Дело № 2а–287/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов Ленинградской области 25 января 2021 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой Е.А.,
при секретаре Акимовой С.А.,
с участием помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг., обязании устранения нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (далее по тексту – Администрация), указав в обоснование заявленных требований, что Волховской городской прокуратурой в ноябре 2020 г. по поручению Прокуратуры Ленинградской области проведена проверка информации о несоблюдении Администрацией требований законодательства о теплоснабжении в части подготовки муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Установлено, что согласно акту готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов № ****** от 11.11.2020 выданного Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, Администрация к отопительному периоду 2020-2021 г. не готова, в связи с наличием ряда нарушений, а именно - отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ******, чем нарушены п. 2.4.1, 2.4.11, п. 11.1, 11.2, 11.5 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее - ПТЭТЭ), утверждённых приказом Минэнерго России №115 от 24.03.2003, зарегистрированных Минюстом России №4358 от 02.04.2003.
Ранее, в октябре 2020 г. по факту выявленных нарушений закона, Волховским городским прокурором главе Администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения закона не устранены.
В частности, проверкой установлено, что до настоящего времени паспорт готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг. Администрацией не получен, Администрацией допущено нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 10, п. 12 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).
Таким образом, Администрацией проявлено бездействие, выразившееся в отсутствии паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг., выявленные нарушения подлежат устранению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Приказом Министерства энергетики от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», п. 2.4.1, 2.4.11, 11.1, 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Волховский городской прокурор просит:
- признать незаконным бездействие администрации Волховского муниципального района Ленинградской в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг.
- обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в срок до 01.09.2021 г. устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные в пункте 1 акта готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг. № ****** от 11.11.2020, выданного Тосненским отделом погосударственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, а именно получить разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ******.
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить, дополнительно указал, что просит установить срок 6 месяцев для устранения выявленных нарушений.
Представитель административного ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что на основании п. 2.4.11 ПТЭТЭ, включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию, таким образом, получение актов-допусков в эксплуатацию тепловых энергоустановок, является обязанностью застройщиков. Начало отопительного периода напрямую не ставится в зависимость от наличия паспорта готовности к отопительному периоду, а отсутствие акта проверки готовности к отопительному периоду и выданного на его основании паспорта готовности к отопительному периоду не является препятствием для начала оказания коммунальной услуги отопление в установленные актом органа местного самоуправления сроки. Кроме того, после начала отопительного сезона 2020-2021 годов на территории муниципального образования г. Волхов согласно постановлению Администрации от 14 сентября 2020 года № ****** подача коммунальных услуг жителям данных многоквартирных домов ******, в г. Волхов осуществляется в соответствии с действующими нормами законодательства, условия для выполнения управляющей организацией ООО «Жилищное хозяйство» надлежащей эксплуатации внутридомовых систем жилищно-коммунального комплекса обеспечены. Таким образом, Администрацией осуществляются все возможные действия, направленные на обеспечение жителей многоквартирных домов города Волхова качественными коммунальными услугами и получение актов - допусков в эксплуатацию тепловых энергоустановок в отношении данных домов.
Заинтересованное лицо Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что требования Волховского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица на основании ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 5 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать существенные условия договора теплоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, тепловая энергоустановка – это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу требований пунктов 2.4.2, 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
В соответствии с пунктами 1-4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.Согласно п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в частности, относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэнерго России № 103 от 12 марта 2013 года утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Согласно п. 5 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно п. 7 Правил Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (п. 8 Правил).
Из пунктов 9-12 Правил следует, что паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
В соответствии с п. 2.1 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области, утвержденных Постановления Правительства Ленинградской области от 19.06.2008 № 177 «Об утверждении правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области», ответственность и контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории Ленинградской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности возлагаются на органы местного самоуправления.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до 15 сентября на основании актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией и актов общего осмотра многоквартирных домов, оформленных по результатам осеннего осмотра зданий и внутридомовых систем; без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается. (п. 3.18, п. 3.19 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области).
Согласно п. 2.13 Правил подготовки и проведении отопительного сезона в Ленинградской области администрации муниципальных образований (поселений (городского округа) в срок не позднее 20 сентября направляют в комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области:
- заверенные копии паспортов готовности к отопительному периоду, выданных потребителям тепловой энергии в отношении жилых зданий на основании пунктов 9 и 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103.
- адресные списки жилых зданий, готовность которых к отопительному сезону по состоянию на 15 сентября документально не подтверждена. При невыполнении запланированных работ во время подготовки к отопительному сезону к адресному списку прилагается справка с указанием причин невыполнения, виновных в срыве работ и новые сроки выполнения работ.
Как следует из материалов дела при проведении проверки Волховской городской прокуратурой было установлено, что Администрация к отопительному сезону 2020-2021 не была готова, что подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду № ****** от 11.11.2020, выданным Тосненским отделом по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора с приложением перечня замечаний к выполнению требований по готовности со сроком устранения до 30.11.2020 г.
В частности при проверке установлено, что отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ******.
Как следует из муниципальных контрактов № ****** от 19.10.2012 г. между Администрацией и ООО «ИСФ «ШАРС», № ****** от 21.11.2011 г. между Администрацией и ООО «НЕВА ИНВЕСТСТРОЙ», Администрация являлась приобретателем жилых помещений (квартир) путем долевого участия в строительстве в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области».
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2015 г. по делу № ******, застройщик ООО «НЕВА ИНВЕСТСТРОЙ» обязано к устранению недостатков в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ******.
Между тем требования о предоставлении допуска в эксплуатацию тепловых установок, выданного органом Ростехнадзора Администрацией в рамках указанного иска не заявлялись, пятилетний гарантийный срок, установленный п. 6.1 муниципального контракта № ****** от 21.11.2011 г. истек.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2016 г. по делу № ******, застройщик ООО «Инженерно-строительная фирма «Шарс»» обязано к устранению недостатков в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу в отношении жилого дома, расположенного по адресу: ******, в том числе и в части предоставления допуска в эксплуатацию тепловых установок, выданного органом Ростехнадзора.
Вместе с тем согласно сведений из ЕГРЮЛ ООО «Инженерно-строительная фирма «Шарс»» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее с 27.03.2019.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что в отопительный сезон 2020-2021 получение разрешений на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ленинградская область, ******. являлось обязанностью застройщиков.
Иные возражения административного ответчика сводятся к анализу правовых норм и не опровергают обстоятельства дела.
Отсутствие разрешений на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ******, и, как следствие, отсутствие паспортов готовности влекут создание угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц на получение услуги по отоплению надлежащего качества.
Из части 4 статьи 3 ЖК РФ следует, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 предусмотрено право потребителя на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
Из пункта 3 указанных Правил следует, что данное право обеспечивается предоставлением коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N1 к названным Правилам; предоставлением коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; соответствием качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N1 к настоящим Правилам; техническим состоянием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования, соответствующим установленным требованиям и готовым для предоставления коммунальных услуг.
Согласно ст. 22 Устава муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Волхов не образуется. Исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Волхов возлагается на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку судом достоверно установлен факт ненадлежащего выполнения администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области обязанностей по контролю за подготовкой и проведением отопительного сезона.
На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок до 01 сентября 2021 года суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волховского муниципального района Ленинградской в части отсутствия паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области в срок до 01.09.2021 г. устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные в пункте 1 акта готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг. № ****** от 11.11.2020, выданного Тосненским отделом погосударственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, а именно получить разрешение на допуск в эксплуатацию вновь построенных и включенных в работу тепловых энергоустановок жилых домов по адресам: ******.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2021 года.
Судья: подпись Е.А.Назарова