ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2022 от 30.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-143/2022

УИД 21RS0023-01-2021-005340-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2022 г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Григорьевой К.С.,

с участием представителя административного истца Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» ФИО1, действующей на основании доверенности от дата-----------

представителя административного истца Акционерного общества «ЭВЕРЕСТ» ФИО9, действующей на основании доверенности от дата-----------

представителя административного ответчика администрации г.Чебоксары ФИО10, действующего на основании доверенности от дата,

старшего помощника прокурора г.Чебоксары Столяровой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк», Акционерного общества «ЭВЕРЕСТ» к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным постановления главы администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим истцам,

установил:

Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее - АО «Россельхозбанк»), Акционерное общество «ЭВЕРЕСТ» (далее – АО «ЭВЕРЕСТ») обратились в суд с административными исковыми заявлениями к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным постановления главы администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим истцам.

АО «Россельхозбанк» мотивировало исковые требования тем, что Банк является собственником ряда земельных участков и расположенных на них нежилых помещений по адрес. дата в Банк поступил ответ Управления Архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о том, что на основании протоколов публичных слушаний постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 был утвержден проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые Паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары». Изучив указанный документ, стало известно, что указанным постановлением установлены красные линии, которые проведены непосредственно через принадлежащие Банку земельные участки и здания, что лишает Банк, как собственника имущества, права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, поскольку этим имуществом вправе беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц ------

АО «ЭВЕРЕСТ» мотивировало исковые требования тем, что является собственником земельных участков, ------ Также на праве собственности обществу принадлежат ряд объектов недвижимости – ------ В связи с планированием эксплуатации данных земельных участков и определения возможности строительства в соответствии с разрешенными видами использования, в ------ г. АО «Эверест» в администрации г.Чебоксары были получены градостроительные планы на земельные участки. Из сведений, имеющихся в них, обществу стало известно о наличии на территории земельных участков ------ красных линий, информация о которых ранее отсутствовала. дата общество на свое обращение получило ответ Управления Архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о том, что на основании протоколов публичных слушаний постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 был утвержден проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые Паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары». По результатам его изучения установлено, что указанным постановлением установлены красные линии, которые проведены непосредственно через принадлежащие обществу земельные участки и здания. Установление красных линий с их наложением на здания и земельные участки делает невозможным получение разрешения на строительство новых объектов и реконструкцию существующих, в том числе ------». Следовательно, оспариваемым постановлением нарушено право истца на эксплуатацию и использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности зданий и земельных участков (------

Представитель административного истца АО «Россельхозбанк» ФИО3 в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск. Суду пояснила, что имущество – земельные участки и объекты недвижимости оставлено Банком за собой в результате процедуры банкротства ------ на основании Соглашения об оставлении имущества за залоговым кредитором. Общая стоимость имущества принятого на баланс Банка – ------. Предпринятые меры по реализации имущества не увенчались успехом, заявка отозвана с комментарием «красная линия на объекте». Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении оспариваемым постановлением прав Банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что выразилось не только в неправомерном ограничении возможности свободной реализации в качестве хозяйствующего субъекта права собственности Банка, но и в значительной потере инвестиционной привлекательности имущества. Во-первых, потенциальный покупатель, готовый приобрести имущество, от сделки отказался, поскольку был бы лишен возможности осуществлять хозяйственную деятельности в дальнейшем, поскольку для выдачи организации разрешения на строительство проверяется соответствие проектной документации, в том числе красным линиям. Во-вторых, при снижении стоимости более чем на ------, имущество не реализовано. Полагает, что установление ограничений – красных линий, нужно условно признать «юридическим» повреждением имущества. Схожей позиции придерживается Минэкономразвития России. Таким образом, в рассматриваемом случае установление красных линий повлекло для Банка последствия не только в виде снижения стоимости активов, но и в невозможности их реализации (------

