ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1437/2023 от 18.12.2023 Старорусского районного суда (Новгородская область)

УИД 53RS0016-01-2023-001426-65

Дело № 2а-1437/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старая Русса 18 декабря 2023 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., при секретаре Васильевой А.В., с участием помощника Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области - Диесперовой А.В., представителя административного ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области по доверенности Попужаевой Т.Н., представителя заинтересованного лица директора ООО «Доверие» Бермана К.М., специалиста заместителя заведующего отделом муниципального контроля Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Ворончихина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску

Старорусского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия по организации детских площадок и обязании выполнить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л :

Старорусский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением и необходимыми документами о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - детских игровых площадок, расположенных по адресам: <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также на предмет наличия бесхозных детских игровых площадок на территории Старорусского муниципального района. По результатам проверки установлено, что на территории г. <адрес> имеются бесхозяйные детские игровые площадки, которые в реестре муниципального имущества не числятся, в состав общего имущества многоквартирных домов не входят, и постановка их на учёт не осуществлялась. Руководствуясь ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту закона № 323 - ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту закона № 124 - ФЗ), приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», действующего с 01 января 2017 года (далее Порядок), ст.ст. 35, 39, 124-125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор полагал, что в целях обеспечения безопасности детей и надлежащего технического состояния оборудования должно осуществляться техническое обслуживание детских площадок. Поскольку собственника у данных игровых площадок не имеется, возникает угроза причинения детям вреда жизни и здоровью. Неисполнение Администрацией Старорусского муниципального района обязанности по постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона № 131-ФЗ, закона № 131-ФЗ) и ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Отсутствие собственника указанных детских игровых площадок влечет нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, обязанности по выполнению комплекса мероприятий по содержанию указанных детских игровых площадок в соответствии с положениями действующего законодательства. Просил: 1. Признать бездействие Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области по непринятию мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - детских игровых площадок, расположенных по адресам: <адрес> 2. Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением и необходимыми документами о принятии на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - детских игровых площадок, расположенных по адресам: <адрес>

Указанные выше требования прокурором были уточнены ДД.ММ.ГГГГ, где прокурор согласился с тем, что фактически детские игровые площадки, о которых идет речь в иске, являются движимым имуществом, а элементы игрового оборудования у <адрес> отсутствуют. Однако, в силу норм Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (ст.ст. 14 и 17.1 закона № 131-ФЗ), ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее по тексту Федерального закона № 248-ФЗ, закона № 248-ФЗ), учитывая Правила благоустройства территории муниципального образования город Старая Русса, принятые решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила благоустройства) просил: 1. Признать бесхозяйным имуществом следующее движимое имущество, а именно, элементы благоустройства, расположенные по адресам: <адрес>, состоящие из: 2 песочниц; 1 качели; 1 шведской стенки; 3 скамей; 1 горки, соединённой с турником; 1 оборудования для лазанья; <адрес>, состоящие из: 1 качели-карусели; 2 скамей со столом; 1 качели-балансира; <адрес>, состоящие из: 1 песочницы; 1 стенки для лазанья. 2. Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование на предмет соответствия Правилам благоустройства следующих элементов благоустройства: по адресу: <адрес>, состоящих из: 2 песочниц; 1 качели; 1 шведской стенки; 3 скамей; 1 горки, соединённой с турником; 1 оборудования для лазанья; по адресу: <адрес>, состоящих из: 1 качели-карусели; 2 скамей со столом; 1 качели-балансира; по адресу: <адрес>, состоящий из: 1 песочницы; 1 стенки для лазанья. (т.1 л.д. 184-187)

Определением Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена управляющая компания, обслуживающая многоквартирные дома (далее по тексту МКД) по указанным адресам - ООО «Доверие». (т.1 л.д. 44-45). Необходимость привлечения заинтересованного лица была обусловлена представленными договорами на управление МКД <адрес> (т.1 л.д. 95-106); состав общего имущества дома (т.1 л.д. 107-108); МКД <адрес> (т. 1 л.д. 109-120); состав общего имущества дома (т.1 л.д. 121-122); МКД <адрес> (т.1 л.д. 123-130); состав общего имущества дома (т.1 л.д. 131-132); <адрес> (т.1 л.д. 133- 144), состав общего имущества дома (т.1 л.д. 145-146).

