Дело № 2а-1437/21 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 марта 2021 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой, при секретаре К.М. Деньгине, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным постановления от 01.10.2020 года У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратился с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным постановления от 01.10.2020 года, указав, что решением Железнодорожного районного суда от 15.01.2020 по делу № 2-28/2020 постановлено: в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» к ФИО1 о расторжении договора технологического присоединения к сети газораспределения индивидуального жилого дома отказать в полном объёме, исковые требования по встречному иску ФИО1 к ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» об исполнении условий договора технологического присоединения удовлетворить в полном объёме. Судебный Акт вступил в законную силу 26.05.2020 года. На основании его заявления в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области (далее - ОСП по Ленинскому району) 19.06.2020 возбуждено исполнительное производство (№-ИП) и установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения решения суда. 21.07.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 ввиду неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора и новое требование об исполнения решения суда в 5-дневный срок. 02.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 в связи с неисполнения требования от 21.07.2020 на основании ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ вынесено Постановление о назначении нового срока. 30.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 в связи с неисполнения требования от 02.09.2020 ст. 105 № 229-ФЗ вынено Постановление о назначении нового срока исполнения. 01.10.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 срок исполнения требований исполнительного документа, установленный постановлениями от 21.07.2020, 02.09.2020, 30.09.2020 продлён, и установлен в течение 20 рабочих дней рабочих дней начиная с даты вступления в законную силу Судебного Акта по делу по административному исковому заявлению ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» об оспаривании Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения. Вместе с тем, единственным условием применения данной статьи является обращение взыскателя или должника с заявлением о продлении срока исполнения, ранее установленного Постановлением судебного пристава-исполнителя. В материалах исполнительного производства отсутствует заявление Должника или взыскателя о продлении срока; обжалуемым Постановлением от 01.10.2020 ФИО2 продляет уже истекшие к 01.10.2020 сроки исполнения, назначенные Постановлениями от 21.07.2020, 02.09.2020; Срок исполнения требования СПИ об исполнения Решения суда, установленный Постановлением от 01.10.2020 поставлен в зависимость от не наступившего события, дата наступления которого не ясна. Длительное неисполнение подлежащего исполнению судебного решения, вынесенного в пользу заявителя, нарушает саму сущность его права на доступ к правосудию... нарушает его право на эффективное средство правовой защиты. Продляя сроки, установленные Постановлениями от 21.07.2020 и от 02.09.2020 судебный пристав-исполнитель ФИО2 фактически освобождает должника от административной ответственности, предусмотренной ст. 17.15. КоАП РФ за ранее не исполненные Должником требования от 21.07.2020 и от 02.09.2020, что не способствует осознанию Должником недопустимости нарушения срока исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, т.е. не способствует своевременному исполнения судебного решения. Таким образом, по мнению административного истца, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 постановление от 01.10.2020 не основано на законе и нарушает его права, в связи с чем подлежит отмене. Просил суд признать Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 от 01.10.2020 года о продлении срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа. В судебном заседании административный истец административный иск поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, считает срок на обжалование постановления не пропущен, в случае, если суд признает данный срок пропущенным, просил его восстановить. Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно материалам исполнительного производства 18.06.2020 в отделение судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска поступил исполнительный документ № ФС № от 18.06.2020, выданный Железнодорожным районным судом г. Ульяновска. Предмет исполнения: обязать ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выполнить обязательства, предусмотренные договором о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения №-ТП от 17.01.2018 г. По вышеуказанному исполнительному документу в соответствии со ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ФИО2 возбуждено исполнительное производство № от 19.06.2020, 26.06.2020 вынесено Постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. 21.07.2020 в рамках исполнительного производства вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, согласно которому должнику — ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выставлено требование исполнить решение суда — в течении 5 рабочих дней с момента получения вышеуказанного постановления. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления вышеуказанная корреспонденция вручена должнику — организации 27.07.2020. Не согласившись с вышеуказанным постановлением №, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обратилось в суд с административным исковым заявлением о его оспаривании (в рамках дела № 2а-3905/2020). 02.09.2020 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения № и требование об исполнении решения суда, в соответствии с которым должнику — организации установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа — в течении десяти рабочих дней с момента получения указанного требования. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления вышеуказанная корреспонденция вручена должнику организации 22.09.2020. В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановлением опродлении срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа от 01.10.2020 срок для исполнения требований исполнительного документа, установленный постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 21.07.2020 №, постановлением о назначении нового срока исполнения от 02.09.2020 № продлен, установив его в течение 20 (двадцати) рабочих дней, начиная со дня вступления в законную силу судебного акта по делу по административному исковому заявлению ООО "Газпром газораспределение Ульяновск" об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения. Как следует из административного искового заявления, ФИО1 узнал о вынесении постановления от 01.10.2020 о продлении срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа 13.10.2020, непосредственно ознакомившись с материалами исполнительного производства. Считает, что административным истцом пропущен срок на обжалование вышеуказанного Постановления, просил в удовлетворения административного иска отказать. Так же дополнил, что в настоящее время вышеуказанное исполнительное производство согласно постановлению о передаче исполнительного производства в другое ОСП от 02.11.2020 в соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» передано в ОСП Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску. Представитель административного ответчика УФССП по Ульяновской области ФИО3 с административным иском не согласился, суду дал пояснения, аналогичные доводам ФИО2. Представитель заинтересованного лица, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, материалы административного дела № 2а-4613/20, суд пришел к следующему. Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Основными задачами исполнительного производства признаются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов. Конечной целью правильного и своевременного исполнения является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Обеспечение исполнения судебных решений является неотъемлемой частью фундаментального права человека на справедливое судопроизводство в приемлемые сроки, гарантированного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и важным компонентом в адекватном функционировании судебной системы в правовом государстве. Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций ( ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы возлагается принудительное исполнение судебных актов. Пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека каждому гарантирует право на своевременное исполнение судебного постановления. Согласно позиции Европейского Суда по правам человека длительное неисполнение подлежащего исполнению судебного решения, вынесенного в пользу заявителя, нарушает саму сущность его права на доступ к правосудию, препятствует ему в получении денежных средств, являющихся его "имуществом" по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, которые он разумно ожидает получить, нарушает его право на эффективное средство правовой защиты. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года за №229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. В силу статей 2 и 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В судебном заседании установлено, что 18.06.2020 в отдел судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска поступил исполнительный документ № ФС № от 18.06.2020, выданный Железнодорожным районным судом г. Ульяновска. Предмет исполнения: обязать ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выполнить обязательства, предусмотренные договором о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения №-ТП от 17.01.2018 г., судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2 возбуждено исполнительное производство № от 19.06.2020. 26.06.2020 вынесено Постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. 21.07.2020 в рамках исполнительного производства вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, согласно которому должнику — ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выставлено требование исполнить решение суда — в течении 5 рабочих дней с момента получения вышеуказанного постановления. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления вышеуказанная корреспонденция вручена должнику — организации 27.07.2020. 19.08.2020 года ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным требования и постановления о взыскании исполнительского сбора, в котором просил признать недействительными постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 21.07.2020 № о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и требование от 21.07.2020 №. Определением Ленинского районного суда от 25.09.2020 года постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об оспаривании требования и постановления о взыскании исполнительского сбора оставить без рассмотрения. 02.09.2020 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения № и требование об исполнении решения суда, в соответствии с которым должнику — организации установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа — в течении десяти рабочих дней с момента получения указанного требования. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления вышеуказанная корреспонденция вручена должнику организации 22.09.2020. 01.10.2020 судебным приставом-исполнителем ФИО2 срок исполнения требований исполнительного документа, установленный Постановлениями от 21.07.2020, 02.09.2020, 30.09.2020 продлён, и установлен в течение 20 рабочих дней рабочих дней начиная с даты вступления в законную силу Судебного Акта по делу по административному исковому заявлению ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» об оспаривании Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения. Административные ответчики указывают на пропуск административным истцом срока на обжалование данного постановления. Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 122 Закона об исполнительном производстве). В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Из содержания ст. 122 Закона об исполнительном производстве следует, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Как следует из материалов административного дела № 2а-4613/2020, ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконными бездействий. В ходе рассмотрения данного административного дела судом, ФИО1 23.10.2020 года было заявлено ходатайство об изменении оснований и предмета административного иска, в котором он просил признать Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП по Ульяновской области ФИО2 от 01.10.2020 года о продлении срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа, данные требования не были приняты к производству суда, с чем ФИО1 не согласился и изложил свои доводы по данному вопросу в апелляционной жалобе на принятое судом по итогам рассмотрения административного дела № 2а-4613/2020 решение. Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами ФИО1, изложив свою позицию в апелляционном определении от 02.03.2020 года. Согласно протоколу об отправке ФИО1 административного иска через электронный документооборот с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи данное административное исковое заявление поступило в суд 02.03.2021 года, то есть в день рассмотрения предыдущего дела судом апелляционной инстанции, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения в суд. Вместе с тем, судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление. Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.). 02.11.2020 года исполнительное производство на основании постановления о передаче исполнительного производства в другое ОСП от 02.11.2020 в соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» передано в ОСП Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску. 06.11.2020 исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожному району г. Ульяновска и г. Новоульяновску ФИО4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Следовательно, признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. Вопреки положениям статей 62 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено исчерпывающих и бесспорных доказательств наличия нарушений его прав со стороны административного ответчика. Таким образом, правовые и фактические основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. Руководствуясь ст. ст. 218 - 228 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным постановления от 01.10.2020 года о продлении срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Т.Л. Грачева |