ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/20 от 25.01.2020 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-143/20

73RS0025-01-2020-000022-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2020 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Каляновой Л.А.,

при секретаре Максимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шайдуллова Азата Зайдятовича к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Духовному управлению мусульман Российской Федерации, Центральному духовному управлению мусульман России, УФСИН России об обязании заключить соглашение о взаимодействии с представительством, обеспечение посещением священнослужителя,

УСТАНОВИЛ:

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Хабаровскому краю об обязании заключить соглашение о взаимодействии с представительством, обеспечение посещением священнослужителя. Требования мотивировал тем, что 13.08.2019 обратился в УФСИН России по Хабаровскому краю за реализацией своего права на посещение священнослужителем и возможности выделения помещения для проведения религиозных обрядов. 11.09.2019 ему был дан ответ, из которого исходит, что УФСИН России по Хабаровскому краю не имеет намерения на заключение соглашения о взаимодействии на основании соглашения от 11.03.2019 между ФСИН России и ДУМ РФ, т.е. препятствует в осуществлении конституционного права и отстраняется от выполнения своих функциональных обязанностей.

Просил обязать УФСИН России по Хабаровскому краю заключить соглашение о взаимодействии с представительством ДУМ РФ и ЦДУМ России с предоставлением информации; обеспечить его посещением священнослужителея, исповедающего ислам.

Административный истец Шайдуллов А.З. административные исковые требования поддержал и дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю в судебном заседании не присутствовал. В суд представил обоснованный отзыв, в котором с исковыми требованиями Шайдуллова А.З. не согласился, указав, что 11.03.2019 ФСИН России заключены соглашения о взаимодействии с ДУМ РФ и ЦДУМ России. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Заключение соглашения предполагает наличие на это волеизъявления всех сторон соглашения. Считают, что со стороны УФСИН по Хабаровскому краю отсутствуют действия (бездействие) нарушающие права административного истца по вопросам вероисповедания.

Требования об обязании обеспечить его посещением священнослужителя исповедующего ислам, просили оставить без рассмотрения ввиду того, что данные требования были предметом рассмотрения административного дела № 2-600/2019 от 15.07.2019.

Представитель привлеченного по инициативе суда в качестве административного соответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела посредством электронной почты. Свое мнение по заявленным требованиям не выразил.

Представитель привлеченного по инициативе суда в качестве соответчика ДУМ РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В суд представил пояснения в которых указал, что согласно п. 3.2 Соглашения о взаимодействии от 11.03.2019 между ФСИН России и Центральной религиозной организацией ДУМ РФ, ФСИН России осуществляет согласование заключения соглашений о взаимодействии между территориальными органами ФСИН России и централизованными религиозными организациями, входящих в состав ДУМ РФ. В составе ДУМ РФ на территории Хабаровского края отсутствуют какие-либо зарегистрированные религиозные организации, в том числе централизованные и местные религиозные организации, в следствии чего в настоящее время заключение соглашения о взаимодействии между УФСИН России по Хабаровскому краю и представительством ДУМ РФ в Хабаровском крае не представляется возможным ввиду его отсутствия.

Представитель привлеченного по инициативе суда в качестве соответчика ЦДУМ России в судебное заседание не явился. В суд представил обоснованный отзыв, в котором с иском Шайдуллова А.З. не согласился, указав, что из общей практики деятельности ЦДУМ России по инициативе прихожан, отбывающих наказание в том или ином исправительном учреждении по согласованию с администрацией учреждения сотрудники ЦДУМ России, имеющие специализированное религиозное образование, находящиеся в соответствующем духовном звании, проводят религиозные обряды, молитвы, проповеди в специально отведенном месте. Для реализации таких проектов заключаются договора о сотрудничестве. Истец в адрес ЦДУМ России с просьбой об организации места для реализации права на свободу вероисповедения, проведения обрядов, молитв, проповедей, не обращался. Иные лица, имеющие намерение в группе с истцом объединиться и зарегистрировать местную религиозную организацию на территории муниципального района в качестве заинтересованных лиц не заявились.

