Дело №2а-1437/2017 12 апреля 2017 года
в г. Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителей заинтересованного лица ФИО3, ФИО4,
при секретаре Жулевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании общественных слушаний проектной документации не состоявшимися,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании не состоявшимися общественных слушаний проектной документации «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду», проведенных 21 декабря 2016 года в МАУ «Тосненский районный культурно-спортивный центр».
В обоснование административного иска указала, что 21 декабря 2016 года в МАУ «Тосненский районный культурно-спортивный центр» были проведены общественные обсуждения в форме общественных слушаний проектной документации «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду». Процедура организации и проведения указанных общественных слушаний была реализована с нарушением действующего законодательства, в связи с чем она считает необоснованным признание администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области слушаний состоявшимися.
Организация общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, осуществляется в виде муниципальной услуги, порядок предоставления которой определен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации этого муниципального образования от 03.08.2015 №1680-па. Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: приём документов и регистрация запроса; рассмотрение запроса и принятие решений по проведению общественных обсуждений; организация проведения общественных обсуждений; выдача результата предоставления муниципальной услуги. После согласования решений по пункту 4.6.4 Административного регламента заявителю предоставляется семидневный срок для подготовки и опубликования информационных сообщений в СМИ и оповещения заинтересованной общественности, соответствующей требованиям «д» пункта 4.6.3 при выявлении таковой (пункт 3.6.7 Административного регламента). После предоставления заявителем подтверждения фактов информирования общественности в соответствии с требованиям «в» - «д» пункта 3.5.9 Административного регламента (экземпляр СМИ, почтовые квитанции при необходимости) ответственное должностное лицо в трехдневный срок подготавливает проект распоряжения о назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений на территории ОМСУ по указанной документации (пункт 3.6.8 Административного регламента). В случае неисполнения заявителем условий пункта 4.6.7 Административного регламента ответственное должностное лицо в трехдневный срок, следующий за просроченной датой исполнения, подготавливает проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причины отказа и возврате документации. После подписания уведомления главой Администрации ответственное должностное лицо направляет последнее заявителю почтовым отправлением, если иное не указано в запросе на предоставление муниципальной услуги (пункт 3.6.9 Административного регламента).
В пункте 2.5 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: несоответствие заявителя требованиям пункта 1.9 регламента; непредоставление заявителем предварительных материалов по оценке воздействия на окружающую среду; неподтверждение заявителем фактов информирования общественности (публикации в СМИ о начале процедуры общественных обсуждений в объёме и в сроки, согласованные с ОМСУ, согласно пункту 4.5.4 настоящего регламента); письменное обращение заявителя об отказе от получения муниципальной услуги.
Распоряжение администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области «О проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний проектной документации «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду» было вынесено 16 ноября 2016 года за №441-ра, а информирование общественности о намечаемой хозяйственной деятельности произведено 19 ноября 2016 года (информационное сообщение в газете «Тосненский вестник» от 19.11.2016 №88).
Таким образом, предоставление муниципальной услуги по организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, реализовано с нарушением нормативно-правовых актов местного уровня.
Информационные сообщения были размещены в печатных средствах массовой информации, на официальном сайте администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области. Иные источники информирования заказчиком учтены не были, в связи с чем не была должным образом обеспечена явка представителей общественности для обсуждения столь значимого вопроса. В протоколе общественных слушаний зафиксировано 17 человек в качестве представителей общественности. Со стороны представителей общественности было выражено недовольство о недостаточной степени информирования общественности о проведении общественных слушаний. Представитель заказчика – Общества с ограниченной ответственностью «ТосноДорРемСтрой-К» неоднократно не мог дать точный ответ на поставленные вопросы, в том числе, каким образом и кем будет осуществлен контроль размещения отходов, их влияние на окружающую среду. Жители Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области выражают опасения за экологическую безопасность окружающей среды после воссоздания рельефа и реализации последующих мероприятий по технической и биологической рекультивации карьера путём размещения отходов 5-го класса опасности (л.д.5-8, 36-39 т.1).
ФИО5 извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.64 т.1).
Её представитель ФИО1 поддержала административный иск, пояснила, что административным ответчиком нарушена процедура оказания муниципальной услуги. Административный истец говорит в иске о жителях Форносовского городского поселения, это обусловлено тем, что она является депутатом этого поселения. Сам объект, по мнению ФИО5, является опасным, ею не были услышаны ответы на поставленные ею вопросы во время проведения публичных слушаний.
Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала, пояснила, что администрация муниципального района является организатором общественных обсуждений, предоставляет услугу по заявлению, заявителем является ООО «ТосноДорРемСтрой-К», вынесла распоряжение о проведении общественных слушаний, которое как муниципальный правовой акт в соответствии с Уставом было опубликовано в газете «Тосненский Вестник», которая является официальным изданием. Информирование о проведении общественных обсуждений является обязанностью заявителя, и заявитель свою обязанность выполнил в полном объёме. Доводы административного истца по поводу нарушения Административного регламента оказания данной услуги администрация считает не состоятельными. Права административного истца не нарушены.
ООО «ТосноДорРемСтрой-К» представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указало, что ООО «ТосноДорРемСтрой-К» осуществляет добычу песка в соответствии с лицензией ЛОД 47003 ТЭ от 08.08.2008 на право пользования недрами. Пользование лесным участком осуществляется на основании договора аренды №241/К-2015-09 от 11.12.2015, срок аренды до 31.12.2020. Проектная документация «Добыча песка на участке недр «Куньголово-2» в Тосненском районе Ленинградской области получила положительное заключение Государственной экспертизы №215-09/СПЭ-0655/02 (№ в Реестре 00-1-4-2115-09). По условиям договора аренды №241/К-2015-09 от 11.12.2015 нарушенная территория подлежит рекультивации с последующим возвращением участка арендодателю. В целях рекультивации чаша карьера должна быть заполнена до уровня дневной поверхности, в связи с чем Общество планирует размещать в выработанном песчаном карьере отходы строительства 5 класса опасности. ООО «Фрэком» на основании технического задания разработало документацию по экологическому обоснованию деятельности по размещению отходов - «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду». Документация состоит из двух частей: 1. Техническая часть (Том 1); 2. Оценка воздействия на окружающую среду (Том 2). Оценка воздействия на окружающую среду проведена для следующих видов хозяйственной деятельности: размещение отходов для 5-го класса опасности в отработанном карьере; техническая и биологическая рекультивация карьера. Согласно стр.3-3 Документации сделан вывод о том, что оценка воздействия на окружающую среду показала, что рассматриваемую хозяйственную деятельность ООО «ТосноДорРемСтрой-К» можно считать экологически обоснованной.
27.10.2016 ООО «ТосноДорРемСтрой-К» обратилось в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с запросом о предоставлении муниципальной услуги – организации общественных слушаний по Проекту обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду». 16.11.2016 администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области было издано распоряжение №441-ра о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний указанной проектной документации. Информация о доступности материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний была доведена до сведения общественности через СМИ «Российская газета»№262 (7130) от 18.11.2016, «Вести» №90 (4267) от 18.11.2016 и «Тосненский Вестник» №88 (14960) от 19.11.2016. Дополнительное информирование общественности было осуществлено путём размещения сведений на официальном сайте администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в сети Интернет. Таким образом, граждане и общественные организации имели реальную возможность в 30-дневный срок ознакомиться с материалами документации. Правом ознакомления с материалами воспользовались два человека.
21.12.2016 была осуществлена регистрация участников общественных слушаний по вопросу общественного обсуждения указанного проекта. Зарегистрировались 27 человек, из которых 17 человек – представители общественности (в том числе депутаты Тосненского г.п. и Форносовского г.п.). По результатам общественных слушаний составлен протокол, согласно которому слушания считаются состоявшимися. Вопросы и предложения, прозвучавшие на общественных слушаниях, а также ответы представителей ООО «Фрэком», ООО «ТосноДорРемСтрой-К» отражены в протоколе. ФИО5 была извещена о проведении общественных слушаний и принимала в них участие, таким образом, административный истец реализовал свои права на участие в данных общественных слушаниях. Утверждение ФИО5 о том, что представителем ООО «ТосноДорРемСтрой-К» не были даны точные ответы на поставленные вопросы, в том числе, каким образом и кем будет осуществлен контроль размещения отходов, их влияние на окружающую среду, является несостоятельным. Представитель ООО «Фрэком» указал на необходимость заключения договоров с аналитическим лабораториями после экспертизы проекта (стр. 3 и 8 протокола).
