ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1439/2021 от 13.04.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 13 апреля 2021 года

Дело № 2а-1439/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 08 апреля 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием: представителя истца – ФИО1, представителя ответчика Администрации – ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления – ФИО3, заинтересованного лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники» к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым, Челебиев Решат Серверович о признании незаконным и отмене постановления,

у с т а н о в и л :

ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники» обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления № 3169-п от 02.10.2020 года о помещении несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор на полное государственное обеспечение в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники».

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Ялта от 02.10.2020 года ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, помещен под надзор административного истца на полное государственное обеспечение до устройства в семейную форму воспитания. Истец считает указанное постановление незаконным, поскольку Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрено устройство детей, оставшихся без попечения, в организации, оказывающие социальные услуги, а исполнение обязанности опекуна или попечителя ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Пунктом 24 письма Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2016 года №07-3446 определено, что учредители образовательных учреждений вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего. Однако такого согласия Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, как учредитель колледжа, не давало. Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481, предусмотрено, что дети в возрасте от 3-х до достижения совершеннолетия помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Под надзор дети помещаются в образовательные организации только при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. Симферопольский колледж радиоэлектроники является учреждением среднего профессионального образования, в связи с чем, не подпадает под категорию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому не может являться законным представителем ФИО4

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Заинтересованное лицо ФИО4 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, представитель заинтересованного лица - Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ялта Республики Крым против исковых требований возражали. Возражения мотивировали тем, что законом не запрещается помещать детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в образовательные организации, не имеющие своей основной целью оказание услуг социального характера, в связи с чем считают принятое решение законным и обоснованным.

Представители заинтересованных лиц – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамента по делам детей Администрации города Симферополя в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 02.10.2020 года Администрацией города Ялта было вынесено постановление № 3169-п о помещении несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники» на полное государственное обеспечение до устройства в семейную форму воспитания.

Основанием для принятия данного постановления послужило ходатайство Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Ялта Республики Крым от 30 сентября 2020 года.

С ходатайством представлены свидетельства о смерти отца и матери несовершеннолетнего, а также справка, выданная ФИО4, о том, что он в 2020 году поступил в ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники» на 1-й курс очной формы обучения.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Установлено, что учредителем ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники» является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Уставом ГБПОУ РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники» предусмотрено, что основной целью его деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

В Уставе прописано, что иными целями и задачами деятельности Колледжа являются: удовлетворение потребностей обучающихся в получении образования; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно – нравственного, гражданско – патриотического, военно – патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 45-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Крым (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - полномочия) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым».

Пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Положениями пункта 1 статьи 155.1, пункта 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Пунктами 3,4,6 Положением о деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей.

В совместном письме Министерства образования и науки РФ № ДЛ-172/07, Министерства здравоохранения РФ № 15-3/10/2-2844, Министерства труда и социальной защиты РФ № 12-3/10/В-3155 от 11 мая 2016 года «Об организациях для детей-сирот» разъяснено, что в случае, если дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства в дом ребенка, организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, послустационарное социальное обслуживание (имеющие в своем составе отделения стационарного социального обслуживания), предоставляющие социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома – интернаты, специальные коррекционные образовательные учреждения и так далее независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, такие учреждения также относятся к организациям для детей – сирот, и их деятельность должна быть приведена в соответствие с постановлением № 481.

Таким образом, передача под надзор детей, оставшихся без попечения родителей, возможно, в том числе и в образовательные организации, не имеющие своей основной целью оказание услуг социального характера. По этим основаниям доводы истца об отсутствии в Уставе колледжа функций опекуна не влияют на правомерность оспариваемого постановления.

Из системного анализа положений действующего законодательства следует, что формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, являются исключительной компетенцией органа опеки и попечительства, по месту жительства несовершеннолетнего.

Как следует из ходатайства Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Ялта Республики Крым и приложенных к нему документов, родители ФИО4 умерли. С 01.09.2020 года ФИО4 обучается в ГБПО РК «Симферопольский колледж радиоэлектроники». У несовершеннолетнего не выявлено родственников, которые изъявили бы желание взять его на воспитание в свою семью, не представилось возможности передать его на воспитание в семью других граждан.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий и при наличии законных оснований, а также с учетом интересов несовершеннолетнего.

Вопреки положениям п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники» к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова