ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1434/2016 от 23.01.2017 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-70/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» января 2017 года город Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Горчакова О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,

с участием представителя административного истца Кислицыной Т.И.,

представившей доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Лоцманова Николая Константиновича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца Лоцманова Н.К. – Кислицына Т.И., уточнив исковые требования, просит признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46); с кадастровым номером , площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51); с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55); с кадастровым номером , площадью 104,62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56); обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении административному истцу государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги: с кадастровым номером , площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: Краснодарский <адрес> (участок № 55), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; с кадастровым номером , площадью 104,62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить решение с предложением о заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46); с кадастровым номером площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51); с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55); с кадастровым номером , площадью 104, 62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56).

Представитель административного истца Кислицына Т.И. в судебном заседании поддержала административные исковые требования и пояснила, что в соответствии с заключенными с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края договорами Лоцманов Н.К., как физическое лицо, владеет и пользуется на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46) согласно договору аренды № 0000001685 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51) согласно договору аренды № 0000001686 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55) согласно договору аренды № 0000001687 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером , площадью 104,62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56) согласно договору аренды № 0000001688 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г. В соответствии с п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ истец обращался в Департамент имущественных отношений с заявлениями от 26.07.16г., от 12.08.16г., от 12.09.16г. о предоставлении в собственность указанных земельных участков. Департаментом имущественных отношений в адрес истца направлены письма: № 52-28239/16-32-20 от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН ; № 52-28242/16-32-20 от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН № 52-28545/16-32-20 от 10.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН ; № 52-28243/16-32-20 от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН . Отказы мотивированы тем, что земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – государственном природном зоологическом заказнике «Тихорецкий», который организован постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.12.1999года № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края». Истец считает, что принятые Департаментом имущественных отношений решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность являются не основанными на законе. В соответствии со ст. 23 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях», ст. 2 Закона Краснодарского края « Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», особо охраняемые территории краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» определяется, что отнесение земель к особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и, их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании указанного решения. Организация краевых государственных заказников, в т.ч. зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» регламентируется постановлениями главы Администрации Краснодарского края: № 852 от 02.12.1999г. «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 71 от 04 февраля 2000г. «О внесении изменений в постановление главы Администрации Краснодарского края от 02.12.1999г. № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 1059 от 19 декабря 2016года «О государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. 30 декабря 2016г. Так, на момент отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность 07.10.2016г. и 10.10.16г. отсутствовали основания для отказов, поскольку: не было еще утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Тихорецкий»; не определены границы и площади заказника, категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, их особый правовой режим, перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, отсутствовал планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; не внесены до настоящего времени в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий». По мнению истца ни одно вышеуказанное постановление не соответствует ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». Пункт 6 Постановления № 852 от 02.12.1999г. определял организацию на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники «Калининский», «Тихорецкий», «Причерноморский» (в границах согласно приложению № 2), а пункт 7- разработку положений по зоологическим заказникам в срок до 1 февраля 2000г. Однако, пунктом 2 постановления № 71 от 4 февраля 2000г. приостановлено действие пунктов 6, 7 Постановления № 852 на период проведения дополнительной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об