УИД- 04RS0015-01-2022-000274-30
Решение в окончательной форме
изготовлено 14.06.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Таксимо 09 июня 2022 года
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Замбаловой О.Н., при помощнике судьи Токтохоевой А.А., с участием представителя истца помощника прокурора Муйского района Республики Бурятия Гармаева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-143/2022 по административному исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах муниципального образования городского поселения «Северомуйское» к ФИО1, администрации МО ГП «Северомуйское» о признании действий незаконными, признании распоряжения недействующим и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФИО1, администрации МО ГП «Северомуйское», в котором просит признать незаконным действие и признать распоряжения недействующим и его отмене.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Муйского района по информации председателя избирательной комиссии Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе. Проверкой установлено, что на основании распоряжения от 09.03.2017 № 16 о вступлении в должность главы МО ГП «Северомуйское» - руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» в указанную должность вступил ФИО1. При этом в связи с истечением срока полномочий ФИО1 в должности главы-руководителя МО ГП «Северомуйское», выборы главы муниципального образования не проводились, вновь избранный глава-руководитель МО ГП «Северомуйское» в должность не вступал. Распоряжением главы - руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» от 09.03.2022г. № 09, принятым в нарушение абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ФИО1 снял с себя полномочия главы - руководителя администрации МО ГП «Северомуйское», его полномочия в связи с истечением срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, прекращены с 17:30ч. 09.03.2022. Принятое распоряжение о прекращении полномочий главы-руководителя МО ГП «Северомуйское» нарушает конституционные права граждан на участие в управление делами муниципального образования через органы местного самоуправления.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель административного истца Гармаев П.А. поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание не явился ответчик ФИО1, направил отзыв на административное исковое заявление в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что исходя из существующих норм законодательства, вопрос о сроках полномочий главы муниципального образования определен в полной мере (составляет не менее 2 не более 5 лет) и продление и (или) сокращение срока полномочий в настоящее время не урегулировано действующим законодательством, нормативно правовыми актами органа местного самоуправления - администрации МО ГП «Северомуйское». Таким образом, признание распоряжения от 09.03.2022 №9 «О прекращении полномочий Главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» не действующим, влечет за собой последствия его восстановления на должность главы-руководителя МО ГП «Северомуйское», понуждает к исполнению трудовых обязанностей выборного должностного лица органа местного самоуправления на срок превышающий установленный федеральным законодательством и Уставом поселения, без проведения процедуры выборов.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Бурятия по доверенности ФИО2, направил письменный отзыв, в которых просит удовлетворить заявленные требования.
Представители административного ответчика муниципального образования городского поселения «Северомуйское», Совета депутатов, извещены надлежаще.
В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть при данной явке.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществление воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2015№ 30-П, от 26.04.2016 № 13-П и от 03.07.2019 № 26-П).
Как предусмотрено частями 1-3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Вместе с тем из материалов следует, что ответчиком ФИО1 - Главой – руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» вынесено распоряжение от 09.03.2022 №9, где прекращено исполнение полномочий главы – руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское» ФИО1 с 17 часов 30 минут 09 марта 2022г. Однако, выборы главы МО ГП «Северомуйское» состоялись 5 марта 2017 года, по результатам указанных выборов избранным главой признан ФИО1 Срок полномочий главы МО ГП «Северомуйское» составляет 5 лет (пункт 3 статьи 25 Устава МО ГП «Северомуйское», утвержденного решением Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» от 04.09.2012 №139. Так, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 81.1 Федерального закона №67-ФЗ срок полномочий главы МО ГП «Северомуйское» ФИО1 считается продленным до 11 сентября 2022 года. Установленные обстоятельства стороной ответчика оспариваются, доказательств обратному суду не предоставлены и материалы дела не содержат.
Ссылка ответчика ФИО1 о том, что процедура прекращения полномочий выборного должностного лица органа местного самоуправления-главы муниципального образования детально не урегулирована и законодательством не установлена обязанность непрерывного исполнения полномочий главы муниципального образования до вступления в должность вновь избранного главы и утверждение о том, что срок полномочий считается продленным до 11.09.2022 года не основано на законе, судом не принимается.
Так, в силу абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, это положение направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 №15-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 №1487-О), так по предназначению оно является одной из гарантий местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67) днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ, если срок полномочий органа местного самоуправления истекает после 31.12.2012, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на указанных выборах. При этом сроки полномочий органов, выборы которых в результате реализации пункта 1 статьи 81.1 перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются (пункт 2 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу, принятое распоряжение о прекращении полномочий главы-руководителя МО ГП «Северомуйское» нарушает конституционные права граждан на участие в управление делами муниципального образования через органы местного самоуправления, а также противоречит указанным требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах муниципального образования городского поселения «Северомуйское» удовлетворить.
Признать незаконным принятие главой-руководителем администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1 распоряжения от 09.03.2022 № 09 «О прекращении полномочий Главы-руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское»;
Признать недействующим и не порождающим правовые последствия и отменить распоряжение главы-руководителя администрации МО ГП «Северомуйское» ФИО1 от 09.03.2022 № 09 «О прекращении полномочий Главы-руководителя администрации муниципального образования городское поселение «Северомуйское».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья О.Н.Замбалова