РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» июня 2020 года п. Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Шапхаевой Н.Ю.,
при секретаре Нехлановой Н.Н., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Николаевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-143/2020 по административному исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Аларский район» об обязании обеспечить финансирование для оплаты просроченной задолженности МКУ «Комитет по образованию», МБУК «Межпоселенческий культурный центр досуга», МБУК «Межпоселенческая библиотека-музей им. А.В. Вампилова», МКДОУ Кутуликский детский сад №2 за январь – март 2020 года за фактически потребленную тепловую электроэнергию перед Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищная инициатива» в сумме <Данные изъяты> рублей,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО «Аларский район», в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Аларского района проведен мониторинг исполнения бюджетного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлены нарушения в деятельности администрации МО «Аларский район». Установлено, что просроченная задолженность за фактически потребленную тепловую энергию МКУ «Комитет по образованию», МБУК «Межпоселенческий культурный центр досуга», МБУК «Межпоселенческая библиотека-музей им. А.В. Вампилова», МКДОУ Кутуликский детский сад №2 за январь-март 2020 года составляет <Данные изъяты>., причиной образования которой является недостаточное финансирование указанных учреждений из бюджета МО «Аларский район». В связи с неисполнением указанными бюджетными организациями обязательств по оплате потребленной тепловой энергии существует угроза введения ограничения режима потребления тепловой энергии (теплоносителя). Основным источником дохода образовательных организаций является ее бюджетное финансирование. Поскольку вышеуказанные организации являются муниципальными бюджетными и казенными организациями, обязанность по их финансированию лежит на администрации муниципального образования «Аларский район», как их учредителе. Реализуя полномочия по предоставлению муниципальных услуг по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции муниципального района, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты теплоснабжения с целью недопущения ограничения ее подачи, затрудняющей или делающей невозможным нормальное функционирование указанных учреждений. Недофинансирование вышеуказанных организаций повлекло образование задолженности по оплате потребленной тепловой энергии (теплоносителя) за несколько расчетных периодов, что может явиться основанием для введения теплоснабжающей организацией теплоснабжения в отношении данных учреждений. Введение ограничения подачи тепловой энергии сделает объективно невозможным в рамках отопительного сезона нормальное функционирование учреждений, и как следствие, предоставление ими муниципальных услуг и осуществление функций, получателями которых являются граждане, круг которых не может быть определен по объективным причинам.
В судебном заседании прокурор Николаева А.П. заявленные требования полностью поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Аларский район» ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора признают в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания Жилищная инициатива», МКДОУ Кутуликский детский сад №2, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представители заинтересованных лиц МКУ «Комитет по образованию», МБУК «Межпоселенческий культурный центр досуга», МБУК «Межпоселенческая библиотека-музей им. А.В. Вампилова», представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что организации МКУ «Комитет по образованию», МБУК «Межпоселенческий культурный центр досуга», МБУК «Межпоселенческая библиотека-музей им. А.В. Вампилова», МКДОУ Кутуликский детский сад №2 являются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями.
Согласно информации директора ООО «Управляющая компания Жилищная инициатива» задолженность указанных образовательных организаций и администрации МО «Аларский район» за потребленную тепловую энергию составляет <Данные изъяты> рублей.
09.04.2020 прокурором Аларского района внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в адрес мэра Аларского района, по результатам рассмотрения которого, мэр сообщил, что по информации комитета по финансам администрации МО «Аларский район» задолженность за 2019 год по коммунальным услугам погашена в полном объеме. 06.04.2020 администрацией МО «Аларский район» было направлено письмо исполняющей обязанности министра финансов Иркутской области <Данные изъяты>. по выделению дополнительной финансовой помощи из областного бюджета в 2020 году в виде перемещения лимитов бюджетных обязательств с 4 квартала 2020 года. Министром финансов Иркутской области была произведена передвижка только за 1 месяц. 28.04.2020 администрацией МО «Аларский район» было направлено повторное обращение на имя исполняющего обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области Председателю Правительства Иркутской области ФИО2 До начала первого отопительного сезона 2021-2022 г.г. указанная задолженность будет погашена.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно п.5 ч.8 ст.15 названного закона ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором.
В соответствии с п. 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п.95 указанных правил, в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.
В соответствии с требованиями ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьёй 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что администрация муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений (статьи 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения, образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой тепловой энергии с целью недопущения ограничения их подачи, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса.
В нарушение указанных требований законодательства ответчиком данное обязательство не исполнено, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку нарушение своих обязательств потребителем - образовательным учреждением, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) услуг по передаче тепловой энергии, может привести к ограничению режима потребления тепловой энергии (пункт 95 Правил), что приведет к нарушению прав граждан в сфере образовательного процесса и иных сферах общественных отношений.
Оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав вышеуказанные положения законодательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и их удовлетворении.
Учитывая существо выявленных нарушений, суд полагает возможным установить срок их устранения по требованию прокурора, до 01.09.2020.
Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Аларского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» обеспечить финансирование для оплаты просроченной задолженности МКУ «Комитет по образованию», МБУК «Межпоселенческий культурный центр досуга», МБУК «Межпоселенческая библиотека-музей им. А.В. Вампилова», МКДОУ Кутуликский детский сад №2 за январь – март 2020 года за фактически потребленную тепловую электроэнергию перед Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищная инициатива» в сумме <Данные изъяты>, в срок до 01.09.2020.
Освободить администрацию муниципального образования «Аларский район» от уплаты государственной пошлины.
Апелляционные жалоба и представление на решение суда могут быть поданы в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<Данные изъяты>
Председательствующий Н.Ю. Шапхаева