экологической экспертизе». Пунктом 3 постановления № 71 дано указание Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края подготовить предложения и обосновывающие материалы по созданию зоологических заказников (Калининский, Тихорецкий, Причерноморский) для проведения экологической экспертизы с целью принятия соответствующего постановления. Следовательно, организация государственного зоологического заказника «Тихорецкий» была приостановлена, а возобновлена постановлением главы Администрации Краснодарского края за № 1059 от 19.12.16г., которое еще не вступило в законную силу. В преамбуле постановления № 1059 от 19.12.16г. имеется ссылка на заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 509, утвержденным приказом Министра природных ресурсов Краснодарского края 27.02.2015г. № 3-ЭК. Однако, указанных документов в нормативной базе ни на сайте Министерства природных ресурсов Краснодарского края, ни на сайте администрации Краснодарского края найдено не было. В СМИ «Тихорецкие вести» от 06.12.2016г. Министерство природных ресурсов Краснодарского края сообщает о проведении общественных обсуждений с целью проведения государственной экологической экспертизы по материалом «Актуализированный проект «Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на Территории Краснодарского края». Период ознакомления с проектом- с 19.12.2016г. Дата проведения общественный обсуждений- 24.01.2017г. На основании этого, истец предполагает, что постановление № 1059 от 19.12.16г. принято при отсутствии экологической экспертизы. При заключении первых договоров аренды 21.12.2006г. со сроком действия по 13.12.2016г., Департамент имущественных отношений ни устно, ни в договорах не отражал особые условия договоров, позволяющие определить, что указанные выше земельные участки сельхозназначения для сельхозиспользования находятся или входят в границы каких-либо особо охраняемых территорий, заказников. Основным документом, где можно увидеть характеристики земельных участков, является Государственный кадастр недвижимости. Согласно кадастровым выпискам от 12 декабря 2016г. на каждый из вышеуказанных земельных участков до настоящего времени отсутствуют сведения о границах особо охраняемых природных территориях. Следовательно, в нарушении ФЗ от 24.07.2007г. № 221 « О государственном кадастре недвижимости» данные о расположении испрашиваемых земельных участков в зоне охраняемой природной территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Указанный факт подтверждается пунктом 3 постановления № 1059 от 19.12.2016г., обязывающего Министерство природных ресурсов Краснодарского края представить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий». В отказе в предоставлении государственной услуги в приобретении в собственность земельного участка с КН Департамент имущественных отношений ссылается на вторую причину отказа: испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта. Основанием для данного вывода послужил акт обследования земельного участка от 04.08.2016г. за № 182 ГКУ КК «Кубаньземконтроль». Однако, в этом акте не отражено, что земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Тихорецкий район и выкопировки из карты градостроительного зонирования территории Терновского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок не находится в пределах береговой полосы водного объекта. Согласно ст. 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашня, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Федеральным Законом от 03.07.2016г. № 354- ФЗ внесены изменения в гражданское и земельное законодательство, ужесточающие требования к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и возможности их изъятия. С 4 июля 2016г. земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Согласно заключению кадастрового инженера Панченко А.А. от 18 января 2017г., указанные земельные участки находятся в пределах тридцатикилометровой зоны от населенных пунктов. В связи с отказом в предоставлении земельных участков в собственность, истец Лоцманов Н.К., как физическое лицо, вынужден был обратиться в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок. Между физическим лицом Лоцмановым Н.К. и Департаментом имущественных отношений были заключены договоры аренды: от 23 ноября 2016г. № 0000004400 на земельный участок с кадастровым номером площадью 36,32га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004341 на земельный участок с кадастровым номером площадью 2,83га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004342 на земельный участок с кадастровым номером площадью 13,26га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004340 на земельный участок с кадастровым номером площадью 104,62га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г. В связи с тем, что постановление Главы администрации Краснодарского края № 1059 от 19.12.2016г. на момент подачи заявлений о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность отсутствовало, административный истец считает, что надлежащим образом не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории, и, поэтому, испрашиваемые земельные участки не были ограничены и не были изъяты из оборота. На основании изложенного, представитель считает, что нарушены законные интересы и право административного истца Лоцманова Н.К., предоставленное п. 9 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 21 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку административный истец, как арендатор, пользуется участками на основании договоров аренды, с момента заключения которых прошло не менее трех лет; участки используется в соответствии с их целевым назначением – для сельскохозяйственного использования; заявление о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды.