Данные обстоятельства свидетельствуют о не нарушении прав и законных интересов административного истца при проведении общественных слушаний по вышеуказанному проекту, который реализовал своё право на участие в общественных слушаниях, в связи с чем иск ФИО5 в силу ст.ст.218, 227 КАС Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
ФИО5 в своём исковом заявлении ссылается на пункты 2.5, 3.6.7, 3.6.8, 3.6.9 Административного регламента, которые в свою очередь отсылают к пунктам 3.5.9, 4.5.4, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.7 (отсутствующие в данном регламенте). Таким образом, пункты 2.5, 3.6.7, 3.6.8, 3.6.9 Административного регламента не могут определять последовательность действий администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области при оказании муниципальной услуги, поскольку содержат в себе неустранимые противоречия. Вместе с тем согласно блок-схеме (приложение 1 к Административному регламенту) после направления запроса следует принятие решений по проведению общественных слушаний и только потом информирование общественности. Данная последовательность действий административным ответчиком была соблюдена и она соответствует требованиям Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372.
В настоящее время материалы ОВОС по проекту с приложением протокола о проведении общественных слушаний от 21.12.2016, в котором отражены высказанные участниками общественных слушаний мнения, направлены на государственную экологическую экспертизу (л.д.67-73 т.1).
Представитель заинтересованного лица ФИО6 требования не признал, пояснил, что необоснованно говорить о том, что нарушение порядка оказания муниципальной услуги само по себе является основанием для удовлетворения административного иска. Административный истец реализовал свои права, участвовал в общественных слушаниях. Анализ Административного регламента дает ответ о том, что публикация объявления не могла предшествовать изданию соответствующего распоряжения. Косвенно это подтверждается блок-схемой.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 пояснил, что сейчас строят дорогу М-11, снимают верхний слой почвы, который является отходами 5 класса. Дорога в трех километрах от карьера. 5-й класс отходов – это не мусор какой-то, это земля и корни деревьев, например. Если бы в 2015 году не был бы принят Закон о государственной экологической экспертизе, то ООО «ТосноДорРемСтрой-К» уже возило бы эту землю, сделало бы рекультивацию и сдало бы карьер государству. На месте карьера ещё нужно посадить деревья, так как земли лесные. Есть проект освоения лесов, в котором указано, в каком состоянии они должны сдать этот карьер.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В статье 1 указанного Федерального закона названы используемые в нем основные понятия.
Так, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Согласно статье 3 того же Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "Об экологической экспертизе" отнесена организация общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Исходя из смысла п.1 ст.14 указанного Закона, государственной экологической экспертизе должны предшествовать организованные органами местного самоуправления обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями).
Согласно статье 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза (пункт 1 статьи 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон "Об экологической экспертизе") одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учет общественного мнения.
Документация по объектам, подлежащим экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
Нормативное регулирование правоотношений, связанных с проведением органами местного самоуправления обсуждений с гражданами и общественными организациями объекта государственной экологической экспертизы, на федеральном либо региональном уровне отсутствует.
Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентирована положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 (далее - Положение об оценке воздействия), принятым в целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения общественные обсуждения это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с этим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
Одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности (пункт 1.6 Положения об оценке воздействия).
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления (пункт 2.5 Положения об оценке воздействия).
В силу раздела 3 Положения об оценке воздействия проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в три этапа: уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду; проведение исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Из положений пунктов 3.2.3, 4.7 - 4.10 Положения об оценке воздействия следует, что общественные слушания проводятся на втором этапе оценки воздействия на окружающую среду, следовательно, предметом общественных слушаний является предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что общественные слушания предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы являются формами непосредственного участия населения (граждан) в осуществлении местного самоуправления муниципального района в области охраны окружающей среды, а органы местного самоуправления муниципального района обязаны создать населению (гражданам) условия для реализации ими права на участие в принятии решений вопросов местного значения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения об оценке воздействия информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1 Положения об оценке воздействия, не позднее чем за тридцать дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации (пункт 4.8 Положения об оценке воздействия).
При этом под средствами массовой информации пункты 3.1.1, 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия понимают официальные издания федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказать воздействие, радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, а также иные средства (способы), обеспечивающие распространение информации.
В пункте 4.9 Положения об оценке воздействия предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение тридцати дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) - пункт 4.10 Положения об оценке воздействия.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.08.2015 №1680-па утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, в форме общественных слушаний на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области. В соответствии с п. 1.9 данного регламента, заявителями муниципальной услуги являются лица, обратившиеся в администрацию с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме, в том числе: юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления); физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; либо их уполномоченные представители (на основании доверенности), обратившиеся с соответствующим запросом (л.д.49-51 т.1).
