ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/18 от 07.11.2018 Молоковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-143/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2018 года пос. Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лыкова Ю.А.,

при секретаре Соколовой Т.П.,

с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработке и не принятии муниципальной программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации, и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим.

Прокуратурой Молоковского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности и межнациональных отношений.

Установлено, что административным ответчиком при проведении мероприятия в рамках предоставленных законом полномочий по противодействию экстремистской деятельности допускаются нарушения требований федерального законодательства.

На основании п.п. 7.1, 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 закона Тверской области от 19.11.2014 №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Аналогичные полномочия городского поселения закреплены в п.п. 8, 9 ст. 8 Устава муниципального образования «Обросовское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Обросовского сельского поселения от 23.01.2017 № 45.

Статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

С учетом предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» полномочий Президентом Российской Федерации 19.12.2012 подписан Указ № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия).

На основании п. 3 данного Указа Президента Российской Федерации органам местного самоуправления при осуществлении своей деятельности в этой сфере необходимо руководствоваться положениями Стратегии.

В соответствии с п. 17 Стратегии целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является регулирование вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (п. 21 Стратегии).

Пунктом 26 Стратегии установлено, что в качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне может рассматриваться государственная программа. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации настоящей Стратегии могут стать региональные и муниципальные целевые программы.

Во исполнение требований федерального законодательства, включая утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии, Правительством Тверской области разработан План основных мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Тверской области в 2016 - 2018 годах, который утвержден распоряжением от 25.04.2016 № 171-рп (далее – План).

На основании п. 4 вышеуказанного распоряжения Правительства Тверской области от 25.04.2016 № 171-рп, п.п. 1, 3 Плана органам местного самоуправления муниципальных образований во II квартале 2016 г. и IV квартале 2016 г. соответственно необходимо разработать и утвердить муниципальные планы мероприятий по реализации Стратегии на 2016-2018 годы и муниципальные программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Проведенной прокуратурой Молоковского района проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» не исполнен п. 3 Плана – не разработана и не принята муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации. Соответствующие мероприятия в сфере гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации не проводились.

По выявленному факту нарушений требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности прокуратурой района главе муниципального образования «Обросовское сельское поселение» 28.06.2018 вносилось представление в порядке ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

По результатам рассмотрения данного представления прокурора администрацией сельского поселения прокуратуру района предоставлен ответ от 06.08.2018 № 230, из содержания которого следует, что нарушения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности не устранены, а именно не разработана и не принята муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Таким образом, администрация муниципального образования «Обросовское сельское поселение» не исполняет установленные действующим законодательством обязанность по участии в противодействии экстремистской деятельности и созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Из содержания ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следует, что каждый гражданин имеет право на соблюдение и защиту своих прав и свобод в сфере противодействия экстремистской деятельности, в том числе путем реализации мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Игнорирование административным ответчиком требований законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности и межнациональных отношений нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц.

Как указано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.

Согласно ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу того, что администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» не выполняются обязанности, возложенные на нее вышеуказанным законодательством, то они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Молоковского района Лебедева А.Г. заявленные прокурором Молоковского района Тверской области административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных административных исковых требований не имеет.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на соблюдение и защиту своих прав и свобод в сфере противодействия экстремистской деятельности, в том числе путем реализации мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

В силу п п.п. 7.1, 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 закона Тверской области от 19.11.2014 №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Аналогичные полномочия городского поселения закреплены в п.п. 8, 9 ст. 8 Устава муниципального образования «Обросовское сельское поселение» (л.д.18-31), утвержденного решением Совета депутатов Обросовского сельского поселения от 23.01.2017 № 45.

Статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

С учетом предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» полномочий Президентом Российской Федерации 19.12.2012 подписан Указ № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

На основании п. 3 данного Указа Президента Российской Федерации органам местного самоуправления при осуществлении своей деятельности в этой сфере необходимо руководствоваться положениями Стратегии.

В соответствии с п. 17 Стратегии целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации является регулирование вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (п. 21 Стратегии).

Пунктом 26 Стратегии установлено, что в качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне может рассматриваться государственная программа. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации настоящей Стратегии могут стать региональные и муниципальные целевые программы.

Во исполнение требований федерального законодательства, включая утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии, Правительством Тверской области разработан План основных мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Тверской области в 2016 - 2018 годах, который утвержден распоряжением от 25.04.2016 № 171-рп (далее – План).

На основании п. 4 вышеуказанного распоряжения Правительства Тверской области от 25.04.2016 № 171-рп, п.п. 1, 3 Плана органам местного самоуправления муниципальных образований во II квартале 2016 г. и IV квартале 2016 г. соответственно необходимо разработать и утвердить муниципальные планы мероприятий по реализации Стратегии на 2016-2018 годы и муниципальные программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» не исполнен п. 3 Плана – не разработана и не принята муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации. Соответствующие мероприятия в сфере гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации не проводились.

По выявленному факту нарушений требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности прокуратурой района в порядке ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» главе муниципального образования «Обросовское сельское поселение» 28.06.2018 вносилось представление (л.д.12-14).

По результатам рассмотрения данного представления прокурора администрацией сельского поселения в прокуратуру района предоставлен ответ от 06.08.2018 №230 (л.д.15), из содержания которого следует, что нарушения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности не устранены, а именно не разработана и не принята муниципальная программа по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Таким образом, администрация муниципального образования «Обросовское сельское поселение» не исполняет установленную действующим законодательством обязанность по участию в противодействии экстремистской деятельности и созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Не выполнение административным ответчиком требований федерального законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности и межнациональных отношений нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором административные исковые требования к администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Тверской области законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд полагает правильным для устранения выявленных нарушений законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности и межнациональных отношений установить административному ответчику срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области, выразившееся в не реализации полномочий по участию в профилактике экстремизма, созданию условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, а именно: не разработке и не принятии муниципальной программы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Возложить на администрацию муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 ноября 2018 года.

Председательствующий Ю.А. Лыков