Определением Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле для дачи заключения в порядке ч. 4 ст. 37 и ст. 50 КАС РФ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области и специалист Отдела контроля Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области относительно определения фактического расположения элементов благоустройства.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ прокурор представил измененные требования, где указал, что элементы благоустройства, расположенные по адресу г. <адрес> расположены также рядом <адрес> по <адрес> в г. <адрес> заявлены прокурором в другом административном иске, в связи с чем относительно элементов благоустройства, расположенных по адресу <адрес><адрес> прокурор требования в настоящем иске не поддержал. Просил в силу закона № 323 - ФЗ, закона № 124 - ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 248-ФЗ, п.п. 1.8 Правил благоустройства п. 3, 4.1.10 Правил благоустройства, ст. ст. 35, 39, 46, 124-125 КАС РФ, ст. 225 ГК РФ суд: 1. Признать движимое имущество: элементы благоустройства, расположенные по адресу: <адрес> элементы благоустройства, расположенные по адресу: <адрес> бесхозяйным имуществом. 2. Обязать Администрацию Старорусского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование в рамках муниципального контроля на предмет соответствия Правилам благоустройства следующих элементов благоустройства: элементы благоустройства, расположенные по адресу: <адрес>; элементы благоустройства, расположенные по адресу: <адрес>

В судебном заседании прокурор Диесперова А.В. иск в оставшейся его части поддержала по изложенным в нем основаниям. Указав, что элементы благоустройства, расположенные по адресам: <адрес> находятся на землях неразграниченной государственной собственности, сведения о формировании расположенных под элементами благоустройства земельных участков и их постановки на кадастровый учет отсутствуют, что исключает отнесение такого земельного участка к общему имуществу собственников многоквартирного дома, поскольку факт отсутствия или наличия государственного кадастрового учета земельного участка имеет значение для определения собственника земельного участка. Кроме того, указала, что в судебных заседаниях установлено, что на балансе управляющей компании, а также в муниципальной собственности администрации района спорные элементы благоустройства не числятся, а следовательно, являются бесхозяйными, то есть не имеют собственника. В части доводов относительно заявленных требований о проведении обследования элементов благоустройства на предмет соответствия Правилам благоустройства следует пояснить, что в силу Правил благоустройства, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона о местном самоуправлении организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ (О государственном и муниципальном контроле). В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о контроле порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования. В силу ст. 6 Федерального закона № 248-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся, в том числе, организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования. Решением Совета депутатов города Старая Русса от 22.09.2021 № 204 утверждены Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Старая Русса. Пунктом 3 вышеуказанного Положения установлено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется Администрацией муниципального района в лице отдела контроля Администрации района. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 248-ФЗ к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона. Отделом контроля Администрации Старорусского муниципального района проведены выездные обследования детских игровых элементов, расположенных по адресам: <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ составлены акты выездного обследования и . Вместе с тем, полагает, что в настоящее время обследование проведено не в надлежащем виде, так как погодные условия не позволяют в полной мере обследовать спорные элементы на предмет соответствия Правилам благоустройства, что подтверждается пояснениями заместителя заведующего отделом контроля специалистом Ворончихиным Д.А., данными им в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд признать бездействие по контролю за состоянием элементов благоустройства незаконным. Учитывая, что бездействие администрации нарушает конституционные права граждан, а заявленные требования направлены на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, согласно ст. ст. 15, 38 Конституции РФ, ст. 4 закона № 124-ФЗ и соблюдения законных интересов неопределенного круга детей, и их родителей, в силу ч. 1 ст. 7 закона № 323-ФЗ просила удовлетворить измененные требования прокурора.

