ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1438/20 от 17.08.2020 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2020-002385-90 Дело № 2а-1426/2020 (объед. с № 2а-1438/2020, 2а-1439/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2020 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Орловой Ю.Н., помощнике судьи Черчинской М.О.,

с участием прокурора Цицилиной О.А.,

административного истца Харисова К.Н. и его представителя Васильева Н.Е.,

представителя административного ответчика Тамонина Ю.Г.,

заинтересованных лиц Смышляева В.Л., Синькова П.В., Григорьева Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным исковым заявлениям Харисова Константина Нурфаязовича к Территориальной избирательной комиссии г.Черногорска об отмене постановлений о регистрации Смышляева Владимира Леонидовича, Григорьева Евгения Ивановича, Синькова Петра Васильевича кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск,

У С Т А Н О В И Л:

Харисов К.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, просил признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/635-4 «О регистрации Смышляева В.Л. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого Избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая России в Республике Хакасия».

Требования мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск. Оспариваемое постановление принято административным ответчиком с существенным нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), а также Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (далее – Закон РХ № 65-ЗРХ). В частности, кандидатом Смышляевым В.Л. не были представлены в избирательную комиссию: заявление о согласии баллотироваться с приложением предусмотренных законодательством документов, отвечающее требованиям к форме и содержанию, предусмотренным ч. 2, 2(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ и п. 2, 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за последние три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, отвечающих по форме и содержанию требованиям, установленным Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее – Указ Президента РФ от 06.06.2013 № 546), ч. 3 (1) ст. 2 Закона РХ № 65-ЗРХ, п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ; сведения о размере и источниках доходов, оформленных в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ, п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ. Представленные Смышляевым В.Л. подписные листы имеют нарушения в отношении объема сведений о кандидате, установленных ч. 7 ст. 27 Закона РХ № 65-ЗРХ, п. 9 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Ссылаясь на положения п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, полагал, что указанные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/635-4 является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того, Харисов К.Н. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, просил признать незаконными и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/637-4 «О регистрации Григорьева Е.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения», постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/636-4 «О регистрации Синькова П.В. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения» по основаниям, аналогичным вышеизложенным.

Определениями суда от 17.08.2020 на основании ч. 1 ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) указанные административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия.

В судебном заседании административный истец Харисов К.Н. и его представитель Васильев Н.Е. требования поддержали по вышеизложенным основаниям.

Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска Тамонин Ю.Г. в удовлетворении требований административного истца просил отказать, полагая, что нарушений в ходе регистрации кандидатов не допущено.

Заинтересованные лица Смышляев В.Л., Синьков П.В., Григорьев Е.И. возражали против удовлетворения административных исковых заявлений, отметив, что все требования, предъявляемые к документам для регистрации кандидата, были ими соблюдены. Григорьев Е.И. представил письменные возражения на административное исковое заявление.

Помощник прокурора г. Черногорска Цицилина О.А. в заключении полагала административный иск в отношении Смышляева В.Л. необоснованным, поскольку нарушений, влекущих признание его регистрации недействительной, кандидатом допущено не было. Отметила, что требования административного истца о признании недействительной регистрации кандидатов Синькова П.В., Григорьева Е.И. являются обоснованными, поскольку указанными кандидатами допущены нарушения в части заполнения справок о доходах и имуществе, им принадлежащем. В отношении кандидата Григорьева Е.И., кроме того, имеются основания для признания недействительными ряда подписей в связи с наличием в подписных листах неоговоренных исправлений.

Выслушав участвующих в деле лица, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов г. Черногорска № 303 от 23.06.2020 назначены выборы Главы г. Черногорска.

Решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 27.12.2002 на территориальную избирательную комиссию города Черногорска возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Черногорска.

08.07.2020 ХРО «Справедливая Россия» уведомила территориальную избирательную комиссию г. Черногорска (далее – ТИК г. Черногорска) о выдвижении кандидатуры Смышляева В.Л. на должность Главы г. Черногорска; о получении документов, представленных для уведомления, 08.07.2020 ТИК г. Черногорска выдано подтверждение.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/635-4 Смышляев В.Л. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

09.07.2020 Синьков П.В. уведомил ТИК г. Черногорска о выдвижении своей кандидатуры на должность Главы г. Черногорска; о получении документов, представленных для уведомления, 09.07.2020 ТИК г. Черногорска выдано подтверждение.

24.07.2020 Синькову П.В. выдано подтверждение получения документов, представленных для регистрации кандидата. Представлено всего 59 подписных листов, содержащих 293 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от 24.07.2020.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/636-4 Синьков П.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

06.07.2020 Григорьев Е.И. уведомил ТИК г. Черногорска о выдвижении своей кандидатуры на должность Главы г. Черногорска; о получении документов, представленных для уведомления, 06.07.2020 ТИК г. Черногорска выдано подтверждение.

