ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1431/2023 от 29.11.2023 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2023 г. г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Лаптева Е.А., при секретаре Соболевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1431/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области к Шарафееву О. Р. о взыскании штрафов,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Шарафееву О.Р. о взыскании штрафа, указывая в его обоснование, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области в качестве налогоплательщика с присвоенным ИНН 381500054816.

22.03.2022 г. в отношении Шарафеева О.Р. было вынесено решение от 22.03.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Шарафееву О.Р. назначен штраф в размере 125 рублей. Кроме того, в отношении Шарафеева О.Р. налоговым органом были приняты решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику назначены штрафы по ч. 1 ст. 119 НК РФ. Решение от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа за 2018 г. составила 4992 руб. Решение от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа за 2019 г. составила 4884,75 руб.

По состоянию на текущую дату назначенные штрафы в общей сумме 10001,75 руб., Шарафеевым О.Р. не оплачены. В связи с наличием недоимки налогоплательщику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в личный кабинет налогоплательщика были направлены следующие требования об уплате задолженности по штрафам: от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ В добровольном порядке Шарафеев О.Р. обязанность по уплате имеющейся задолженности не исполнил. Мировым судьей вынесен судебный приказ а-3627/2022 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного ответчика задолженности. После чего, мировому судье поступило возражение от налогоплательщика, и в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ суд отменил судебный приказ, определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ В административном исковом заявлении Межрайонная ИФНС России по <адрес> просила суд взыскать с Шарафеева О.Р. штрафы в размере 10001,75 руб.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области, уведомленный о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик Шарафеев О.Р., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии с п. 2 ст. 150, п. 2 ст. 289 КАС, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив административное исковое заявление и приложенные к нему документы, приходит к следующему. В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.

Согласно ст. 2 НК Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу ст. 3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

На основании п. 1 ст. 8 НК Российский Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 12 НК Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 1, 3 п. 1 ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанности предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 41 НК Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц".

Статьей 210 НК Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК Российской Федерации.

Согласно ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательство не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 2 ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщики сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 228 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

В силу пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму п.1 ст.100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующий на момент возникновения правоотношений) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации (редакция действующая на момент возникновения право у налогового органа на взыскание налоговых платежей), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (редакция действующая на момент возникновения право у налогового органа на взыскание налоговых платежей). В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что Шарафеев О.Р. представил в налоговый орган налоговую декларацию на доходы за 2018 г., ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанной декларации следует, что сумма полученного дохода составила 512000 рублей, размер налога исчисленного к уплате – 66560 руб. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГШарафеев О.Р. представил в налоговый орган налоговую декларацию на доходы за 2019 г., ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанной декларации следует, что сумма полученного дохода составила 501000 рублей, размер налога исчисленного к уплате – 65130 руб.

В связи с предоставлением указанных выше декларации с нарушением установленного срока, налоговым органом в отношении Шарафеева О.Р. были проведены налоговые проверки. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт налоговой проверки , из содержания которого следует, что в отношении Шарафеева О.Р. была проведена камеральная налоговая проверка основанием для которой послужило представление ДД.ММ.ГГГГ налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме -НДФЛ за отчетный период 2018 г. срок проведения налоговой проверки составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было установлено, что Шарафеевым О.Р. в 2018 г. получен доход в размере 512000 руб. сумма налога к уплате по декларации составила 66560 руб., срок представления декларации установлен ДД.ММ.ГГГГ, декларация представлена ДД.ММ.ГГГГ

Решением от ДД.ММ.ГГГГШарафеев О.Р. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, с назначением штрафа в размере 4992 рубля.

Пунктом 3.2 данного решения Шарафееву О.Р. предложено уплатить указанные в п. 3.1 недоимку, пени и штрафы.

Решением налогового органа разъяснен срок и порядок его обжалования.

Сведения об обжаловании, либо отмене указанного выше решения, суду не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шарафеева О.Р. было направлено требование об уплате штрафа за налоговое правонарушение в размере 4992 руб., установлен срок для уплаты ДД.ММ.ГГГГ Требование было направлено в личный кабинет налогоплательщика.

В установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.

Кроме того, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт налоговой проверки , из содержания которого следует, что в отношении Шарафеева О.Р. была проведена камеральная налоговая проверка основанием для которой послужило представление ДД.ММ.ГГГГ налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ за отчетный период 2019 г. срок проведения налоговой проверки составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было установлено, что Шарафеевым О.Р. в 2019 г. получен доход в размере 501000 руб. сумма налога к уплате по декларации составила 65130 руб., срок представления декларации установлен ДД.ММ.ГГГГ, декларация представлена ДД.ММ.ГГГГ

Решением от ДД.ММ.ГГГГШарафеев О.Р. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, с назначением штрафа в размере 4884,75 рубля.