На основании договора аренды лесного участка №241/К-2015-12 от 11 декабря 2015 года и лицензии на пользование недрами от 08.08.2008 ООО «ТосноДорРемСтрой-К» на лесном участке площадью 6,5 га в квартале 86 Саблинского участкового лесничества разрабатывает месторождение песка на участке недр «Куньголово-2» в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области. Срок действия договора до 31 декабря 2020 года (л.д.74-80, 91-108 т.1). Общество с ограниченной ответственностью «Фрэком» разработало Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2». Проект предусматривает следующую деятельность: после отработки карьера нарушенная территория подлежит рекультивации с последующим возвращением участка арендодателю. Для реализации решений по рекультивации чаша карьера должна быть заполнена до уровня дневной поверхности. С этой целью компания планирует размещать в выработанном песчаном карьере отходы строительства 5 класса опасности (л.д.110-114 т.1). Распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 04 марта 2016 года №150 утверждено заключение экспертной комиссии по результатам проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке площадью 6,5 га, расположенном в квартале 86 Саблинского участкового лесничества Любанского лесничества, предоставленном в аренду ООО «ТосноДорРемСтрой-К» для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождения песка на участке недр «Куньголово-2» (л.д.190 т.1). В соответствии с проектом разработки месторождения песка на участке недр «Куньголово-2» после выработки запасов месторождения рекультивации подлежат нарушенные земли на площади 6,5 га. Рекультивация проводится на всей площади арендованного земельного участка и осуществляется в два этапа: горнотехнический и биологический. По окончании горнотехнического этапа рекультивации предусматривается биологическая рекультивация созданием лесных культур сеянцами сосны с закрытой корневой системой в количестве 2,5 тыс./га (л.д.232 т.1).
16.11.2016 на основании обращения генерального директора ООО «ТосноДорРемСтрой-К» администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области издано распоряжение №441-ра, согласно которому сектору по недропользованию, экологии и транспорту администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предписано организовать с 21 ноября 2016 года по 20 декабря 2016 года ознакомление всех заинтересованных лиц с материалами проектной документации: «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду, расположенном по адресу: 187000, Тосненский район, вблизи дер.Куньголово»; в течение 30 дней со дня опубликования информации обеспечить приём, ознакомление и документирование замечаний и предложений от общественности по материалам проекта в здании администрации;
назначить на 14 часов 21 декабря 2016 года по адресу: <...>, МАУ «Тосненский районный культурно-спортивный центр» проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний указанной проектной документации (л.д.9-10).
В Российской газете от 18.11.2016 № 262 (7130), в газете «Тосненский Вестник» №88 от 19.11.2016, в газете «Вести» от 18.11.2016 № 90 (4267) были опубликованы информационные сообщения о времени и месте проведения общественных слушаний по Проекту с указанием кратких сведений о намечаемой деятельности, заказчика - ООО «ТосноДорРемСтрой-К»; исполнителя работ по оценке воздействия на окружающую среду – Общества с ограниченной ответственностью «ФРЭКОМ», органа, ответственного за организацию общественных обсуждений – администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области; места и времени ознакомления с документацией и её состава, адреса направления замечаний и предложений (л.д.11 т.1, 136-137 т.2).
Заинтересованным лицом в материалы дела была представлена документация, которая в течение 30-дней находилась в общественной приемной, и с которой могли ознакомиться все заинтересованные лица: проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2» (л.д.110-170 т.1, л.д.1-125 т.2), проект освоения лесов на лесном участке площадью 6,5 га, расположенном в квартале 86 Саблинского участкового лесничества Любанского лесничества, предоставленном в аренду ООО «ТосноДорРемСтрой-К» для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождения песка на участке недр «Куньголово-2» (л.д.203-236 т.1).
21 декабря 2016 года в МАУ «Тосненский районный культурно-спортивный центр» проведены общественные слушания указанной проектной документации, на котором присутствовало 27 человек. Представители заказчика ООО «ТосноДорРемСтрой-К», исполнители проекта ООО «Фрэком» выступили и ответили на поставленные вопросы, что подтверждается протоколом. Из протокола также следует, что представители Форносовского городского поселения просили признать общественные обсуждения не состоявшимися ввиду ненадлежащего информирования населения и неготовности заказчика представить информацию по рассматриваемому вопросу (л.д. 18-30 т.1).