Представитель административного истца также пояснила, что административный ответчик полагает о не подсудности спора Тихорецкому районному суду, поскольку административный истец является индивидуальным предпринимателем, и, основным видом его деятельности является выращивание зерновых культур, а поэтому спор имеет экономический характер и подсуден Арбитражному суду. С такой позицией представитель административного истца не согласилась и пояснила, что заявление о предоставлении земельных участков в аренду в 2006г. подавалось Лоцмановым Н.К. как физическим лицом; все четыре договора в 2006 году заключались с ним как с физическим лицом; договоры аренды зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на физическое лицо. Все эти действия были совершены сторонами договоров аренды безотносительно статуса административного истца как индивидуального предпринимателя. Без указания на статус индивидуального предпринимателя заключены договоры аренды на указанные в административном исковом заявлении земельные участки в 2016г. по причине отказа Департамента в предоставлении земельных участков в собственность. В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, иметь имущественные и личные неимущественные права. Согласно п.1 ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, имущество, имущественные права, деньги, ценные бумаги, нематериальные благи и т.д. Таким образом, граждане вправе иметь в собственности, приобретать и отчуждать имущество независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Спецификой правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, является то обстоятельство, что он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени. Физическое лицо, осуществляя свою регистрацию в качестве предпринимателя, не утрачивает вместе с тем признаков физического лица. Административный истец, зарегистрирован и проживает в станице Краснооктябрьской Тихорецкого района, ведет личное подсобное хозяйство, в т.ч. выращивание овец, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 20.01.2017г., которая приобщена представителем в дело. Согласно ст. 2 ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельхозпродукции. Произведенная и переработанная продукция при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Согласно ст.19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земельные участки из фонда перераспределения используются арендаторами для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров, либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство. При подаче заявлений административный истец руководствовался указанными нормами и просил Департамент имущественных отношений предоставить ему, как физическому лицу, земельные участки в собственность без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, указав при этом цель использования земельных участков: «для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы и в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство». Административный истец, как физическое лицо, давал согласие на обработку персональных данных при рассмотрении поданного заявления. Следовательно, отнесение данного спора к подведомственности арбитражного суда неправомерно. В отзыве Департамент имущественных отношений ссылался на то, что спорный земельный участок ограничен в обороте, что не соответствует действительности. Позиция административного истца подробно изложена в административном исковом заявлении. Однако, Департаментом не предоставлено никаких доказательств, что спорные земельные участки находятся на территории особо охраняемой зоны - заказника. В нарушении ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», регламентирующей порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, ни на дату отказа в предоставлении государственной услуги, ни в настоящее время: не определен перечень земельных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения; отсутствует планово-картографический материал с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; не внесены в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий». Организация государственного зоологического заказника «Тихорецкий», начатая согласно постановлению главы администрации от 2 декабря 1999г. № 852, приостановленная постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.02.2000г. №71, возобновленная постановлением главы администрации Краснодарского края от 19 декабря 2016г. № 1059, продолжается до настоящего времени. В связи с тем, что постановление Главы администрации Краснодарского края № 1059 от 19.12.2016г. на момент подачи заявлений о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, отсутствовало, представитель административного истца считает, что надлежащим образом не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории, а поэтому испрашиваемые земельные участки не были ограничены и не были изъяты из оборота. Административный ответчик в отзыве указывал, что заключенные в 2006г. договоры аренды имеют признаки ничтожных сделок, поскольку заключены с нарушением закона, и, не порождают правовых последствий. Указанные утверждения ответчика также неосновательны, поскольку договоры были заключены административным ответчиком, произведена их государственная регистрация, обеими сторонами условия договора исполнялись надлежащим образом. Департамент имущественных отношений на протяжении действия договоров аренды с десятилетним сроком действия не заявлял в судебном порядке иски о признании сделок ничтожными, в настоящее время данные договоры расторгнуты, а поэтому административный ответчик не вправе сейчас ссылаться на ничтожность сделок. Согласно ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашня, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Федеральным Законом от 03.07.2016г. № 354- ФЗ внесены изменения в гражданское и земельное законодательство, ужесточающие требования к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и возможности их изъятия. С 4 июля 2016г. земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Согласно заключению кадастрового инженера от 18 января 2017г., приобщенного в материалы дела, указанные земельные участки находятся в пределах тридцатикилометровой зоны от населенных пунктов.