Пунктом 3.2 данного решения Шарафееву О.Р. предложено уплатить указанные в п. 3.1 недоимку, пени и штрафы.

Решением налогового органа разъяснен срок и порядок его обжалования. Сведения об обжаловании, либо отмене указанного выше решения, суду не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шарафеева О.Р. было направлено требование об уплате штрафа за налоговое правонарушение в размере 4884,75 руб., установлен срок для уплаты ДД.ММ.ГГГГ Требование было направлено в личный кабинет налогоплательщика.

В установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.

Кроме того, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГШарафеев О.Р. был привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 125 рублей. Из указанного решения следует, что в соответствии со ст. 90 НК РФ Шарафееву О.Р. надлежало прибыть ДД.ММ.ГГГГ к 10 час. 00 мин. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области, при наличии причин препятствующих явке по вызову в назначенный срок Шарафееву О.Р. необходимо было уведомить налоговый орган об указанном. Вместе с тем, Шарафеев О.Р. не выполнил указанное требование, в налоговый орган не явился. Согласно абз. 1 ст. 128 НК РФ, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. С учетом установлены по деду обстоятельств, назначенный Шарафееву О.Р. штраф был снижен налоговым органом до 125 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шарафеева О.Р. было направлено требование об уплате штрафа за налоговое правонарушение в размере 125,00 руб., установлен срок для уплаты ДД.ММ.ГГГГ Требование было направлено в личный кабинет налогоплательщика.

В установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.

Из информации, представленной налоговым органом, следует, что указанные выше требования были получено Шарафеевым О.Р. при помощи информационного ресурса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика ФЛ».

При этом, налоговым законодательством не предусмотрено доказывание получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени, что не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О. ДД.ММ.ГГГГ мировому судье судебного участка №86 г.Тайшета и Тайшетского района Иркутской области поступило заявление о вынесении судебного приказа в отношении Шарафеева О.Р. о взыскании штрафов в размере 10001,75 руб. по решению на основании указанных выше решении налогового органа.

28 октября 2022 г. мировым судьей судебного участка №86 г.Тайшета и Тайшетского района Иркутской области был вынесен судебный приказ № 2а-3627/2022, которым с Шарафеева О.Р. взыскана сумма штрафа в размере 10001,75 руб., государственная пошлина в размере 200,03 руб. Указанным судебным приказом было произведено взыскание штрафов обозначенных в указанных выше требованиях.

Определением мирового судьи от 23 мая 2023 г. вышеуказанный судебный приказ был отменен.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 08 августа 2023 г., т.е. в установленный законом срок (08.08.2023 г. административное исковое заявление было направлено а адрес суда посредством почтовой связи).

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 48 НК Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены лишь при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

В настоящем случае административным истцом указанные правовые положения соблюдены, процессуальные сроки на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с административным иском не нарушены.

Вынесение судебного приказа предполагает, что вопрос о соблюдении (восстановлении) срока налоговым органом мировым судьей был разрешен, а отмена судебного приказа в связи с поступившими возражениями ответчика не влияет на указанный правовой результат.

Из информации предоставленной по запросу суда Тайшетским РОСП, следует, что ИП 34826/23/380032-ИП от 16.02.2023 г. в отношении Шарафеева О.Р. о взыскании налогов и сборов в размере 10001,75 руб. возбужденное на основании судебного приказа №2а-3627/2022, находилось на исполнении в Тайшетском РОСП. Исполнительное производство прекращено 29.05.2023 г., на основании определения суда об отмене судебного приказа.

Учитывая вышеизложенное, требования административного истца о взыскании с ответчика Шарафеева О.Р. штрафов в размере 10001,75 руб. подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.п. 8 ст. 333.20 НК РФ, если административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается административным ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В силу указанного, с Шарафеева О.Р. подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «Тайшетский район» государственная пошлина в размере 400,07 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Шарафеева О. Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области задолженность в общей сумме 10001,75 руб. (десять тысяч один рубль 75 копеек), в том числе: штраф за налоговое правонарушение по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 125 рублей; штраф за налоговое правонарушение по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4992 рубля; штраф за налоговое правонарушение по решению налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4884,75 рубля.

Взыскать с Шарафеева О. Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН в доход бюджета Муниципального образования «Тайшетский район» государственную пошлину в сумме 400,07 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2023 г.

Судья: Е.А. Лаптев