ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1437/20 от 06.07.2020 Истринского городского суда (Московская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Истра Московской области

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чугуновой М.Ю.,

при секретаре Катаевой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области, заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Московской области, Администрация г/о Истра, о признании бездействия незаконным, о признании требования недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, уточняя требования, обратилась с административным иском к Министерству имущественных отношений Московской области о признании бездействия, выразившееся в неуведомлении Администрации г.о. Истра о невнесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , о признании требования Министерства имущественных отношений Московской области о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка недействительным.

В обосновании заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 1404 кв.м, по адресу: <адрес>.

Также Административному Истцу принадлежат прилегающие к указанному участку земельные участки с кадастровыми , и .

Земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имел вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

ФИО1 обратилась с заявлением, в котором просила изменить вид разрешенного использования земельного участка на вид «для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступило письмо от Министерства имущественных отношений Московской области с Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ «О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка».

Из содержания данного уведомления ей стало известно, что административному ответчику поступило уведомление Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050128:7 с «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

На основании этого, в соответствии со ст. 5.1. Закона Московской области № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» административному истцу было предложено внести оплату смены вида разрешенного использования земельного участка в бюджет Московской области в размере 310 111,31 руб. В случае невнесения указанной суммы, взыскание будет произведено в судебном порядке с направлением информации в банки и иные финансово-кредитные организации о наличии у административного истца задолженности перед бюджетом Московской области в целях учета данной информации в кредитной истории.

На уведомление от ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал заявление (получено ДД.ММ.ГГГГ), где указал, что изменение разрешенного вида использования земельного участка произведено преждевременно, до получения от собственника земельного участка соответствующей оплаты; представленный размер стоимости изменения разрешенного вида использования земельного участка для административного истца является столь существенным, что он не имеет заинтересованности в таком изменении, поданное заявление отзывает, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка просит отменить.

Административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответил, что согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Административный ответчик осуществляет расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомляет собственников о размере указанной платы, в связи с чем, он считает, что на административном истце лежит обязанность по внесению исчисленной ему платы.

Такое действие Минимущества является неправомерным и оспаривается, так как в соответствии с ч. 18 ст. 5.1. Закона № 23/96-03 по истечение срока на внесение суммы платежа, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования о невнесении собственником участка платы за изменением ВРИ, а уже орган местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 5.1. Закона № 23/96-03 отменяет ранее принятое решение об изменении ВРИ.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, условия и порядок внесения платы за данные действия регламентируется Законом Московской области от 07.06.1996г. №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». В соответствии с ст. 5.1 Закона решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид разрешенного использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Из данной нормы, по мнению истицы, прямо следует, что основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка является поданное в надлежащей форм заявление гражданина, а обязательным условием выполнения изменения- внесение соответствующей платы.

Размер взыскиваемой платы рассчитывается уполномоченным органом и направляется соответствующим уведомлением в адрес собственника земельного участка. Таким уполномоченным органом в соответствии с п.13 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 19.10.2007г. №842/27, является Минмособлимущество (ответчик).

Ответчик произвел расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направил об этом уведомление в адрес собственника письмом от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 310111,31 рублей.

Административный истец сочла для себя сумму высокой, а осуществление изменения ВРИ- не столь необходимой.

Из Закона Московской области от 07.06.1996г. №23/96-ОЗ следует, что о смене ВРИ принимается органом местного самоуправления на основании заявления и внесения соответствующей платы. На момент подачи заявления заявитель не знала и могла знать о размере платы, поскольку она рассчитывается уполномоченным на то органом, а не собственником земельного участка, расчет осуществляется по формуле, содержащей кадастровую стоимость земельного участка на дату обращения за изменением ВРИ и кадастровую стоимость земельного участка с измененным ВРИ. Кадастровая стоимость с измененным видом разрешенного использования заявителю не известна, а значит, она не могла произвести расчет предстоящей оплаты, оценить ее соразмерность своим возможностям, а также определить, насколько ей необходимо при таких условиях осуществлять изменение ВРИ. По мнению истицы, именно по этим основаниям предусмотрен механизм фактического отказа от поданного заявления об изменении ВРИ. Полагает, что в случае неисполнения этого условия для изменения ВРИ и невнесения платы собственником земельного участка, происходят отмена и возврат к первоначальному ВРИ, установленному на день подачи заявления.