Представитель административного ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области по доверенности Попужаева Т.Н. иск не признала и просила в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что все спорные элементы благоустройства не являются бесхозяйными. Они устанавливались в разное время предприятиями города и жителями МКД во дворах которых они и находятся. По правилам благоустройства, если элементы благоустройства расположены в придомовой территории (на расстоянии 15 метров от стены дома), даже если придомовая территория не сформирована, они должны обслуживаться собственниками дома или управляющей организацией, заключившей договор с этими собственниками на управление домом. В судебном заседании представитель управляющей компании подтвердил, что все спорные элементы благоустройства понятиям детских или спортивных площадок, как таковых, не соответствуют, но обслуживаются (красятся, ремонтируются и демонтируются в случае выхода из строя) добровольно управляющей организацией, хотя к общему имуществу дома официально не относятся, но используются как жильцами МКД, так иными жителями города. Учитывая изложенное полагает, что спорные элементы благоустройства бесхозяйными не являются. Каких-либо норм закона, обязывающих Администрацию поставить спорные элементы благоустройства на учет как муниципальное имущество прокурором не названо и в силу ст. 225 ГК РФ она полагает, что прокурор с таким требованием обратиться не может, а потому и первое из заявленных требований удовлетворению не подлежит. В части второго из заявленных требований, то есть обязанности проведения обследования считает, что таковое уже проведено по заданию суда специалистом отдела контроля Администрации. В дальнейшем, полагает, что проведение такого обследования возможно только в случае наличия возможности привлечения собственников элементов к ответственности. У Администрации разрешения на установку данных элементов не спрашивались, и администрация в их установке участия не принимала. Полагает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, так как фактически прокурором проверка не проводилась. Рассматриваемые объекты являются малыми архитектурными формами или элементами благоустройства, но не детскими площадками, так как они не соответствуют определению, данному в п. 6 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21, где указано, что детская игровая площадка представляет собой специально оборудованную территорию, предназначенную для игры детей, включающую в себя соответствующие оборудование и покрытие. В силу п. 1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования город Старая Русса, утверждённых решением Совета депутатов города Старая Русса от 27 июля 2022 года № 270 (далее по тексту Правила благоустройства) спорные сооружения, о которых идет в иске речь, являются элементами благоустройства или малыми архитектурными формами. Указанные объекты в силу ст. 130 ГК РФ не являются объектами недвижимости, а потому обязательной государственной регистрации не подлежат. В соответствии с требованиями ст. ст. 225, 226 ГК РФ, ст.ст. 262, 292, 293 ГПК РФ другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными, то есть прокурор с таким иском обратиться в суд не может. Кроме того, сами требования сформулированы явно не в соответствии с действующими нормами права.

Представитель заинтересованного лица ООО «Доверие», директор Берман К.М. в судебном заседании с иском прокурора не согласился, пояснил, что действительно техническое обслуживание, ремонт и в случае необходимости снос таких элементов благоустройства или малых архитектурных форм (в случае их выхода из строя и невозможности восстановления) управляющая компания осуществляет собственными силами, без взимания какой-либо дополнительной оплаты с собственников МКД. ТСЖ в указанных домах нет, и действительно, все спорные объекты установлены двадцать и более лет назад, но в перечень общего имущества домов элементы благоустройства не входят. Понятиям детских или спортивных площадок, данным в нормативных документах, эти элементы (объекты) не соответствуют, так как не имеют какого-либо покрытия, ограждений, сертифицированного оборудования. Постановлением Правительства им как управляющей компании рекомендовано иметь у МКД малые архитектурные формы, в том числе для игр и физического развития детей, однако эти нормы носят рекомендательный характер. Полагает, что стоимость нового, сертифицированного оборудования и его техническое обслуживание должна (в случае приобретения такого оборудования) существенно отразиться на квартплате собственников МКД. На его взгляд, собственники МКД не будут заинтересованы в сносе спорных объектов. В тех домах, где земельные участки уже сформированы, в марте 2023 года Отделом контроля Администрации им как управляющей организации вносились письменные официальные предостережения и предписания о текущем ремонте элементов благоустройства, и все они были ООО «Доверие» выполнены добровольно.

Привлеченный в качестве специалиста, заместитель отдела контроля администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, кадастровый инженер Ворончихин Д.А. в судебном заседании пояснил, что муниципальный контроль осуществляется в виде земельного, жилищного контроля и контроля на соответствие с Правилами благоустройства. Однако, фактически в плановые проверки по контролю входят только элементы благоустройства, расположенные на сформированных МКД земельных участках, то есть там где конкретной управляющей компании возможно выписать предписание (предостережение) об устранении недостатков. По остальным собственниками элементов благоустройства, в том числе и спорных, являются собственники жилых помещений МКД, расположенных поблизости и фактически такие предписания выписывать невозможно, так как в большей части это пятиэтажные, многоподъездные дома. По заданию суда им были обследованы элементы благоустройства, расположенные по указанным адресам. Он, как кадастровый инженер, с применением поверенного в надлежащем порядке прибора, произвел замеры, в результате которых установил, что ближайшие из элементов благоустройства расположены возле обоих домов, по оставшимся в требованиях адресам ближе 15 метров от стены дома, то есть на придомовой территории. Замеры производились до ближайшего и самого дальнего от дома элементов, а не до каждого, так как элементов много и их осмотру мешали погодные условия - выпало много снега. Он назвал совокупность элементов детскими площадками, но в целом это малые архитектурные формы в понятиях действующих Правил благоустройства, так как специального покрытия или подсыпки там нет, сами объекты не огорожены. При этом, дальние из элементов располагались на придомовой территории расположенных рядом соседних домов, но этот факт им не фиксировался. В целом, снег у элементов благоустройства почищен не был, но они были визуально в исправном состоянии и покрашены. В связи с тем, что снег не почищен, он написал, что элементы содержатся с нарушениями Правил, так как он должен сметаться. По его мнению, это спорное имущество недвижимым также как и бесхозяйным не является.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Представила отзыв на иск прокурора, из которого следует, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. То есть, недвижимой объект является либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. Кроме того, к объектам недвижимости нельзя отнести объекты, которые не являются самостоятельными, а считаются лишь частью другого объекта недвижимости - земельного участка или здания. Исходя из норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения об объектах, которые отвечают признакам объекта недвижимости, изложенным в норме ст. 130 ГК РФ. Поскольку вышеуказанные объекты можно отнести к объектам благоустройства, а не к объектам недвижимости, то их наличие в ЕГРН не подразумевается нормами Закона №218-ФЗ, а соответственно данные объекты не подлежат государственному кадастровому учету с присвоением кадастровых номеров. В соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Новгородской области, которое утверждено Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.04.2023 № П/0117 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации», Управление является территориальным органом исполнительной власти, который осуществляет, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними государственному кадастровому учету. Соответственно, определение фактического расположения объектов (элементов благоустройства) с указание координат характерных точек границ в рамках заявленных административных исковых требований в полномочия Управления не входят. Управление также не располагает информацией о расположении объектов благоустройства на местности равно как и информацией о кадастровых номерах земельных участков, на которых расположены последние, в том числе поскольку объекты благоустройства не подлежат постановке на государственный кадастровый учет. ( т.1 л.д. 224-229)

Суд, руководствуясь частью 2 статьи 150 КАС РФ, посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (закона № 323-ФЗ) государство признаёт охрану здоровья детей, как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Часть 2 ст. 7 данного закона № 323-ФЗ предусматривает, что дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (закона № 124-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей; по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.

В силу п. 14-15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закона № 131-ФЗ ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Действительно, в соответствии со ст. 50 закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно пунктам 28-29 ч. 1 ст. 5 Устава Старорусского муниципального района, принятого решением Думы Старорусского муниципального района от 28 февраля 2006 года № 37 к вопросам местного значения Старорусского муниципального района относятся обеспечение условий для развития на территории Старорусского муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Старорусского муниципального района; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодёжью.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 44 Устава в собственности Старорусского муниципального района может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, к которому относится в том числе имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время.

1. Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области сначала как недвижимое имущество, затем как движимое имущество: элементы благоустройства, расположенные по адресу <адрес> признать бесхозяйным имуществом.

В то же время, пункт 1 ст. 130 ГК РФ предусматривает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Исходя из приведенных положений вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 ГК РФ»).