27.07.2020 Григорьеву Е.И. выдано подтверждение получения документов, представленных для регистрации кандидата. Представлено всего 59 подписных листов, содержащих 295 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от 27.07.2020.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/637-4 Григорьев Е.И. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

В силу п. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (п. 4 ст. 240 КАС РФ).

В силу п. 1, 2, 3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Указанные нормативные положения воспроизведены также в ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ.

В соответствии с п. 1-2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 1, 2 Закона РХ № 65-ЗРХ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Вопреки доводам административного истца, требования, предъявляемые вышеизложенными правовыми актами к форме и содержанию уведомления о выдвижении кандидата и прилагаемым к нему документам, Смышляевым В.Л., Синьковым П.В. и Григорьевым Е.И. соблюдены полностью.

В силу п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Указанным приложением предусмотрены следующие требования к заполнению разделов вышеуказанной справки.

Так, сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей указываются только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка. Слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)" воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата.

Сведения в разделе 2 указывается при наличии.

В разделе 3 справки указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.

Сведения, предусмотренные разделом 4 справки, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. В случае отсутствия в документе о государственной регистрации данных об общей площади иного недвижимого имущества сведения об общей площади такого имущества не указываются.

Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в разделе 5 справки в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату получения дохода.

В разделе 6 указывается вид транспортного средства: легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, прицепы, водный, воздушный транспорт и другие виды транспорта.

Для драгоценных металлов баланс счета в разделе 7 справки указывается в рублях исходя из учетных цен на аффинированные драгоценные металлы, установленных Центральным банком Российской Федерации на указанную дату.

В разделе 8 справки для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату.

В разделе 9 указываются полное наименование организации, включая ее организационно-правовую форму, ИНН, место нахождения организации (почтовый адрес), количество акций с указанием номинальной стоимости одной акции.

В разделе 10 указываются сведения обо всех ценных бумагах (облигациях, векселях, чеках, сертификатах и других), за исключением акций: вид ценной бумаги, полное наименование организации, выпустившей ценную бумагу, с указанием ее организационно-правовой формы (фамилия, имя, отчество, паспортные данные для физического лица), ИНН, почтовый адрес места нахождения (проживания), количество ценных бумаг и общая стоимость в рублях по каждому виду.

В разделе 11 указываются полное наименование организации, включая ее организационно-правовую форму, ИНН, место нахождения организации (почтовый адрес), доля участия, выраженная в процентах или простой дроби от уставного (складочного) капитала.

С учетом указанных требований нарушений к порядку и форме представления сведений об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах Смышляевым В.Л. не допущено.

Из материалов дела следует, что Синьков П.В. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако не заполнил графы о наличии в собственности квартир, дач, гаражей, иного недвижимого имущества, ценных бумаг и об ином участии в коммерческих организациях.

Между тем, суд учитывает, что такие сведения подлежат представлению по форме, содержащейся в приложении 1 к названному федеральному закону, которая не содержит каких-либо требований к заполнению граф об имуществе, в случае, если таковое у кандидата отсутствует.

Пункт 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ также не обязывает кандидата сообщить сведения о наличии, либо отсутствии определенных видов имущества, требуя представления сведений лишь в отношении имущества, принадлежащего кандидату.

С учетом изложенного, поскольку Синьков П.В. представил в избирательную комиссию сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, по установленной форме, следует признать, что им исполнено требование пункта 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".Григорьевым Е.И. в документе, содержащем сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в графах о наличии в собственности земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, иного недвижимого имущества, денежных средств и драгоценных металлов, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, ценных бумаг и об ином участии в коммерческих организациях проставлен прочерк, что также не противоречит требованиям законодательства и не влияет на полноту представленных сведений об имуществе, ему принадлежащем.

В силу п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Требования к форме предоставления указанных сведений регламентированы Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

Как следует из материалов дела, Смышляевым В.Л. представлены справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о своих расходах, а также о расходах своей супруги и несовершеннолетнего ребенка по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указанные справки судом проверены, нарушений требований законодательства к их форме и заполнению не установлено.

Синьковым П.В. также представлены справки на вышеуказанной форме в отношении самого кандидата и его супруги.

Каких-либо нарушений в отношении их формы и порядка заполнения, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, судом также не установлено.

Анализируя представленные Григорьевым Е.И. в порядке п. 3.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ справки, суд приходит к следующим выводам.

В справке о расходах супруги, представленной Григорьевым Е.И., по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, в графе 4 раздела 1 не указано место рождения супруги кандидата.

В справке о принадлежащем супруге кандидата Григорьева Е.И. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации не заполнен раздел 4 («Обязательства имущественного характера»).

В справке о расходах самого кандидата Григорьева Е.И. по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, графы со 2 по 7 раздела 1 (дата рождения, место рождения, вид документа, удостоверяющего личность кандидата (серия, номер, дата выдачи), ИНН, адрес регистрации (места жительства) не заполнены.

