УИД 03RS0№-36
2а-1437/21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июня 2021 года город Октябрьский
Республика Башкортостан
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.В.,
при секретаре Ибрагимовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту прокурор г. ФИО1) обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой города проведена проверка по вопросам размещения в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации.
В ходе прокурорской проверки выявлен интернет ресурс ( http://tаbaks.ru), в котором содержится свободная для доступа, в том числе для несовершеннолетних, информация о продаже табачных изделий и устройств, имитирующих курение табака, а так же о способах его приобретения.
Учитывая, что действующим законодательством запрещена торговля табачной продукцией дистанционным способом, просит суд признать информацию, размещенную на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://tаbaks.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и включить указанный ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту Реестр).
В судебном заседании старший помощник прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан Хафизова А.К. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан извещалось о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя не обеспечило, правом на участие не воспользовалось, представило отзыв по заявленным требованиям.
Известные суду владельцы интернет-ресурсов (указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов), где содержится информация, подлежащая признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации извещались о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, правом на участие не воспользовались, каких-либо возражений, отзывов не направили.
В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.
Из материалов административного дела следует, что судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, не усмотрев препятствий для разрешения дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Выслушав старшего помощника прокурора г. ФИО1 Хафизова А.К., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологий и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон «Об информации, информационных технологий и о защите информации») ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»)).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).
Наиболее подробно запреты и ограничения на распространение определенной информации сформулированы для информации, распространяемой среди детей, в связи с причинением такой информацией вреда здоровью и (или) развитию детей (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч. 2 ст.5 Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий (п. 1); способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (п. 2), а также оправдывающая противоправное поведение отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей (п. 5).
В соответствии с ч. ч. 3, 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном ч. 2 настоящей статьи.
В силу п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения табака, который ввиду особо вредного для здоровья его содержания может повлечь за собой причинение существенного вреда здоровью соответствующей степени тяжести.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. ФИО1 в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевой адрес (http://tаbaks.ru), на котором предлагаются к продаже дистанционным способом табачные изделия и устройства, имитирующие курение табака, о чем свидетельствуют размещенные на них фотоизображения товара, с указанием его характеристик, цен, контактных номеров телефонов продавца и возможности осуществления доставки по всей территории Российской Федерации.
Вход на страницу указанного сайта является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой пользователь, ограничения на их передачу (распространение) отсутствуют.
Указанная информация подтверждается скриншотами страниц сайтов в сети «Интернет» и актом осмотра сайтов.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсах указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних потребителей информационных услуг, наносит вред основам конституционного строя, нравственности, способствует совершению гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку информация, размещенная на названном сайте, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет»».
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).
Указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевой адрес: http://tаbaks.ru, на котором размещена информация, запрещенная к распространению, в едином реестре отсутствует.
Таким образом, поскольку распространение вышеуказанной указанной информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере информации, информационных технологий и защите информации, доступ к указателям страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевым адресам, где размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания для признания указанной выше информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на следующих указателях страниц сайтов и сетевого адреса: http://tаbaks.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для включения информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на следующих указателях страниц сайтов и сетевого адреса: http://tаbaks.ru в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья О.В. Алексеева