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представителем был предоставлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому тот не признал административные исковое требования. Отзыв мотивирован тем, что 12.09.2016г. в департамент поступило заявление ИП Лоцманова о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами Департамент письмом от 07.10.2016г. отказал в предоставлении участка в собственность ввиду того, что он ограничен в обороте. Так, согласно информации, представленной администрацией муниципального образования Тихорецкий район от 27.09.2016 г., а также письму департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 10.08.2016г. спорные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории зоологический заказник «Тихорецкий». Согласно положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Согласно положениям подпункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно положениям пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий. Согласно положениям статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Таким образом, заказник регионального значения «Тихорецкий» законом отнесен к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются ограниченными в обороте и не могут быть предоставлены в собственность. Заказник регионального значения «Тихорецкий» создан на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 2 декабря 1999 г. № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края», пунктами 6,7 которого установлено: организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники «Калининский», «Тихорецкий», «Причерноморский» управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края (в границах согласно приложению N 2), обеспечить их финансирование за счет средств краевого бюджета. На основании пункта 2 Постановления главы администрации Краснодарского края от 4 февраля 2000 г. № 71 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 2 декабря 1999 г. № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края» действие пп. 6, 7, 8, 9 постановления главы администрации Краснодарского края от 2 декабря 1999 г. № 852 приостановлено на период проведения дополнительной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об экологической экспертизе». Такая экспертиза была проведена экспертной комиссией государственной экологической экспертизы N 509, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 27 февраля 2015 года № 3-ЭК, на основании представления министерства природных ресурсов Краснодарского края, согласованного с органами местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район. Таким образом, на момент обращения ИП Лоцманова с заявлением о предоставлении спорного земельного участка последний находился на территории заказника регионального значения «Тихорецкий», ввиду чего, был ограничен в обороте. Доводы, приведенные в иске о том, что постановление главы администрации Краснодарского края от 2 декабря 1999 г. № 852 не соответствуют положениям статьи 31 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» сделаны без учета того, что на момент издания постановления главы указанный краевой закон не существовал. Действие указанного закона распространяется на отношения, возникшие после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Как указывалось выше одним из условий для предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов является наличие арендных отношений на испрашиваемый земельный участок. На момент обращения с заявлением в департамент 12.09.2016г. ИП Лоцманов использовал спорные участки на основании договоров от 21.12.2006 № 0000001685, № 0000001686, № 0000001687, № 0000001688. Однако, считает, что данные договоры были заключены с нарушением закона, в силу чего они являются ничтожными. Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей в период заключения договоров) установлено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом Российской Федерации. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). То есть земельные участки сельскохозяйственного назначения передаются претендентам на их получение по результатам торгов. Договоры аренды на спорные участки заключались без соблюдения указанной процедуры в нарушение приведенных нормативных положений, с учетом чего, а также в силу положений статей 166, 167, 168 ГК РФ, являются ничтожными. В пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» указано, что в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов, договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора. Ввиду того, что договоры аренды спорных земельных участков не породили правовых последствий ввиду своей ничтожности, оснований для предоставления спорных участков у Департамента не имелось. На земельных участках имеются объекты, принадлежащие третьим лицам, имеющим исключительное право на приобретение земельного участка, что препятствует приватизации участка. Согласно сведениям, представленным ГКУ КК «Кубаньземконтроль» на спорном участке расположены 6 ЛЭП мощностью 500 кВ. Согласно положениям подпункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе, в случае если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствие со ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что административный истец, как физическое лицо, Лоцманов Н.К. ранее владел и пользовался на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46) согласно договору аренды № 0000001685 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером , площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51) согласно договору аренды № 0000001686 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55) согласно договору аренды № 0000001687 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г.; с кадастровым номером , площадью 104, 62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56) согласно договору аренды № 0000001688 от 21 декабря 2006г., государственная регистрация сделки произведена 14.02.2007г., что подтверждается копиями договоров, заключенных с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, позицией административного ответчика.

