ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2022 от 20.05.2022 Кореневского районного суда (Курская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Кореневский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Глушковой Е.А.,

с участием административного истца прокурора Кореневского района Курской области Гуршумова И.П.,

представителя административного ответчика Зориной В.Н.,

при секретаре Сорокиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кореневского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Кореневского района. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кореневского района Курской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления лесного законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой было установлено, что на территории Кореневского района лесные площади, не входящие в лесной фонд, расположенные на землях населенных пунктов Кореневского района составляют порядка 100 га, на землях иных категорий – более 330 га, при этом администрацией Кореневского района мероприятия по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду, с целью их дальнейшей постановки на кадастровый учет, не проводятся. В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района было внесено представление в адрес главы администрации Кореневского района об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере лесопользования, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако проведенной проверкой в текущем году установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ. работы по инвентаризации, постановке на кадастровый учет лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, фактически не проведены. Таким образом, до настоящего времени лесные участки, расположенные в муниципальном районе, остаются бесхозяйными.

В судебном заседании прокурор Кореневского района Курской области Гуршумов И.П. поддержал административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям, и просил суд признать незаконным бездействие администрации Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Кореневского района Курской области. Обязать администрацию Кореневского района Курской области провести инвентаризацию лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Кореневского района Курской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - администрации Кореневского района Курской области Зорина В.Н. заявленные требования прокурора Кореневского района Курской области не признала. Не оспаривая не проведение инвентаризации, не согласилась с бездействием административного ответчика. Пояснила, что согласно договора на проведение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кореневского района организовала проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, занятых лесными насаждениями общей площадью 237 га в <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.

Частью 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ст.ст. 1, 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Указанное свидетельствуют о том, что именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ. прокурором района в адрес главы администрации Коеневского района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании.

Как следует из сообщения главы Администрации Кореневского района от ДД.ММ.ГГГГ данное представление рассмотрено, разработан проект регламента Администрации Кореневского района, размещенный на официальном сайте, за допущенные нарушения законодательства и.о. начальника отдела земельных и имущественных отношений объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Как установлено в судебном заседании, на территории Кореневского района Курской области лесные площади на землях населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится 105 га, площадь лесов на землях иных категорий 242 га. Однако, мероприятия по инвентаризации лесных насаждений, не входящих в государственный лесной фонд с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав, в границах которых расположены занятые лесами земельные участки, собственность которых не разграничена, проведена частично. Данные обстоятельства подтверждаются информацией Главы Кореневского района ДМВ от ДД.ММ.ГГГГ., сообщением заместителя председателя Комитета природных ресурсов Курской области РДД от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом проверки за подписью помощника прокурора Черной О.С., от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в результате бездействия Администрации Кореневского района Курской области до настоящего времени не проведена инвентаризация лесных участков, расположенных на территории Кореневского района, не определен ответственный за противопожарное состояние лесов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения.

Таким образом, в результате бездействия Администрации Кореневского района Курской области по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный за противопожарное состояние. С учетом того, что большинство пожаров происходит в бесхозяйных лесах, зачастую примыкающих к населенным пунктам, либо расположенных в черте самих населенных пунктов, в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения, а также подвергается опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами.

Представленный административным ответчиком договор от ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение кадастровых работ не свидетельствует об отсутствии бездействия административного ответчика, поскольку данный договор не содержит информации о проведении инвентаризации именно лесных участков, расположенных на территории Кореневского района, не относящихся к государственному лесному фонду.

Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Кореневского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Кореневского района Курской области.

Обязать Администрацию Кореневского района Курской области провести инвентаризацию лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Кореневского района Курской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Кореневского района Курской области сообщить об исполнении решения в Кореневский районный суд Курской области и прокурору Кореневского района Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А. Глушкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.