ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/18 от 25.07.2018 Барнаульского гарнизонного военного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-143/2018

Решение

Именем Российской Федерации

25 июля 2018 года г. Барнаул

Барнаульский гарнизонный военный суд

в составе:

председательствующего – судьи Щепеткова В.В., с участием административного истца Оськина А.М., при секретаре судебного заседания Шарабариной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в 0001 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации майора Оськина А.М. об оспаривании приказа начальника названного учреждения о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения,

установил:

Майор Оськин проходит военную службу по контракту в 0001 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации (далее – военное представительство), расположенном в <адрес> Алтайского края.

Приказом начальника военного представительства от 24 января 2018 года № 12 Оськину была установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – денежная компенсация) ежемесячно с 1 января по 30 сентября 2018 года.

Приказом этого же должностного лица от 4 апреля 2018 года № 72 с 1 апреля того же года выплата Оськину указанной денежной компенсации была прекращена.

Полагая свои права нарушенными, Оськин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил приказ начальника военного представительства о прекращении выплаты денежной компенсации признать незаконным, обязать это должностное возобновить такую выплату с 1 апреля 2018 года. Кроме этого Оськин просил восстановить срок обращения в суд.

Административные ответчики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Начальник военного представительства в письменных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать, обосновывая прекращение выплаты административному истцу денежной компенсации за наем (подаем) жилых помещений предоставлением Оськину служебного жилого помещения, в которое тот отказался заселяться.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивал и пояснил, что начальником отделения (территориальное, г. Барнаул) федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России (далее – жилищный орган) в марте 2018 году ему было предложено служебное жилое помещение. В ходе осмотра данного жилого помещения он пришел к выводу о непригодности жилья для проживания. Среди причин непригодности он указал оголенную и оплавленную электропроводку на кухне, отсутствие вентиляции в ванной комнате, наличие следов обитания грызунов, отсутствие подключения для электроплиты, освещения в отдельных комнатах, отсутствие мойки и двери на кухне, повреждения балконной двери и плиты, наличие трещин в полу и его уклон, трещины между стеной и потолком.

Кроме этого Оськин пояснил, время прибытия на службу из данного жилого помещения, по его расчетам, составляет более двух часов, что, по его мнению, является недопустимым ввиду невозможности изменения начала работ военным представительством.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела и представленные документы, военный суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, которым утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее – Положение).

В целях реализации в Вооруженных Силах РФ вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министр обороны РФ приказом от 27 мая 2016 года № 303 утвердил Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 1 Инструкции денежная компенсация выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть предоставлены военнослужащим в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Инструкции).

Такая выплата прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии с решением начальника жилищного органа от 15 декабря 2017 года Оськин включен в список на предоставление служебных жилых помещений.

Согласно рапорту Оськина от 9 января 2018 года он просил выплачивать ему денежную компенсацию на состав семьи из 3 человек за наем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данном рапорте имеется обязательство Оськина в течение 5 рабочих дней сообщить о прекращении действия права на получение денежной компенсации в случае получения сообщения о предлагаемом жилом помещении, а также предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или близлежащем населенном пункте.

Как следует из приказа начальника военного представительства от 24 января 2018 года № 12 Оськину установлена выплата денежной компенсации ежемесячно с 1 января по 30 сентября 2018 года.

Как усматривается из сообщения начальника жилищного органа о предлагаемом жилом помещении от 5 февраля 2018 года № ЦРУЖО-10/18-18 Оськину на состав семьи из трех человек предоставлена четырехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. При этом Оськин должен в течение 5 дней заполнить и направить в уполномоченный орган соответствующий корешок о согласии или об отказе от предлагаемого жилого помещения.

Как следует из рапорта Оськина от 30 марта 2018 года он доложил начальнику военного представительства о распределении ему вышеуказанного жилого помещения и выразил свое мнение о непригодности данного жилого помещения для проживания по указанным выше основанием, то есть фактически отказался заселяться в предоставленное жилое помещение.

Как пояснил Оськин, указанный выше корешок им заполнен не был и в уполномоченный орган не направлен, а в предоставленную служебную квартиру он до настоящего момента не заселился.

Согласно приказу начальника военного представительства от 4 апреля 2018 года № 72 Оськину с 1 апреля 2018 года прекращена выплата денежной компенсации.

Оценивая довод Оськина о непригодности жилого помещения для проживания, суд приходит к следующему.

Представленные Оськиным в суд акт осмотра жилого помещения от 19 марта 2018 года, договор об оказании услуг по проверке качества воды и смета к нему, протокол лабораторных испытаний от 23 марта 2018 года № 6778 не свидетельствуют о непригодности для проживания предоставленного ему жилого помещения. Порядок определения жилого помещения непригодным для проживания определяется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, согласно пунктам 7, 7 (1) которого оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются комиссией для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что соответствующее заключение названной выше комиссии в судебное заседание представлено не было, указанный выше довод административного истца суд находит несостоятельным и его отвергает.

Что касается мнения Оськина о несвоевременном прибытии на службу в связи с местонахождением жилого помещения, то суд не принимает такой довод во внимание, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 15 названного выше Федерального закона служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, что и имеет место по настоящему делу.

Поскольку Оськину было предоставлено служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы, что является основанием для прекращения выплаты денежной компенсации, суд считает, что начальник военного представительства издав приказ о прекращении выплаты этому военнослужащему такой компенсации с первого числа следующего месяца действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с приведенным выше законодательством и прав административного истца не нарушил, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

Кроме этого, согласно ч.ч. 1 и 7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

В судебном заседании Оськин пояснил, что с оспариваемым приказом был ознакомлен 4 апреля 2018 года.

Как усматривается из штампа входящей корреспонденции Барнаульского гарнизонного военного суда Оськин обратился в суд 6 июля 2018 года.

Следовательно, срок для обращения в суд истек в 24 часа 4 июля 2018 года, а значит срок для обращения в суд с административным иском Оськиным был пропущен.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением Оськин обосновал убытием в отпуск с выездом в другой регион Российской Федерации, а также обращением с административным иском 27 июня 2018 года в Бийский городской суд по месту жительства, который 29 июня того же года иск ему вернул.

Как усматривается из приказа начальника военного представительства от 24 апреля 2018 года № 87, в период с 21 мая по 24 июня 2018 года Оськину предоставлен основной отпуск за 2018 год с выездом в <адрес> Пензенской области.

Доказательств обращения в Бийский городской суд Оськиным представлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ пропущенный установленным федеральным законом срок может быть восстановлен судом лишь при наличии уважительных причин.

Однако уважительных причин пропуска срока обращения в суд в судебном заседании не установлено, поскольку нахождение Оськина в отпуске не препятствовало его своевременному обращению за судебной защитой, а обращение с нарушением правил подсудности течение срока обращения в суд не прерывает и не приостанавливает, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока надлежит отказать.

Пропуск установленного законодательством срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

решил:

В удовлетворении административного иска об оспаривании приказа начальника 0001 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения Оськину А.М. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу: В.В. Щепетков