Кроме того, исходя из сложившейся судебной практики к объектам недвижимости нельзя отнести объекты, которые не являются самостоятельными. Они считаются лишь частью другого объекта недвижимости - земельного участка или здания, например: забор (ограждение) (Позицию ВС РФ, ВАС РФ, АС округов); автостоянка (Позицию АС округов); спортивная площадка (Позицию ВАС РФ, АС округов); рекламные конструкции (Позицию ВАС РФ, АС округов).

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, к объектам недвижимости также не относятся следующие объекты: футбольное поле не является самостоятельной недвижимой вещью, а представляет собой неотъемлемую составную часть земельного участка (позиция ВАС РФ); мелиоративные системы не являются самостоятельным объектом недвижимости, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка (позиция ВС РФ, ВАС РФ); часть земельного участка не признается самостоятельным объектом недвижимости (позиция ВАС РФ); замощение является частью земельного участка и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью, отличной от сооружения или объекта незавершенного строительства (позиция ВС РФ). Таким образом, для отнесения того или иного объекта к объекту недвижимости необходимо его соотнести с признаками объекта недвижимости, изложенными в ст. 130 ГК РФ. Соответственно, к движимому имуществу могут быть отнесены объекты которые не отвечают признакам объекта недвижимости исходя из нормы ст. 130 ГК РФ.

Исходя из изложенного, судом установлено, что спорные объекты - качели, песочницы, скамейки и т.п., установленные возле МКД объектами недвижимости не являются, и согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) их наличие в ЕГРН не подразумевается, а соответственно данные объекты не подлежат государственному кадастровому учету с присвоением кадастровых номеров. В связи с чем, суду истцом не предоставлена информация об их кадастровых номерах, в том числе поскольку объекты благоустройства не подлежат постановке на государственный кадастровый учет.

Кроме того, согласно п. 6 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года № 21 детская игровая площадка представляет собой специально оборудованную территорию, предназначенную для игры детей, включающую в себя соответствующие оборудование и покрытие.

Решением Совета депутатов города Старая Русса от 27 июля 2022 года № 270 в целях обеспечения чистоты и порядка, создания благоприятных условий жизни населения, усиления контроля за санитарным содержанием территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса в соответствии с нормами Федерального закона № 131-ФЗ и Уставом муниципального образования город Старая Русса, утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса» (далее по тексту Правила). Тем же решением признаны недействующими «Правила благоустройства города Старая Русса» ранее принятые решением Совета депутатов города Старая Русса от 27 ноября 2012 года № 144, с последующими изменениями. ( т.1 л.д. 202-223)

Согласно разделу 11 Правил «Размещение и содержание детских, игровых и спортивных площадок» детские и спортивные площадки размещаются с учетом определенных условий (п. 11.1 Правил). Такие площадки должны: иметь планировку поверхности с засыпкой песком неровностей в летнее время; регулярно подметаться; очищаться от снега в зимнее время; содержаться в надлежащем техническом состоянии, быть покрашены.(п. 11.2 Правил) Окраску ограждений и строений на детских и спортивных площадках следует производить не реже одного раза в год. Ответственность за содержание детских и спортивных площадок и обеспечение безопасности на них возлагаются на собственников площадок, если иное не предусмотрено законом или договором. (п. 11.3 Правил) Игровое оборудование должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным ( п. 11.4 Правил).

Детские игровые площадки должны быть изолированы зелёными насаждениями или иными травмобезопасными ограждениями от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых и прочих стоянок автомобилей, контейнерных площадок. Размещение детских игровых площадок следует предусматривать на расстоянии не менее: 12 м от окон жилых и общественных зданий до границ игровых площадок для детей разных возрастных групп; 10-40 м (в зависимости от шумовых характеристик) от окон жилых и общественных зданий до границ спортивно-игровых комплексов и специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках, коньках; 20 м. от мест (площадок накопления ТКО) до границ детских площадок. Детские и спортивные площадки запрещено размещать в границах санитарно-защитных зон. ( п. п.11.7;11.10 Правил).

Таким образом, как следует из приведенных норм, субъектного состава и внешнего вида, времени установки и технического состояния, насколько его можно определить визуально, спорные элементы благоустройства не соответствуют понятию «детские (спортивные) игровые площадки».