Административный истец не исполнил уведомление о внесении оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка, и это, по мнению истицы, являлось безусловным основанием к возврату к первоначальному состоянию- виду разрешенного использования, существовавшему на день подачи заявления.

В случае отмены решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, отпадают основания для внесения платы, основания для взыскания платы.

Истица полагает, что ответчик не получив оплату за изменение ВРИ земельного участка в установленный срок, должен направить соответствующее уведомление в адрес органа местного самоуправления – Администрацию городского округа Истра для отмены решения об изменении ВРИ земельного участка с кадастровым .

Уточняя требования, просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в неуведомлении Администрации г/о Истра о невнесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым ;

признать требование Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО2 о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым - недействительным.

В судебное заседание истица не явилась. Представитель истца по доверенности ФИО3 явилась, требования поддержала.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указала, что истцу необходимо уплатить сумму, согласно уведомлению, поскольку истец написала заявление, сделка состоялась и возврат к исходному виду разрешенного использования земельного участка не предусмотрен.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 1404 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д. 11-14).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с заявлением об изменении категории ВРИ «Для ведения личного подсобного хозяйства» на ВРИ «Для индивидуального жилищного строительства»;

Письмом Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ направлено Уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка»;

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ответ на Уведомление направила письмо, где указала, что при исчисленной стоимости в изменении ВРИ не заинтересована, ранее поданное заявление отзывает, просит решение об изменении ВРИ отменить;

ДД.ММ.ГГГГ Минимущество направило ответ с требованием о внесении платы за изменение ВРИ.

В соответствии с ст.5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 26.12.2018, действовавшей на день обращения с заявлением ФИО1) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92)

3. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

4. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 16 настоящей статьи. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.

В случае, если решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принято органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в соответствии с законом Московской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области, указанное решение отменяется уполномоченным органом. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.

9. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.

10. В случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

12. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.

14. Уполномоченный орган в течение сорока пяти календарных дней с даты получения решений, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи, с даты принятия решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи или с даты получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.

16. Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

Таким образом, на день обращения ФИО1 с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО1 не знала о размере оплаты за предоставление услуги, однако, располагала сведениями о возможности сохранения установленного вида разрешенного использования земельного участка (а фактически о возможности отказа от услуги) при условии невнесения ею оплаты.

Аналогичные положения содержатся в более поздних редакциях Закона.

В соответствии с ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 06.11.2019, действовавшая в период возникновения обязанности внести оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92)

3. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

4. Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 16 настоящей статьи. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.

В случае, если решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принято органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в соответствии с законом Московской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области, указанное решение отменяется уполномоченным органом. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.

10. В случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

12. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.

14. Уполномоченный орган в течение сорока пяти календарных дней с даты получения решений, указанных в частях 3 и 5 настоящей статьи, с даты принятия решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи или с даты получения сведений от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об изменении вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.

Указанный срок может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней в случае запроса уполномоченным органом в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведений о наличии (отсутствии) в Едином государственном реестре недвижимости ошибок в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.

16. Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.

Истица сообщила о своем отказе от внесения оплаты и от государственной услуги «изменение вида разрешенного использования земельного участка», обратившись 11.11.2019г. с соответствующим заявлением к административному ответчику.

В соответствии ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Из актуальной выписки из ЕГРН (л.д.13) следует, что земельный участок по состоянию на 29.03.2019г. имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».

Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" административный ответчик не предпринял мер к информированию уполномоченного органа (Администрации г/о Истра) об отказе собственника от внесения оплаты за изменение вида разрешенного использования земельного участка и об отказе от государственной услуги.

Суд также находит обоснованным довод искового заявления о неправомерности претензии Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), направленной в адрес ФИО1.

Из норм вышеприведенного закона следует, что основанием для предоставления государственной услуги «изменение вида разрешенного использования земельного участка» является совокупность действий собственника: обращение с соответствующим заявлением и выражение согласия на внесения оплаты в течение 30 дней со дня получения уведомления. При отсутствии согласия собственника на внесение оплаты, обязанность внести оплату у собственника не возникает, решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка- отменяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области, заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Московской области, Администрация г/о Истра, о признании бездействия незаконным, о признании требования недействительным, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выразившееся в неуведомлении Администрации г/о Истра о невнесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым

Признать требование Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО2 о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым - недействительным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