ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2022 от 02.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-143/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

при участии представителя ООО «СМП» Савченко А.П., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СМП» к Угловскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Общество с ограниченной ответственностью «СМП» (далее истец) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим п.п. 16 п. 1.3 Решения 31-й сессии 2-го созыва Угловского сельского совета № 243 о внесении изменений в решение 06-й сессии 2-го созыва № 24 от 29.11.2019 года «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым» от 13.12.2021 года в части установления ставки арендной платы за земельные участки из категории земель «Строительная промышленность» в размере 8,2% кадастровой стоимости земельного участка с момента его принятия.

Определением от 19.05.2022 года указанное административное принято к производству Верховного Суда Республики Крым и возбуждено производство по делу.

Угловской сельский совет Бахчисарайского района Республики Крым (далее Совет) 26.05.2022 года направил в адрес Верховного Суда Республики Крым возражения на административное исковое заявление.

В судебном заседании, которое состоялось 26.05.2022 года, представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, Совет явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Рассмотрение дела было отложено на 02.06.2022 года, привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (далее Администрация).

В судебном заседании 02.06.2022 года представитель истца настаивала на удовлетворении административного искового заявления, предоставив пояснения на отзыв, Совет и Администрация явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителя истца, прокурора, принимая во внимание надлежащее извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Прокурор в судебном заседании 02.06. 2022 года предоставил заключение, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

На 6 сессии 2 созыва Советом 29.11.2019 года принято решение № 24 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма» ( далее Решение №24 ), которым утверждено новое Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма ( далее Положение), согласно п.3.2 которого годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка по Приложению №1 к нему.

Совет на 31 сессии 2 созыва 13.12.2021 года принял решение № 243 «О внесении изменений в решение 6 сессии 2 созыва Советом №24 Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма» (далее Решение №243), согласно п.1.3 которого была изменена редакция Приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма, согласно п.п. 16 которого за использование земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность », код вида 6.6, арендная ставка определена в размере 8,2 %.

Согласно п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Согласно предоставленным истцом документам на земельном участке, расположенный по адресу: <адрес>, находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости Слесарный цех, кадастровый , Цех кадастровый , Цех збивки, кадастровый ,, Административное здание кадастровый , РБУ, кадастровый , Тарный цех, кадастровый , Стекольный цех, кадастровый , Столярный цех кадастровый .

Постановлением Администрации №86-И от 15.05.2019 года истцу предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 22516 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в, кадастровый (п.1), ставка арендной платы определена в размере 6% его нормативной стоимости, (п.2), на председателя Угловского сельского поселения –главу Администрации возложена обязанность заключить с истцом договора аренды земельного участка.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с Договором аренды земельного участка муниципальной собственности от 15.05.2019 года, заключенными с Администрацией, ему предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 22516 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в, кадастровый ( далее земельный участок), для ведения предпринимательской деятельности, категория земель - земли населенного пункта, вид разрешенного использования – производственная деятельность.

Раздел 2 указанного договора аренды регулирует вопросы расчета, оплаты и изменения размера арендной платы, согласно п. 2.1 которого расчет размера арендной платы за земельный участок составлен в соответствии с решение 40 сессии Угловского сельского совета 1 созыва №359 от 12.12.2016 года и приведен в приложении к Договору и составляет 1365784 рубля 50 копеек в год.

Согласно п.2.3 указанного договора аренды размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания настоящего Договора, в дальнейшем изменяется Администрацией в одностороннем порядке в связи в связи инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, изменением нормативной стоимости земельного участка, в том числе площади земельного участка при упорядочении его границ, изменении вида разрешенного использования, земельного участка, переводе земельного участка из одной категории в другую, изменении рыночной стоимости земельного участка, пересмотре ставок арендной платы и(или)ставок земельного налога на соответствующий финансовый год.