Представитель привлеченного по инициативе суда в качестве ответчика ФСИН России в судебном заседании не присутствовал. В суд представил пояснения, в которых указал, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями, утверждены приказом Минюста России от 21.03.2016 № 67.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России и соответчиков ДУМ РФ, ЦДУМ России и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Выслушав пояснения административного истца Шайдуллова А.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2). В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст.46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 10 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу ст. 11 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии со ст. 14 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Согласно ст. 82 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Шайдуллов А.З. осужден:

14.06.2007 г. Ульяновским областным судом по ст. 209 ч. 1, ст. 105 ч. 2 п. «ж, з», ст. 162 ч. 4 п. «а», ст. 30 ч. 3, 167 ч. 2, ст. 30 ч. 3, 167 ч.2, ст. 167 ч. 2, ст. 167 ч. 2, ст. 222 ч. 3, ст. 69 ч. 3 УК РФ к 21 году лишения свободы с отбыванием первых 6 лет в тюрьме остального срока наказания в ИК строгого режима. Приговор вступил в законную силу: 19.09.2007г.

16.06.2009 г. Ульяновским областным судом по ст. 33 ч. 3, 105 ч. 2 п. «а, б, з», ст. 222 ч. 2, ст. 162 ч. 4, ст. 30 ч. 1, 105 ч. 2 п. «д, ж, з», ст. 69 ч. 3, ст. 69 ч. 5 УК РФ с присоединением приговора от 14.06.2007 г. к отбытию: пожизненное лишение свободы с отбыванием в ИК особого режима. Со штрафом в 750 тыс. руб. Приговор вступил в законную силу: 23.09.2009

Начало срока: 19.03.2005г. Отбыто 14 лет календарного срока наказания.

Шайдуллов А.З. прибыл в ФКУ ИК- 6 УФСИН России по Хабаровскому краю 17.10.2017 г. из ФКУ ИК- 56 ГУФСИН России по Свердловской области. Находится на строгих условиях отбывания наказания.

11.03.2019 ФСИН России заключены соглашения о взаимодействии с Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России.

В соответствии с положениями части 4.1 ст. 14 УИК РФ территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

Согласно приказу Минюста России от 21.03.2016 № 67 "Об утверждении Требований к содержанию соглашений о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41531), Соглашение о взаимодействии ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями (далее - соглашение) должно содержать:

1) дату и место заключения соглашения;

2) указание на стороны соглашения (наименование сторон соглашения);

3) указание на полномочия лиц, подписывающих соглашение;

4) пообъектный перечень выделенных зданий (сооружений, помещений) с указанием их адреса, площади, кадастрового номера (при наличии), расположенных на территории учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (далее - учреждения УИС), в которых осужденным и священнослужителям разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой;

5) время (график) проведения религиозных обрядов и церемоний;

6) фамилии, имена, отчества священнослужителей, наделенных правом проведения религиозных обрядов и церемоний на территории учреждений УИС;

7) перечень предметов культа и религиозной литературы, которые могут быть использованы при осуществлении религиозных обрядов и церемоний на территории учреждений УИС;

8) описание предмета соглашения (взаимодействие сторон на безвозмездной основе в области обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных);

9) права и обязанности централизованной религиозной организации;

10) права и обязанности учреждений УИС;

11) указание на порядок разрешения спорных вопросов, относящихся к предмету соглашения;

12) заключительные положения, связанные с вступлением соглашения в законную силу, сроком действия соглашения, порядком внесения изменений и дополнений в соглашение и его расторжения;

13) подписи и реквизиты сторон соглашения, оттиски печатей.

Духовное управление мусульман Дальнего Востока в УФСИН России по Хабаровскому краю с предложением о заключении соглашения о взаимодействии не обращалось.

Кроме того, на территории Хабаровского края отсутствуют какие-либо зарегистрированные религиозные организации, в том числе централизованные и местные религиозные организации.

В связи с чем, заключение соглашения о взаимодействии между ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю и представительством ДУМ РФ в Хабаровском крае и ЦДУМ России невозможно.

В связи с чем, в удовлетворении требований Шайдуллова А.З. об обязании заключить соглашение о взаимодействии с представительством следует отказать.

В связи с отсутствием на территории Хабаровского края зарегистрированных религиозных организаций, в том числе централизованных и местных религиозных организаций, входящих в состав ЦУМ РФ и ЦДУМ России, отсутствует возможность обеспечения Шайдуллова А.З. посещением священнослужителя исповедующего ислам.

С учетом изложенного административные исковые требования Шайдуллова А.З. в данной части также не подлежат удовлетворению.

Нарушения прав и законных интересов действиями ответчиков в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Шайдуллова Азата Зайдятовича к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Духовному управлению мусульман Российской Федерации, Центральному духовному управлению мусульман России, УФСИН России об обязании заключить соглашение о взаимодействии с представительством, обеспечение посещением священнослужителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Калянова