В справке о принадлежащем кандидату Григорьеву Е.И. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата графы со 2 по 7 раздела 1 (дата рождения, место рождения, вид документа, удостоверяющего личность кандидата (серия, номер, дата выдачи), ИНН, адрес регистрации (места жительства) также не заполнены.

Суд, анализируя допущенные нарушения, приходит к выводу о том, что неуказание Григорьевым Е.И. вышеуказанных сведений является нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, предъявляемых к оформлению документов, при этом влияющими на объем изложенной в них информации.

В силу ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона установлено, что избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями определен ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 35.1 Федерального закона № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В силу п. 1, 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом.

Пунктом 11 указанной статьи установлено также, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 15, 19 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Из решения конференции Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республики Хакасия от 03.07.2020 следует, что Смышляев В.Л. выдвинут кандидатом на должность главы г. Черногорска.

Из справки от 06.07.2020 следует, что Смышляев В.Л. является действительным членом Политической партии Справедливая Россия.

С учетом изложенных обстоятельств, подписные листы в поддержку его кандидатуры им обоснованно не представлялись.

В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются в том числе подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума

В поддержку кандидата Синькова П.В. представлено 59 подписных листов, содержащих 293 подписи избирателей.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом Синьковым П.В., ТИК г. Черногорска признана недостоверной (недействительной) одна подпись по причине отсутствия в ней сведений о населенном пункте, в котором проживает избиратель (подписной лист № 18, строка 1).

Анализируя данные подписные листы, суд приходит к выводу, что помимо вышеуказанной подписи, признанной недействительной административным ответчиком, подпись избирателя, имеющаяся в строке 3 подписного листа № 1 (избиратель Злотникова Г.Ю.), содержит неоговоренные исправления в номере паспорта гражданина.

Таким образом, из 293 собранных кандидатом подписей действительными являются 291, что больше необходимых для регистрации в качестве кандидата 267 подписей.

В поддержку кандидата Григорьева Е.И. представлено 59 подписных листов, содержащих 295 подписей избирателей.

Итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных кандидатом, ТИК г. Черногорска недействительными признаны 10 подписей в связи с отсутствием сведений о населенном пункте, в котором проживают избиратели.

Анализируя представленные подписные листы, суд приходит к выводу, что помимо вышеуказанных 10 недействительных подписей, подлежат также признанию недействительными 12 подписей, в том числе:

- в строке 1 подписного листа № 4 (неоговоренные исправления в номере паспорта гражданина),

- в строке 2 подписного листа № 7 (неоговоренные исправления в адресе проживания гражданина),

- в строке 3 подписного листа № 22 (неоговоренные исправления в паспортных данных гражданина),

- в строке 2 подписного листа № 23 (неоговоренные исправления в дате внесения подписи);

- в строке 5 подписного листа № 30 (неоговоренные исправления в номере паспорта гражданина),

- в строке 2 подписного листа № 36 (неоговоренные исправления в паспортных данных гражданина);

- в строке 2 подписного листа № 42 (неоговоренные исправления в адресе места жительства гражданина),

- в строке 1 подписного листа № 55 (неоговоренные исправления в отчестве и в паспортных данных избирателя),

- в строке 4 подписного листа № 57 (неоговоренные исправления в паспортных данных гражданина),

- в строках 2, 3, 4 подписного листа № 58 (неоговоренные исправления в номерах паспортов и дате рождения избирателей).

Таким образом, из 295 собранных кандидатом подписей действительными являются 273 (295 – 10 – 12), что больше необходимых для регистрации в качестве кандидата 267 подписей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.

В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований в отношении Смышляева В.Л., Синькова П.В. не имеется, поскольку указанными кандидатами соблюдены все установленные законодательством требования к порядку и форме представления документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Главы г. Черногорска.

Суд учитывает, что допущенные Григорьевым Е.И. нарушения в форме заполнения документов об имуществе и расходах, регламентированных Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546, повлекли сокращение объема содержащейся в них информации.

Поскольку среди документов, представленных кандидатом Григорьевым Е.И. для регистрации, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ и Указа Президента РФ от 06.06.2013 N 546, в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/637-4 подлежит признанию недействительным, а регистрация кандидата Григорьева Е.И. – отмене.

Срок обращения в суд, установленный ч. 2 статьи 240 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемые постановления ТИК г. Черногорска приняты 31.07.2020, административные исковые заявления направлены в суд почтой 10.08.2020, то есть в пределах установленного законом десятидневного срока.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования административного истца Харисова Константина Нурфаязовича удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 31.07.2020 № 123/637-4 о регистрации Григорьева Евгения Ивановича кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск и отменить регистрацию Григорьева Евгения Ивановича на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.

В удовлетворении требований административного истца Харисова Константина Нурфаязовича о признании недействительными постановлений Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска о регистрации кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск Смышляева Владимира Леонидовича, Синькова Петра Васильевича и отмене указанных постановлений – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение составлено 17.08.2020.