Дело № 2а-143/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года город Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Федотовой Т.М.,
при секретаре Ряполовой С.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г. ФИО1 Герасимовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора города ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. ФИО1» о признании бездействия незаконным,
установил:
И.о. прокурора города ФИО1 обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. ФИО1». В обоснование иска указал, что прокуратурой города ФИО1 в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1» в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. На момент проверки в МКУ «МФЦ г. ФИО1» не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции, нормативные акты в полном объеме не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработан и не принят нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено, а также не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы учреждения.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1», выразившееся в непринятии мер к разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на предупреждение коррупции. Обязать администрацию муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципаль-ных услуг города ФИО1» принять меры к разработке и принятию нормативных правовых актов по внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на предупреждение коррупции.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. ФИО1 Герасимова Э.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1», в лице директора ФИО2, в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, признала исковые требования и.о. прокурора г. ФИО1.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.
В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, включают: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.
Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.
С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.
Прокуратурой города ФИО1 в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1».
Проверкой установлено, что в МКУ «МФЦ г. ФИО1» нормативные акты в полном объеме не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработан и не принят нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено, а также не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы учреждения.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, администрацией МКУ «МФЦ
г. ФИО1» не приняты.
Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции.
Суд соглашается с доводами и.о. прокурора г. ФИО1, что администрацией МКУ «МФЦ г. ФИО1» не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции, что негативно отражается на авторитете учреждения и увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с ее деятельностью лиц. Указанные нарушения закона имеют особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, а так же учитывая признание иска административным ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и.о. прокурора города ФИО1 о признании бездействия МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. ФИО1» незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования и.о. прокурора города ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. ФИО1» о признании бездействия незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1», выразившееся в непринятии мер к разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на предупреждение коррупции.
Обязать администрацию муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города ФИО1» принять меры к разработке и принятию нормативных правовых актов по внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на предупреждение коррупции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Т.М. Федотова