В настоящее время административный истец, как физическое лицо, владеет и пользуется спорными земельными участками на праве аренды в связи с заключенными договорами аренды: от 23 ноября 2016г. № 0000004400 на земельный участок с кадастровым номером площадью 36,32га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004341 на земельный участок с кадастровым номером площадью 2,83га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004342 на земельный участок с кадастровым номером площадью 13,26га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г.; от 26 октября 2016г. № 0000004340 на земельный участок с кадастровым номером площадью 104,62га, произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.11.16г. В материалы дела приобщены копии вышеуказанных договоров аренды.

В соответствии с п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ административный истец Лоцманов Н.К., как физическое лицо, обращался в Департамент имущественных отношений с заявлениями от 26.07.16г., от 12.08.16г., от 12.09.16г. о предоставлении в собственность указанных земельных участков, о чем в дело приобщены копии указанных заявлений.

Согласно письмам, направленным ИП Лоцманову Н.К. Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, ИП Лоцманову Н.К. отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату вышеуказанных земельных участков.

Однако, отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату спорных земельных участков физическому лицу Лоцманову Н.К. административным ответчиком Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не направлялось, и, соответственно административным ответчиком в материалы дела такие отказы не представлены.

При этом, оспариваемые отказы в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату спорных земельных участков, направленные Индивидуальному предпринимателю Лоцманову Н.К, препятствуют реализации прав физического лица Лоцманова Н.К. на законный выкуп спорных земельных участков.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельности, иметь имущественные и личные неимущественные права. Согласно п.1 ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, имущество, имущественные права, деньги, ценные бумаги, нематериальные благи и т.д. Таким образом, граждане вправе иметь в собственности, приобретать и отчуждать имущество независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашня, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Спецификой правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, является то обстоятельство, что он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени. Физическое лицо, осуществляя свою регистрацию в качестве предпринимателя, не утрачивает вместе с тем признаков физического лица.

Административный истец, зарегистрирован и проживает в станице Краснооктябрьской Тихорецкого района, ведет личное подсобное хозяйство, в т.ч. выращивание овец, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 20.01.2017г.

Согласно ст. 2 ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельхозпродукции. Произведенная и переработанная продукция при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Согласно ст.19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земельные участки из фонда перераспределения используются арендаторами для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров, либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство.

При подаче заявлений о выкупе спорных земельных участков административный истец руководствовался указанными нормами и просил Департамент имущественных отношений предоставить ему, как физическому лицу, земельные участки в собственность без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, указав при этом цель использования земельных участков: « для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы и в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство». Как физическое лицо, административный истец Лоцманов Н.К. давал согласие на обработку персональных данных при рассмотрении поданного заявления.

Следовательно, суд считает, что рассматриваемый спор подсуден суду общей юрисдикции, а именно Тихорецкому районному суду.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», особо охраняемые территории краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» определяется, что отнесение земель к особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и, их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании указанного решения.

Так, организация краевых государственных заказников, в т.ч. зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» регламентируется постановлениями главы администрации Краснодарского края: № 852 от 02.12.1999г. «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 71 от 04 февраля 2000г. «О внесении изменений в постановление главы Администрации Краснодарского края от 02.12.1999г. № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 1059 от 19 декабря 2016года « О государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. 30 декабря 2016г.

На момент отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность 07.10.2016 г. и 10.10.2016 г. отсутствовали основания для отказов административному истцу в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, поскольку не было еще утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Тихорецкий»: - не определены границы и площади заказника, категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, их особый правовой режим, перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- отсутствовал планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков;

- не внесены до настоящего времени в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий».

Согласно ст.31 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» следует, что на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемой природной территории регионального значения, за исключением строительства олимпийских линейных объектов при условии проведения природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительных работ на природные комплексы и их компоненты на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий регионального значения, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. В пределах земель особо охраняемых природных территорий регионального значения изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пункт 6 Постановления № 852 от 02.12.1999г. определял организацию на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники «Калининский», «Тихорецкий», «Причерноморский» (в границах согласно приложению № 2), а пункт 7- разработку положений по зоологическим заказникам в срок до 1 февраля 2000г.

Однако, пунктом 2 Постановления № 71 от 4 февраля 2000г. приостановлено действие пунктов 6, 7 Постановления № 852 на период проведения дополнительной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об экологической экспертизе». Пунктом 3 постановления № 71 дано указание Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края подготовить предложения и обосновывающие материалы по созданию зоологических заказников (Калининский, Тихорецкий, Причерноморский) для проведения экологической экспертизы с целью принятия соответствующего постановления.

Из материалов дела следует, что при заключении первых договоров аренды 21.12.2006г. со сроком действия по 13.12.2016г. с физическим лицом Лоцмановым Н.К., Департамент имущественных отношений ни устно, ни в договорах не отражал особые условия договоров, позволяющие определить, что указанные выше спорные земельные участки сельхозназначения для сельхозиспользования находятся или входят в границы каких-либо особо охраняемых территорий, заказников. Указания, что спорные земельные участки имеют назначение для сельхозназначения для сельхозиспользования (фонд перераспределения), имеются в выписках из кадастровых паспортов спорных земельных участков и кадастровых выписках 2016 г. при заключении новых договоров отсутствуют данные о границах охраняемой природной территории.

