Дело № 2а- 179/2022
УИД 54RS0023-01-2021-002358-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2022 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Полевой М.Н.
при секретаре Протасовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коченевского района Новосибирской области, Администрации Новомихайловского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, МУП Коченевского района «Единый расчетный центр» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Коченевского района Новосибирской области, Администрации Новомихайловского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, МУП Коченевского района «Единый расчетный центр» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности муниципальных унитарных предприятий, администраций муниципальных образований Коченевского района при подготовке и прохождении отопительного сезона 2021-2022 г.г.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой Коченевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности муниципальных унитарных предприятий, администраций муниципальных образований Коченевского района при подготовке и прохождении отопительного сезона 2021-2022 г.г. в ходе который установлено ненадлежащее содержание котельных по адресу: <адрес>, и <адрес>.
Прокурор просит признать незаконным бездействие МУП «ЕРЦ», администрации Коченевского района по надлежащему содержанию котельных по адресам: <адрес>.
Признать незаконным бездействие МУП «ЕРЦ», администрации Новомихайловского сельсовета по надлежащему содержанию котельной по адресу: <адрес>.
Обязать МУП «ЕРЦ», администрацию Коченевского района произвести капитальный ремонт котельных по адресам: <адрес>, и <адрес>, а именно: привести техническое состояние котельных в соответствие требованиям пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022 года.
Обязать администрацию Коченевского района обеспечить финансирование мероприятий по капитальному ремонту котельной по адресу: <адрес>, а именно: приведению технического состояния котельной в соответствие пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022 года.
Обязать МУП «ЕРЦ», администрацию Новомихайловского сельсовета произвести капитальный ремонт котельной по адресу: <адрес>, а именно: привести техническое состояние котельной в соответствие пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022 года.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО поддержала доводы, изложенные в иске, в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Администрации Коченевского района Новосибирской области ФИО1 пояснила, что со стороны администрации бездействия не было – составлена смета ремонтных работ, деньги будут выделены в 2022 году.
Представитель МУП Коченевского района «Единый расчетный центр» в судебном заседании исковые требования признала, полагает, что необходимо привести котельные в работоспособное состояние.
Глава администрации Новомихайловского сельсовета Коченевского района Новосибирской области в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствии, исковые требования признала.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (далее - ФЗ «О теплоснабжении»).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее - Правила №103), сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 11, подпунктом 4 пункта 18 Правил №103 в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии; в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
В силу пункта 3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго от 24 марта 2003 года N 115 (далее - Правила №115) производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Положениями пункта 3.3.9 Правил №115 предусмотрено, что строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п. 17 ст.2 названного Закона под надежностью теплоснабжения понимается такое состояние системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Решением администрации Коченевского района от 08.09.2017 №133 «О передаче администрацией Коченевского района Новосибирской области части полномочий по решению вопросов местного значения и заключении соглашений о передаче части полномочий» (далее - Решение №) муниципальным образованиям Коченевского района (в том числе Шагаловскому, Поваренскому, Новомихайловскому сельсоветам) переданы полномочия по организации в границах сельских поселений теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 Решения №).
Согласно пункту 3 Решения № передаваемая часть полномочий в соответствии с п. 1 настоящего решения осуществляется за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Коченевского района Новосибирской области в бюджет органов местного самоуправления сельских поселений Коченевского района Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочии по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Решением 35-й сессии Совета депутатов Коченевского района третьего созыва от 29.05.2020 №276 внесены изменения в Решение №, в соответствии с которыми из перечня муниципальных образований, которым переданы полномочия муниципальным районом, исключены Дупленский, Краснотальский, Шагаловский сельсоветы.
Распоряжением администрации Коченевского района от 20.05.2020 №300-р имущество коммунального комплекса Шагаловского сельсовета (в том числе котельная) передано в собственность Коченевского района Новосибирская область, в хозяйственное ведение МУП «ЕРЦ».
Решением 6-й сессии Совета депутатов Коченевского района третьего созыва от 26.02.2021 №36 внесены следующие изменения в Решение №: из перечня муниципальных образований, которым переданы полномочия муниципальным районом, исключены Поваренский, Овчинниковский сельсоветы.
Распоряжением администрации Коченевского района от 08.09.2020 №578-р имущество коммунального комплекса Поваренского сельсовета (в том числе котельная) передано в собственность Коченевского района Новосибирская область, в хозяйственное ведение МУП «ЕРЦ».
Соглашением о взаимодействии сторон №20 от 08.11.2019 предусмотрена передача имущества коммунального комплекса, находящегося в собственности Новомихайловского сельсовета, в МУП «ЕРЦ» на праве хозяйственного ведения, передача произведена по акту приема-передачи имущества от 08.11.2021 №20 (Приложение №1 к соглашению о взаимодействии сторон). В настоящее время имущество коммунального комплекса Новомихайловского сельсовета в собственность Коченевского района не передано (дополнительным соглашением №4 от октября 2021 года к Соглашению о взаимодействии сторон №20 от 08.11.2019 срок передачи имущества продлен до 01.10.2022 года).
Таким образом, имущество ЖКХ Шагаловского, Поваренского, Новомихайловского сельсоветов находится в МУП «ЕРЦ» на праве хозяйственного ведения, собственниками такого имущества выступают администрация Коченевского района (в отношении имущества ЖКХ Шагаловского, Поваренского сельсоветов), администрация Новомихайловского сельсовета (в отношении имущества ЖКХ Новомихайловского сельсовета).