Истец настаивает на том, что Администрация после принятия Советом Решения №243, действуя согласно п.2.3 Договором аренды земельного участка муниципальной собственности от 15.05.2019 года, уведомила его об изменении размере арендной ставки, что не опровергается возражениями, предоставленными Советом.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом Решения Решение № 243 затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

П. 3 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

П. 5 ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как следует из подпункта 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Как указано выше, Советом на 31 сессии 2 созыва 13.12.2021 года принято Решение № 243.

Указанное решение размещено на официальном сайте правительства Республики Крым (https://uglovskoe.rk.gov.ru/document), на официальном сайте Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, а также сообщение о его принятии размещено на специальных информационных стендах Угловского сельского поселения.

Изучив оговоренные выше обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение №243 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение истцом.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что на 6 сессии 2 созыва Советом 29.11.2019 года принято решение № 24 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма», которым утверждено новое Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма ( далее Положение), согласно п.3.2 которого годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка по Приложению №1 к нему. В соответствии с Приложением к Положению за использование земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность » (п.п.16), код вида 6.6, арендная ставка определялась в размере 4,3 %.

Совет на 31 сессии 2 созыва 13.12.2021 года принял решение № 243, согласно п.1.3 которого было изменена редакция Приложения к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за установление сервитута, платы за перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крыма, согласно которому ( п.п. 16) за использование земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность », код вида 6.6, арендная ставка определена в размере 8,2 %.

Согласно п. 1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

П.4 ст. 2 ЗК РФ установлено, что на основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно п.п. 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года (далее Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.05.2004 года № 209-О и от 28.02.2017года № 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога (арендной платы) не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Ставки арендной платы должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего величины ставок арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и изучение экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В силу изложенного соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы должно быть доказано путем представления со стороны Совета и Администрации соответствующих расчетов, показывающих изучения вопроса доходности земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земель.

Советом в адрес Верховного Суда Республики Крым 26.05.2022 года направлено возражение на административное исковое заявление истца, в которых указано, что изменение (увеличение) размера ставки арендной платы вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, целью установления (изменения) которой является обеспечение максимального поступления в бюджет арендных платежей.

Верховный Суд Республики Крым, изучив отзыв Совета, исследовав предоставленные им документы, пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств установления ставки арендной платы, определенной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 8.2% для земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность » (код 6.6 ), в результате определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, с принятием во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю.

Предоставленные документы свидетельствуют о том, что указанная ставка арендной платы, определенная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка для земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность » (код 6.6 ), была установлена исключительно для обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платеже с целью выполнения стратегии социально-экономического развития указанного муниципального образования, при математическом определении ёё размера исходя в основном из сравнительного анализа размера арендных платежей, которые были рассчитаны истцу до и после изменения кадастровой стоимости арендованного им земельного участка.

В материалы дела не предоставлены доказательства того, что определение ставки арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность » (код 6.6), находящихся на территории муниципального образования Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, установленные в Приложении, в редакции Решения № 234 к Порядку, утвержденные Решением № 24, было осуществлено в соблюдением принципов, установленных Постановлением № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Предоставленные Советом доказательства не являются документами, подтверждающими осуществление расчета, основанного на изучении доходности земельных участков, и не содержат сведений о проведении многофакторного анализа характеристик земельных участков, вследствие чего не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при определении ставки арендной платы для земель с видом разрешенного использования видом «Строительная промышленность » (код 6.6), находящимися на территории муниципального образования Угловское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым.

При таких обстоятельствах, Верховный Суд Республики Крым, приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая применение после принятия Решения №243 оспариваемых положений Приложения к Порядку, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что в указанной части оно подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь статьями 175-180,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СМП» к Угловскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики, утвержденное решением 06 сессии 2 созыва Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым №24 от 29.11.2019 года, в редакции решения 31 сессии 2 созыва Угловского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым №243 от 13.12.2021 года, в части определения ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 8,2 % для земель с видом разрешенного использования «Строительная промышленность» (код 6.6).

Обязать Угловской сельский совет Бахчисарайского района Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на сайте правительства Республик Крым (https://uglovskoe.rk.gov.ru/document), на официальном сайте Администрации Угловского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, а также разместить сообщение о его принятии на специальных информационных стрендах Угловского сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>