В то же время, указанными Правилами установлено понятие малых архитектурных форм, к которым в том числе относятся: лестницы, оборудование (устройства) для игр детей и отдыха взрослого населения (абзац 10 п. 1.3 Правил благоустройства). А также понятие «объекты благоустройства городской среды- это стационарные или передвижные (мобильные) сооружения, устройства, оборудование и «Элементы благоустройства территории» - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства (последний абзац п. 1.3 Правил).

В соответствии с п. 10.4 Правил содержание элементов благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, мемориалов, осуществляют физические и (или) юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, владеющие соответствующими элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Исходя из анализа приведенных норм законодательных и локальных актов, из представленных фототаблиц объектов (т. 1 л. д. 159-165), актов их осмотров (т.1 л.д. 234-250; т.2 л.д. 1-10) суд установил, что спорные объекты являются малыми архитектурными формами или элементами благоустройства, так как установлены жителями МКД самостоятельно без согласования с Администрацией муниципального района или г.Старая Руса, без учета каких-либо требований ныне действующих нормативов, задолго до принятия Правил благоустройства 2012 года, то есть, не менее чем 20-30 лет тому назад.

В то же время, в ходе рассмотрения настоящего дела, фактически прокурором не доказано, что спорное имущество является бесхозяйным.

Так согласно всем актам осмотров элементы благоустройства находятся фактически на придомовой территории МКД, обслуживаются управляющими компаниями, устанавливались жителями МКД самостоятельно или предприятиями-шефами, без согласования с Администрацией Старорусского муниципального района или г.Старая Руса.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).

Правилами благоустройства установлено понятие территории многоквартирного дома, это земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иными, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объектами, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта и указаны в выписке из Единого государственного реестра недвижимости или техническом плане многоквартирного дома (п. 1.3 Правил).

В том же пункте указано, что дворовая территория - это сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нём лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Новгородской области.

В соответствии с п. 20.2 (абзац 8) Правил благоустройства территории муниципального образования город Старая Русса, (раздела 20 «Содержание прилегающих территорий») границы прилегающей территории (в случае, если земельный участок не сформирован) определяются для многоквартирных домов - на расстоянии 15 метров.

В случае пересечения прилегающей территории с линейным объектом (линией электропередачи, линией связи, в том числе линейно-кабельным сооружением, трубопроводом, автомобильной дорогой, железнодорожной линией и другими подобными сооружениями), размер прилегающей территории определяется до пересечения с выделенным для линейного объекта земельным участком, охранной зоной, ограждением, дорожным и (или) тротуарным бордюром, дороги, проезды и другие объекты транспортной инфраструктуры, а также парки, скверы, бульвары, береговые полосы, а также иные территории, содержание которых является обязанностью правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 20.3; 20.4 Правил). При пересечении двух и более прилегающих территорий границы прилегающей территории определяются пропорционально общей площади зданий, строений, сооружений и образованных земельных участков, к которым устанавливается прилегающая территория ( п. 20.5 Правил).

В отношении каждого здания, строения, сооружения, земельного участка границы прилегающей территории устанавливаются с учетом требований п. 20.6 настоящих Правил.

Согласно сообщению ООО «Доверие» от 18 мая 2023 года № 3018 детские игровые площадки, расположенные по адресам <адрес>, г. <адрес> в состав общего имущества многоквартирных домов не входят. Однако, управляющей организацией в планы работ по текущему ремонту многоквартирных домов включается окраска и ремонт указанных игровых площадок. Не поддающиеся ремонту элементы своевременно демонтируются. На часть игрового оборудования имеются соответствующие сертификаты. (т.1 л.д. 8 )

Из сообщения Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 14 августа 2023 года № М21-6383-И следует, что детские площадки, расположенные по адресам <адрес>, г. <адрес> в реестре муниципального имущества не числятся, иная информация о постановке их на какой-либо учёт отсутствует. (т.1 л.д. 12)

Разрешения на их установку, когда - либо администрацией не выдавались.