Полномочия в отношении имущества ЖКХ реализуются собственниками этого имущества, а финансовое обеспечение реализации полномочий в сфере ЖКХ в отношении всех указанных объектов возлагается на администрацию Коченевского района.
Основным видом деятельности МУП «ЕРЦ» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, учредителем предприятия является Коченевский район, целью деятельности МУП «ЕРЦ» является удовлетворение потребностей населения жилищно-коммунальными услугами.
В силу пункта 3.4. ГОСТа 31937-2011 обследование технического состояния здания (сооружения) представляет собой комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
В соответствии с пунктом 3.6 ГОСТа 31937-2011 категория технического состояния - это степень эксплуатационной пригодности несущей строительной конструкции или здания и сооружения в целом, а также грунтов их основания, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик.
В силу пункта 3.11 ГОСТа 31937-2011 работоспособное техническое состояние - это категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.
В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТа 31937-2011 нормативное техническое состояние: Категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания, соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения.
Согласно пункту 5.1.2 ГОСТа 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
В соответствии с п. 5.1.5 ГОСТа 31937-2011 оценку категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, проводят на основании результатов обследования и поверочных расчетов. По этой оценке конструкции, здания и сооружения, включая грунтовое основание, подразделяют на находящиеся:
- в нормативном техническом состоянии;
- в работоспособном состоянии;
- в ограниченно работоспособном состоянии;
- в аварийном состоянии.
Для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна безограничений. При этом для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование более частых периодических обследований в процессе эксплуатации.
При ограниченно работоспособном состоянии конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, контролируют их состояние, проводят мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтового основания и последующий мониторинг технического состояния (при необходимости).
Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается. Устанавливается обязательный режим мониторинга.
Согласно выводам заключения №518-10-ТЗ/21 по обследованию технического состояния здания котельной от 25.10.2021 по адресу <адрес>, общее состояние строительных конструкций оценивается как ограниченно-работоспособное, на отдельных участках выявлены конструкции стен в аварийном состоянии, необходимо выполнение мероприятий по восстановлению кровли (несущие стены с пилястрами в ограниченно работоспособном состоянии, на отдельных участках - в аварийном состоянии, кровля в аварийном состоянии).
Аналогичные нарушения отражены в заключении №510-10-ТЗ/21 от 25.10.2021 в отношении здания котельной по адресу <адрес>, а именно: несущие стены с пилястрами, самонесущие стены в ограниченно работоспособном состоянии, на отдельных участках - в аварийном состоянии, кровля в аварийном состоянии, а также в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении здания котельной по адресу <адрес>, а именно: ограниченно-работоспособное состояние несущих стен, плит перекрытия, кровли, выявлены аварийные участки стен, где возможно выпадение частей кладки.
В указанных экспертных заключениях сделан вывод об ограниченноработоспособном состоянии котельных, что соответствует пункту 3.12 ГОСТа 31937-2011, в силу которого ограниченно-работоспособное техническое состояние представляет собой категорию технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).
Данные нарушения свидетельствуют о непринятии мер по надлежащему содержанию имущества (котельных) МУП «ЕРЦ» и послужили основанием для отказа Сибирским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ в выдаче муниципальному району паспорта готовности к отопительному сезону.
Из объяснений директора МУП «ЕРЦ» ФИО2 от 24.11.2021 (лист 2 объяснений) следует, что для устранения нарушений разработан и утвержден график ремонтных работ (капитальный ремонт) на апрель-май 2022 года, в целях устранения нарушений, выявленных Сибирским управлением Ростехнадзора на котельных в указанных муниципальных образованиях, в котельной с. Поваренка уже производятся работы по укреплению стенки котельной, а также закуплен профиль и металлические конструкции, однако проведение работ по устранению всех нарушений в рамках этого отопительного сезона невозможно в связи с необходимостью проведения работ на крыше (в ином случае будет нарушена конструкция, возможно обрушение крыши, замыкание электрооборудования, размораживание оборудования, т.е. крайне высок риск аварийной ситуации), работы на крышах котельных возможно будет провести только с наступлением потепления, схода снега (апрель 2022 года), работы планируется производить до возможного отключения питания котельных АО «Новосибирскэнергосбыт».
Бездействие ответственных за устранение нарушений лиц может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с бесперебойным отоплением жилых помещений, срыв отопительного сезона и, как следствие, создает предпосылку возникновения на территории Коченевского района чрезвычайных ситуаций, угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Коченевского района Новосибирской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «ЕРЦ», администрации Коченевского района по надлежащему содержанию котельных по адресам: <адрес>.
Признать незаконным бездействие МУП «ЕРЦ», администрации Новомихайловского сельсовета по надлежащему содержанию котельной по адресу: <адрес>.
Обязать МУП «ЕРЦ», администрацию Коченевского района произвести капитальный ремонт котельных по адресам: <адрес>, а именно: привести техническое состояние котельных в соответствие требованиям пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022года.
Обязать администрацию Коченевского района обеспечить финансирование мероприятий по капитальному ремонту котельной по адресу: <адрес>, а именно: приведению технического состояния котельной в соответствие пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022 года.
Обязать МУП «ЕРЦ», администрацию Новомихайловского сельсовета произвести капитальный ремонт котельной по адресу: <адрес>, а именно: привести техническое состояние котельной в соответствие пункту 3.11 ГОСТа 31937-2011 (работоспособное техническое состояние) в срок до 20.06.2022 года.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Коченевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.Н. Полева