Следовательно, в нарушении ФЗ от 24.07.2007г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» данные о расположении испрашиваемых земельных участков в зоне охраняемой природной территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Указанный факт подтверждается пунктом 3 Постановления № 1059 от 19.12.2016г., обязывающего Министерство природных ресурсов Краснодарского края представить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий».

Федеральным Законом от 03.07.2016г. № 354- ФЗ внесены изменения в гражданское и земельное законодательство, ужесточающие требования к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и возможности их изъятия. С 4 июля 2016г. земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Согласно приобщенному в материалы дела заключению кадастрового инженера Панченко А.А. от 18 января 2017г., указанные спорные земельные участки находятся в пределах тридцатикилометровой зоны от населенных пунктов.

В связи с тем, что постановление Главы администрации Краснодарского края № 1059 от 19.12.2016г. на момент подачи заявлений о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, отсутствовало, значит, что надлежащим образом не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории. Следовательно, испрашиваемые административным истцом спорные земельные участки не были ограничены и не были изъяты из оборота.

На основании изложенного, следует, что нарушены п. 9 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 21 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку физическое лицо Лоцманов Н.К., как арендатор, пользуется участками на основании договоров аренды, с момента заключения которых прошло не менее трех лет; участки используется в соответствии с их целевым назначением – для сельскохозяйственного использования; заявление о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды.

Суд также отмечает, что Департаментом не предоставлено никаких доказательств, что спорные земельные участки находятся на территории особо охраняемой зоны - заказника. В нарушении ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», регламентирующей порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, ни на дату отказа в предоставлении государственной услуги, ни в настоящее время: не определен перечень земельных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения; отсутствует планово-картографический материал с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; не внесены в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий». Организация государственного зоологического заказника «Тихорецкий», начатая согласно постановлению главы администрации от 2 декабря 1999г. № 852, приостановленная постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.02.2000г. №71, возобновленная постановлением главы администрации Краснодарского края от 19 декабря 2016г. № 1059, продолжается до настоящего времени.

В связи с тем, что постановление Главы администрации Краснодарского края № 1059 от 19.12.2016г. на момент подачи заявлений административным истцом, как физическим лицом, о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, не было принято.

Следовательно, надлежащим образом не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории, а поэтому испрашиваемые земельные участки не были ограничены и не были изъяты из оборота.

Административный ответчик не заявлял встречного административного иска о признании незаконными или ничтожными договоров аренды: от 23 ноября 2016г. № 0000004400 на земельный участок с кадастровым номером площадью 36,32га; от 26 октября 2016г. № 0000004341 на земельный участок с кадастровым номером площадью 2,83га; от 26 октября 2016г. № 0000004342 на земельный участок с кадастровым номером площадью 13,26га; от 26 октября 2016г. № 0000004340 на земельный участок с кадастровым номером площадью 104,62га. При этом, административный ответчик не считает вышеуказанные договоры аренды ничтожными или незаконными.

Таким образом, суд признает требования и доказательства административного истца физического лица Лоцманова Н.К. законными.

В силу вышеизложенной правовой позиции суда относительно административных исковых требований, суд, считает возражения и позицию административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края необоснованной, не основанной на законе и не доказанной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Лоцманова Николая Константиновича удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения):

с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46);

с кадастровым номером , площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51);

с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55) ;

с кадастровым номером , площадью 104, 62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56).

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении административному истцу государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения):

с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;

с кадастровым номером площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;

с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;

с кадастровым номером , площадью 104, 62 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 56), по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить решение с предложением о заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования:

с кадастровым номером , площадью 36,32 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 46);

с кадастровым номером , площадью 2,83 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 51);

с кадастровым номером , площадью 13,26 га, находящегося по адресу: <адрес> (участок № 55) ;

с кадастровым номером , площадью 104, 62 га, находящегося по адресу: <адрес>участок № 56).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный в месячный срок.

Судья О.Ю.Горчаков