказа №226 для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений ЕГРН, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии).

В соответствии с п.п. 4.1.3.п.4.1 Приказа №226 на основе проведенного анализа информации о внешней среде объектов недвижимости определяются ценообразующие факторы, характеризующие объекты недвижимости, к которым относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости.

В п.5.1 Приказа №226 оговорен примерный перечень ценообразующих факторов, к которым относятся, в том числе назначение здания, сооружения, вид использования.

В соответствии с п.9.1 и п.9.2 Приказа №226 для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости, что должно ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и основываться на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости.

Согласно п.п 9.2.1 п. 9.2 Приказа №226 для больниц, поликлиник, станций медицинской скорой помощи, фельдшерских медицинских пунктов рекомендованный код, позволяющий разбить объекты на основные группы (подгруппы) является 0825.

Минэкономразвития России 04.05.2012 года принят Приказ №263, которым утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ( далее Порядок №263), в п.19 которого определено, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что согласно сведениям, содержащемся в инвентарном дела, предоставленном Симферопольским районным бюро технической инвентаризации, а также информации, внесенной в 2016 году на основании заявления истца в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними, ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение, родильное отделение, расположенное по адресу:, <адрес>.

Материалы дела не содержат доказательств того, что истец, после 20.12.2016года, действуя в соответствии с положением законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обращался в Комитет с заявлениями об изменении информации об Объекте, внесенной в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

В силу изложенного, изучив сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними на основании заявления истца, а также информацию, содержащуюся в инвентарном деле, составленном Симферопольским районным бюро технической инвентаризации, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что кадастровая стоимость Объекта была определена в ходе массовой оценки объектов недвижимости, зарегистрированных на территории Республики Крым, во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым №554 от 15.11.2018 года, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при осуществлении группирования объектов оценки, имеющих схожие характеристики, исходя из его отнесения к подгруппе 0825 (больницы, поликлиники, станции медицинской скорой помощи, фельдшерские медицинские пункты), с учетом таких ценообразующих факторов, как назначение здания (сооружения), вида его использования.

Учреждением при рассмотрении дела представлены доказательства того, что в ходе массовой оценки объектов недвижимости, зарегистрированных на территории Республики Крым, во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым №554 от 15.11.2018 года, помимо Объекта, принадлежащего истцу, были выявлены иные объекты недвижимости, находящиеся на земельных участка сельскохозяйственного назначения, которые подлежали отнесению к подгруппе 0825 (больницы, поликлиники, станции медицинской скорой помощи, фельдшерские медицинские пункты).

Согласно пояснениям представителей Учреждения кадастровая стоимость Объекта была определена затратным методом путем расчета вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения такого объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Установленные Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела обстоятельства опровергают утверждения истца о том, что при определении кадастровой стоимости принадлежащего ему Объекта были нарушены указанные выше положений Приказа №226. Его кадастровая стоимость была определена с учетом информации о площади и назначении этого объектов недвижимости, содержащейся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними, внесенной на основании заявления собственника (истца).

Материалы дела не свидетельствуют о том, что административными ответчиками были допущены какие - либо ошибки ( в том числе, технические или методологические) при определении кадастровой стоимости Объекта.

Верховный Суд Республики Крым, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что кадастровая стоимость Объекта была установлена при соблюдении требований Приказа №226, Порядка №263, ФСО №4 в ходе массовой оценки объектов недвижимости, зарегистрированных на территории Республики Крым, во исполнение Постановления Совета министров Республики Крым №554 от 15.11.2018 года, при осуществлении группирования объектов оценки на основании данных, внесенных по заявлению истца в 2016 году в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок.

Истцом не предоставлены доказательства неверного рассмотрения его заявлений, направленных в Комиссию, при осуществлении им всех необходимых и достаточных действий по пересмотру кадастровой стоимости Объекта.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований в части признания незаконными бездействия Комиссии, понуждения её повторно рассмотреть заявления истца.

В соответствии со ст. 24.18 Закона №135-ФЗ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении, является отдельным основанием для пересмотра кадастровой стоимости такого объекта и должна быть документально подтверждена.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости.

При рассмотрении настоящего дела была назначена комплексная (строительно-техническая и судебно-оценочная) экспертиза, производство которой было поручено экспертам Автономной некоммерческой организации «Крымский республиканский центр судебной экспертизы», на разрешения которых были поставлены вопросы правильности отнесения Объекта, принадлежащего Истцу, по своему назначению к больнице, поликлинике, станции медицинской скорой помощи, фельдшерскому медицинскому пункту, установления его целевого использования, определения величины его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года.

Согласно выводам, содержащимся в заключении экспертов комплексной строительно-технической и судебно-оценочной экспертизы № 993 от 15.11.2021года, Объект по своему назначению не является больницей, поликлиникой, станцией медицинской скорой помощи, фельдшерским медицинским пунктом, по своему целевому назначению является складом с подсобными помещениями, используется для размещения склада с подсобными помещениями, по состоянию на 01.01.2019года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, составляет 9556 000,00 (девять миллионов пятьсот пятьдесят шесть тысяч ) рублей.

Верховный Суд Республики Крым, оценивая заключение комплексной строительно-технической и судебно-оценочной экспертизы № 993 от 15.11.2021года, принимая во внимание отсутствие у истца, Совета министров Республики Крым, Министерства, Комитета, Комиссии и Учреждения замечаний по изложенным в нем выводам, считает, что, в силу того, что оно в полной мере соответствует требования Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, ст.82КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие как на установление целевого использования Объекта, так на определение его рыночной стоимости, подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит подробное описание проведенного исследования и все необходимые сведения доказательственного значения, является допустимым доказательством по делу, базирующимся на достоверных данных о целевом использовании объекта оценки, его характеристиках, приведенные в нем выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, при осуществлении которых были учтены его индивидуальные характеристики.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о неверном установлении экспертами назначения Объекта, о занижении его рыночной стоимости.

С учетом изложенного, Верховный Суд Республики Крым полагает, что рыночную стоимость Объекта надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении комплексной строительно-технической и судебно-оценочной экспертизы № 993 от 15.11.2021года, по состоянию на 01.01.2019 года в размере 9556 000,00 (девяти миллионов пятисот пятидесяти шести тысяч ) рублей.

Согласно абз. 3 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30. 06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец обратился в Комиссию 02.12.2020 года, вследствие чего Верховный Суд Республики Крым считает необходимым указать эту дату как дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости Объекта.

Сведения об изменении кадастровой стоимости недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07 2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 25 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16. 12. 2015 года № 943.

Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

административное исковое заявление Пейсехман Сергея Анатольевича к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым, заинтересованное лицо Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , равной его рыночной стоимости в размере 9556000,00 (девяти миллионов пятисот пятидесяти шести тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02.12.2020 года

Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

В удовлетворении остальной части заявленных Пейсехман Сергеем Анатольевичем требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>