Согласно копии договора № 25 управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в состав общего имущества входят детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. (т.1 л.д. 121-122)

Согласно копии договора по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ в состав общего имущества входят детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. (т.1 л.д..123-130; 131-132)

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет местоположение: <адрес> Граница земельного участка не установлена, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Вид разрешённого использования: под жилыми зданиями. (т.1 л.д. 154)

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером имеет адрес: <адрес>. Граница земельного участка не установлена, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Вид разрешённого использования: под жилую застройку. (т.1 л.д. 155)

Из акта выездного обследования, произведенного заместителем заведующего отделом контроля Администрации Старорусского муниципального района Ворончихиным Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером с декларированной площадью 678 кв.м., категории земель - земли населённых пунктов; вид разрешённого использования - под жилыми зданиями, расположен многоквартирный <адрес> игровые элементы: 4 скамьи, 1 качель-балансир, 1 песочница, 1 стол с двумя скамейками. В результате проведённых мероприятий рулеткой измерительной металлической <данные изъяты> инв. (поверка проведена 30 марта 2023 года ФБУГ «Государственный регистрационный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес> и <адрес> (ФБУ «Тест-С-Петербург»)) установлено, что расстояние от многоквартирного <адрес> до ближайшего элемента составляет - 12,4 м; расстояние от многоквартирного <адрес> до дальнего элемента составляет - 21,2 м; общая площадь занимаемая элементами составляет 231,44 кв. м. При визуальном осмотре игровых элементов обнаружено наличие ненадлежащего технического состояния (не разметен снег), что является нарушением п. 11.2 Правил благоустройства территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса, утверждённых решением Совета депутатов города Старая Русса от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.234-242)

Из акта выездного обследования произведенного заместителем заведующего отделом контроля Администрации Старорусского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с восточной стороны от многоквартирного <адрес>, <адрес>, на землях неразграниченной государственной собственности расположены следующие детские игровые элементы: 1 комплекс для лазанья, 1 песочница, 4 скамьи, 1 стол с двумя скамейками, 1 тройной турник с горкой, 1 качель, 1 шведская стенка. Многоквартирный <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером с декларированной площадью <данные изъяты>м., категории земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - под жилую застройку. В результате проведённых мероприятий рулеткой измерительной металлической Fisco TR 30/5 инв. (поверка проведена ДД.ММ.ГГГГ ФБУГ «Государственный регистрационный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <адрес> и <адрес> (ФБУ «Тест-С-Петербург»)) установлено, что расстояние от многоквартирного <адрес> до ближайшего элемента составляет - 12,6 м; расстояние от многоквартирного <адрес> до дальнего элемента составляет - 31,4 м. При визуальном осмотре игровых элементов обнаружено наличие ненадлежащего технического состояния (не разметен снег), что является нарушением п. 11.2 Правил благоустройства территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса, утверждённых решением Совета депутатов города Старая Русса от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д. 243-250; т.2 л.д. 1-10)

Таким образом, суду не представлено доказательств того, что спорные объекты находятся за пределами прилегающих территорий расположенных рядом с ними МКД, в то время как напротив, актами осмотров специалиста отдела контроля Администрации Старорусского муниципального района подтверждается, что объекты благоустройства или малые архитектурные формы находятся на территориях, прилегающих к домам по <адрес>.

При этом, суд учитывает, что не опровергнуты утверждения представителя ответчика о том, что все спорные объекты не являются бесхозяйными, напротив, как пояснили представитель ООО «Доверие» Берман К.М. и допрошенный в судебном заседании специалист Ворончихин Д.А. все осмотренные архитектурные формы покрашены, обслуживаются специалистами управляющей компании. Более того, как указано в перечнях, в состав общего имущества обоих МКД по указанным адресам входят детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен каждый из многоквартирных домов. Доказательств того, что в перечнях имущества речь идет об иных детских площадках, а не о спорных объектах, суду не предоставлено. (т.1 л.д. 121-122; 131-132)

Исходя из смысла ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Статьей 226 ГК РФ предусмотрено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1). Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2).

Главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) предусмотрена процедура признания движимой вещи бесхозяйной. В частности, дела о признании движимой вещи бесхозяйной подлежат рассмотрению в порядке особого производства (п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Согласно части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

То есть, порядок признания движимой вещи бесхозяйной прописан в определенном процессуальном виде и предусматривает два аспекта: 1. необходимость обращения с таким иском именно лица, которое предполагает оформление вещи в собственность; 2. стоимость указанной вещи должна быть более 3 000 рублей.

По обоим аспектам прокурором каких-либо доказательств и документов суду не предоставлено, более того, настоящий иск заявлен в ином процессуальном порядке, что в свою очередь не является препятствием к его рассмотрению при соблюдении ранее указанных условий: добровольного волеизъявления потенциального собственника и стоимости каждого сооружения более 3 000 рублей, что в отношении спорных объектов явно может быть и ниже, исходя из качества изготовления и срока эксплуатации каждого из объектов. Оценка объектов суду прокурором не представлена.

Кроме того, документов подтверждающих необходимость, а равно требующих обязательного производства какой-либо регистрации спорного имущества - малых архитектурных форм (элементов благоустройства) как движимого имущества, суду истцом также не предоставлено.

В соответствии с п. 3.5.11. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года, за № 170 ( далее по тексту Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) территория каждого домовладения, как правило, должна иметь в том числе: площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями. Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда и относятся к обязанностям управляющей компании, обслуживающей многоквартирные дома.

Учитывая изложенное, в указанной части, а именно по п.1 заявленного иска о признании спорных элементов благоустройства по обоим из оставшихся адресов бесхозяйными - настоящий иск удовлетворению не подлежит.

2. В части требований обязать Администрацию Старорусского муниципального района в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование в рамках муниципального контроля на предмет соответствия Правилам благоустройства территории муниципального образования городское поселение город Старая Русса, утвержденным Решением Совета депутатов города Старая Русса от ДД.ММ.ГГГГ элементов благоустройства, расположенных по адресу: <адрес>, г<адрес>; а также элементов благоустройства, расположенных по адресу: <адрес> суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям:

В силу действующего законодательства и Правил благоустройства, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Закона № 131-ФЗ организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ (О государственном и муниципальном контроле). Пункт 4 ч. 2 ст. 3 указанного закона предусматривает порядок организации и осуществления муниципального контроля, который устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 248-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся, в том числе, организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования.

Во исполнение норм закона, решением Совета депутатов города Старая Русса 22.09.2021 № 204 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования город Старая Русса. Пунктом 3 вышеуказанного Положения установлено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется Администрацией муниципального района в лице отдела контроля Администрации района. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона № 248-ФЗ к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.

Отделом контроля Администрации Старорусского муниципального района, в рамках настоящего дела по поручению суда были проведены выездные обследования детских игровых элементов, расположенных по адресам: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлены акты выездного обследования и . Вместе с тем, следует признать, что обследование проведено не в полном объеме, так как погодные условия не позволили тщательно обследовать покрытие территорий, где расположены эти малые архитектурные формы, оценить их соответствие предъявляемым к ним требованиям, что подтверждается пояснениями заместителя заведующего Отделом контроля, специалиста Ворончихина Д.А., данными им в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что заявленные требования направлены на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, согласно ст. ст. 15, 38 Конституции РФ, ст. 4 закона № 124 ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», на соблюдение законных интересов неопределенного круга детей, и их родителей, в силу ч. 1 т. 7 закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с указанным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исходя из анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения настоящего административного иска в указанной части. Срок исполнения требования суд полагает необходимым установить, учитывая погодные условия (зима), не позднее 06 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области удовлетворить частично:

Признать бездействие по контролю за состоянием элементов благоустройства незаконным и обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в срок не позднее 06 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести обследование на предмет соответствия Правилам благоустройства элементов благоустройства, расположенных по адресу: <адрес>, а также элементов благоустройства, расположенных по адресу<адрес>

В части удовлетворения иска Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании движимого имущества: элементов благоустройства, расположенных по адресу <адрес> и по адресу <адрес>, г<адрес><адрес> бесхозяйным имуществом - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения 22 декабря 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.

Судья Н.В. Семенова