По смыслу положений ст.227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска, поскольку общественные слушания проектной документации были организованы администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в соответствии с положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372. Информирование населения о времени, месте и предмете общественных слушаний также соответствовало данному положению. Возможность заблаговременного ознакомления с обсуждаемыми документами была реально обеспечена. И наконец, общественные слушания были проведены, его участники имели возможность выступить на обсуждении, задать вопросы заказчику, разработчику документации, чьи представители присутствовали на слушаниях. Таким образом, процедура подготовки и проведения общественных слушаний соответствовала нормативным правовым актам.
Доводы административного истца о том, что предоставление муниципальной услуги по организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, реализовано с нарушением нормативно-правовых актов местного уровня, суд находит несостоятельными, толкование административного регламента административным истцом является ошибочным.
Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: приём документов и регистрация запроса; рассмотрение запроса и принятие решений по проведению общественных обсуждений; организация проведения общественных обсуждений; выдача результата предоставления муниципальной услуги. Таким образом, предоставление данной муниципальной услуги является многоэтапным и администрацией муниципального образования принимается ни одно решение, что следует из последующих пунктов регламента; отказ в предоставлении услуги возможен на разных этапах (л.д.54 т.1).
Пункт 2.2 регламента предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в числе которых не значатся публикации в СМИ о начале процедуры общественных обсуждений. Если представленные заявителем документы удовлетворяют требованиям данного пункта, администрацией муниципального образования принимается первое решение о проведении общественных слушаний с указанием времени, места и предмета, а заявителю согласно пункту 3.6.7 предоставляется семидневный срок для подготовки и опубликования информационных сообщений в СМИ и оповещения заинтересованной общественности, соответствующей требованиям «д» пункта 4.6.3 при выявлении таковой (л.д.51, 55 т.1).
Согласно пункту 3.6.8 Административного регламента после предоставления заявителем подтверждения фактов информирования общественности в соответствии с требованиям «в» - «д» пункта 3.5.9 Административного регламента (экземпляр СМИ, почтовые квитанции при необходимости) ответственное должностное лицо в трехдневный срок подготавливает проект распоряжения о назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений на территории ОМСУ по указанной документации. Таким образом, принимается второе решение о назначении ответственных должностных лиц за проведение процедуры общественных обсуждений, а не решение о проведении общественных слушаний, которое было принято ранее (л.д.55 т.1).
Из следующего пункта Административного регламента (3.6.9) следует, что если заявитель не подтвердил факт информирования общественности ответственное должностное лицо в трехдневный срок, следующий за просроченной датой исполнения, подготавливает проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причины отказа и возврате документации. Это второе решение, альтернативное указанному в предыдущем пункте. В пункте 3.6.9 Административного регламента допущена описка в части ссылки на пункт 4.6.7 Административного регламента, такого пункта в регламенте нет, имелся в виду пункт 3.6.7 (л.д.55 т.1).
В пункте же 2.5 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги без относительно того на каком этапе принимается решение, в том числе неподтверждение заявителем фактов информирования общественности (публикаций в СМИ о начале процедуры общественных обсуждений в объёме и в сроки, согласованные с ОМСУ, согласно пункту 4.5.4 настоящего регламента). Пункт 4.5.4 в регламенте отсутствует (л.д.52 т.1).
Учитывая, что администрация муниципального района принимает решение о времени, месте и предмете общественных слушаний, либо об отказе в проведении таких слушаний, то заказчик муниципальной услуги может дать публикации в СМИ только по принятию администрацией такого решения, что следует из систематического толкования Административного регламента и отражено в блок-схеме последовательности действий по предоставлению муниципальной услуги – приложение 1 к Административному регламенту (л.д.58 т.1).
Доводы административного истца о том, что иные источники информирования заказчиком учтены не были, в связи с чем не была должным образом обеспечена явка представителей общественности для обсуждения столь значимого вопроса, не имеют правового значения, поскольку нормативными правовыми актами не предусмотрено такой обязанности ни у организатора, ни у заказчика общественных слушаний.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО5 отказать в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании не состоявшимися общественных слушаний проектной документации «Проект обоснования деятельности по размещению отходов 5-го класса опасности в отработанном карьере на участке недр «Куньголово-2», включая оценку воздействия на окружающую среду», проведенных 21 декабря 2016 года в МАУ «Тосненский районный культурно-спортивный центр».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (17 апреля 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись