ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1431/19ГОДА от 21.03.2019 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1431/2019 года

Решение

Именем Российской Федерации

«21» марта 2019 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Балашихинскому районному отделению Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица,

Установил:

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обратился в суд с настоящим административным иском к ответчику Балашихинскому районному отделению Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица, указывая на то, что Балашихинским районным отделением Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов 05.05.2006 года внесена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Московской области, за учетным номером 5012017393. В нарушение п. 3 ст. 26 ФЗ от 08.08.2002 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководитель организации в установленный законом срок не представил в УФНС России по Московской области сообщение по форме № Р17001, утвержденной п. 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 года № ММВ-7-6/25»@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». В результате указанного нарушения в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует сведения о государственной регистрации организации. Согласно заключению по заявлению о регистрации устава общественного объединения адрес (место нахождения) организации: <адрес>. Указанные сведения содержатся в ведомственном реестре Управления. Иных сведений, в том числе подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, организация в Управление не представляла. В нарушение ч.1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ и подп. «б» п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» организация с 2008 года указанные отчеты в уполномоченный орган, не представляет, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» их не размещает, в средствах массовой информации отчеты не публикует. В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и п.п. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», обязывающих общественное объединение представлять в Управление документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, по форме № ОН0003, утв. приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности неккомерческих организаций», размещать в информационно-телекоммуникационной сета Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетов о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, организация с 2010 года указанные отчеты в уполномоченный орган не представляет, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет их не размещает, в средствах массовой информации отчеты не публикует.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области просит признать Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В судебное заседание административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области своего представителя не направил, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.

Суд, определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (статья 30, часть 1).

Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи? То есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", утвержденному Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

Согласно абзацу 6 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством (пункт 98 названного Административного регламента).

Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов 05.05.2006 года внесена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Московской области, за учетным номером (л.д. 13).

Согласно ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; б.1) указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; в.1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; е) подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; и.2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; л.1) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); л.2) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций); м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; у) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала; ф) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 228-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение обязано ежегодно информировать Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В соответствии с частью 1 статьи 29 указанного выше закона и п.п. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» организация должна представлять в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области документы, содержащие информацию объеме получаемых ей от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, денежных средств и иного имущества, целях их расходования и использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Министерства юстиции РФ по Московской области направлено в адрес Начальника УФНС по Московской области письмо с просьбой предоставить информацию о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц - Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов (л.д. 8-11).

Согласно письма заместителя руководителя УФНС по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения в Едином государственном реестре юридических лиц о регистрации Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов, отсутствуют (л.д. 14).

В нарушение требований законодательства Российской Федерации организация Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов с 2010 года не представляет отчеты в уполномоченный орган, в информационно-телекоммуникационной сеть Интернет их не размещает, в средствах массовой информации не публикует (л.д. 12-13, 15). Кроме того, Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов с 2018 года не информирует ежегодно Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемым в ЕГРЮЛ.

Нарушения законодательства РФ организацией не устранены.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29, является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании данной организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.

Согласно п.п. 63, 65, 66 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 № 26, функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций в настоящее время осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование о прекращении деятельности в качестве юридического лица Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов, подлежат удовлетворению, поскольку непредставление ответчиком необходимых сведений в установленный законом срок является грубым нарушением действующего законодательства, и данные нарушения являются неустранимыми.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Решил:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, удовлетворить.

Признать Балашихинское районное отделение Московской областной организации Всероссийского общества автомобилистов, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в ведомственном реестре некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Московской области, учетный , прекратившим свою деятельность.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.

Судья О.А.Быстрякова