ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1430/20 от 17.09.2020 Рузского районного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

г. Руза Московская область 17 сентября 2020 года

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., с участием помощника прокурора Макарова Г.В., защитника – адвоката Чаленко Е.Р., представителя отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области Васильевой Л.Н., несовершеннолетней Ф.И.О., при секретаре Сароченковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Отдела МВД России по Рузскому району Московской области о направлении несовершеннолетнего Ф.И.О., (дата) года рождения, временно проживающего по адресу: (адрес) Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве, сроком до 30 суток,

У С Т А Н О В И Л:

В Рузский районный суд Московской области поступило административное исковое заявление о направлении несовершеннолетнего Ф.И.О. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве, сроком до 30 суток, как совершившего административное правонарушение и не имеющего на территории Российской Федерации законных представителей.

Участники процесса не возражали против удовлетворения административного иска.

Изучив представленный материал, заслушав мнение участников процесса, не возражавших против удовлетворения ходатайства, заключение прокурора, пришел к выводу, что исковые требования о направлении несовершеннолетней Ф.И.О. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей до 30 суток подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод.

Статья 118 Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное конституционное положение не исключает наличия в рамках этих видов судопроизводства специальных процедур рассмотрения отдельных категорий дел.

Вместе с тем само по себе закрепление в отдельном законодательном акте особенностей рассмотрения той или иной категории дел недостаточно для полноценного правового регулирования процедуры судебного разбирательства. Такие специальные нормы не могут рассматриваться как отменяющие действие общих процессуальных правил разрешения соответствующих дел. Иное означало бы возможность судебной деятельности вне рамок предусмотренных Конституцией Российской Федерации процессуальных форм осуществления судебной власти, что приводило бы к нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ относит к ведению суда рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также определяет порядок и сроки их рассмотрения.

В силу ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Положениями ч.ч. 3 - 5 ст. 2 КАС РФ установлено, что предусмотренные КАС РФ общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных КАС РФ. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27.09.2016 "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ" разъяснено, что в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, дела о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку именно такой порядок рассмотрения и разрешения данной категории дел позволит осуществить обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам, что согласуется с позицией, изложенной в п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата) в дежурную часть Тучковского ОП ОМВД России по Рузскому городскому округу поступил рапорт ст. инспектора (ПДН)ОУУП и ПДН майора полиции Ю.А. Скитяевой, о том, что ей от сотрудников администрации МБОУ Тучковская СОШ №3 стало известно, что несовершеннолетние Ф.И.О., (дата) г.р., Ф.И.О., (дата) г.р. находятся на территории Российской Федерации без законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации. Данный рапорт был зарегистрирован в КУСП от (дата).

В ходе сбора первоначального материала было установлено, что несовершеннолетний гражданин республики (адрес)Ф.И.О., (дата) г.р., временно проживающий по адресу: (адрес), прибыл на территорию Российской Федерации (дата) вместе со своей матерью гражданкой (адрес)Ф.И.О., (дата) г.р. По вышеуказанному адресу несовершеннолетний также проживал с гражданином Ф.И.О., (дата) г.р.

(дата) между Ф.И.О., и Ф.И.О., произошел словесный конфликт, в ходе которого мать ушла из квартиры. (дата)Ф.И.О. выехала с территории Российской Федерации в республику (адрес) с целью постоянного проживания, оставив несовершеннолетнего Ф.И.О. с Ф.И.О., по адресу: (адрес), фактически без места проживания, средств к существованию, при этом, являясь их единственным законным представителем. (дата), несовершеннолетний Ф.И.О., (дата) г.р, был доставлен в Тучковский отдел полиции ОМВД России по Рузскому городскому округу, по основаниям, предусмотренным п. 76.5 приказа МВД России 845 от (дата) (безнадзорный, требующий помощи со стороны государства).

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ:

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: 4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются: 2) постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

В силу ст. 31.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел установлены ст. 31.2 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, согласно которой материалы в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3 - 6 пункта 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, рассматриваются по месту их задержания единолично судьей в течение суток с момента представления указанных материалов органом внутренних дел, но не позднее истечения срока нахождения, указанного в пункте 4 статьи 22 настоящего Федерального закона. В рассмотрении материалов участвуют несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

В ходе выяснения обстоятельств доставления несовершеннолетнего было установлено, что (дата) у несовершеннолетнего Ф.И.О., закончился период пребывания на территории Российской Федерации, а также срок действия регистрации по месту пребывания, однако, ни сами несовершеннолетний, ни его законный представитель, мер к выезду, либо оформлению документации с целью нахождения несовершеннолетнего на территории Российской Федерации на законных основаниях, не предприняли и с (дата) несовершеннолетний Ф.И.О., (дата) г.р., находится на территории Российской Федерации в нарушении требований действующего законодательства.

Учитывая, что несовершеннолетний Ф.И.О., (дата) г.р., проживающий на территории Московской области, совершила административное правонарушения, предусмотренное частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до достижения возраста привлечения к административной ответственности, вследствие удаленности и отсутствия в настоящее время на территории Российской Федерации законных представителей несовершеннолетних, она подлежит направлению в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москва сроком до 30-ти суток для дальнейшего направления к месту постоянного проживания.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона

Учитывая вышеизложенное, в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений несовершеннолетним, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения, поступившего ходатайства, и направляет несовершеннолетнего Ф.И.О. в Центр Временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве сроком до 30 суток.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 22 ФЗ – 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Несовершеннолетнего Ф.И.О., (дата) года рождения, с целью защиты жизни, здоровья и предупреждения совершения им повторных административных правонарушений поместить в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве сроком до 30 суток.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение 10 суток.

Судья: Е.С. Морозова