Представитель административного истца АО «ЭВЕРЕСТ» ФИО4 в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск, суду пояснила следующее. Существующая застройка не отражена в надлежащем виде на чертеже красных линий графической части оспариваемого постановления, а именно не отражена ------. Также не учтена существующая застройка ------) объектов недвижимости, принадлежащих АО «Эверест». В результате установления красных линий ------ полностью расположены «под дорогой». При планировании территории и красных линий не учтено расположение вдоль северных границ земельных участков -----, магистральных сетей. Согласно дежурному плану г.Чебоксары, выданному МБУ «Управление территориального планирования» дата-----, вдоль северных границ земельных участков ----- проходят городские сети водоснабжения, городская кабельная линия электроснабжения, а также магистраль хозяйственно-фекальной канализации и ливневая канализация, пожарный водопровод. При наложении схемы оспариваемых красных линий и Дежурного плана г.Чебоксары усматривается, что в зоне утвержденных красных линий полностью оказались тепловой пункт ТП-1, распределительная подстанция РП-6кВ и все вышеуказанные сети. Изложенное подтверждает, что при установлении оспариваемых красных линий не было учтено расположение существующих городских инженерных коммуникаций. Сведений о том, что планируется перенос инженерных коммуникаций, доказательств того, что расходы на перенос включены в муниципальный бюджет г.Чебоксары, административным ответчиком не представлено. Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 1998 г. № 18-30, подп. 6, 7 п.3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление нельзя считать соответствующим закону ------

Представитель административного ответчика администрации г.Чебоксары ФИО5 в судебном заседании иски не признал, просил отказать в удовлетворении административных исковых заявлений ввиду их необоснованности, в соответствии с письменными возражениями ------), из которых следует, что в рамках исполнения контракта от дата ООО «Джи Динамика» ------) были обеспечены подготовка и обоснование двух эскизных вариантов решений по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», которые по условиям технического задания были рассмотрены на Градостроительном совете при Управлении архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары. Подготовка вариантов решений осуществлялась с учетом действующей и планируемой градостроительной документацией в границах рассматриваемой территории. В варианте решения улично-дорожной сети, на основании которого разработаны проект планировки и межевания территории, красные линии проходят по зданиям, находящимся в собственности административных истцов: ------ В соответствии со схемой транспортных связей данного эскизного проекта предусматривалась магистраль районного значения. Решение о подготовке документации по планировке территории данного микрорайона было принято постановлением администрации адрес от дата----- на основании предложения ООО «Межрегиональный Центр Оптово-розничной Торговли». Постановлением администрации г.Чебоксары от дата. № ----- данное решение признано утратившим силу. Решение об утверждении оспариваемых проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта принималось на основании протокола от дата----- и заключения ----- о результатах публичных слушаний от дата, опубликованного в газете «Чебоксарские новости» от дата-----. Предложения и замечания в письменной и устной формах в адрес организатора публичных слушаний от административных истцов в ходе публичных слушаний по линейному объекту не поступали. Несогласие административных истцов с установленными красными линиями с учетом того, что проекты планировки и межевания территории, утвержденные оспариваемым постановлением, разработаны и утверждены в соответствии с законодательством, действовавшим на период разработки и принятия указанного документа, не является основанием для внесения в них изменений за счет бюджетных средств. Затраты на такие цели не могут быть предусмотрены в бюджете органа местного самоуправления. Разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории, утвержденной оспариваемым постановлением, отображение красных линий по земельным участкам и зданиям административных истцов произведено в соответствии с нормативно-правовой базой, указанной в проекте и действовавшей на момент разработки и утверждения вышеуказанного проекта, что подтверждается документами по его разработке и утверждению, представленными администрацией города Чебоксары. Иное административными истцами не подтверждено.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6, заместитель директора по архитектуре, главный архитектор «Чувашгражданпроект», суду пояснил, что Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» после прохождения процедуры публичных слушаний был утвержден постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038. Статьей ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 738/пр, к которым относятся район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения, в том числе улично-дорожная сеть. В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Исходя из совокупности положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа от 25 апреля 2017 г. № 738/пр следует, что красная линия – это граница элемента планировочной структуры или граница земель общего пользования, которые должны быть отражены как планируемые элементы планировочной структуры. Исходя из этого, считает, что в документах по планировке территории, утвержденных администрацией г.Чебоксары, нет ошибки, определены планируемые элементы планировочной структуры, установлены границы этих элементов, в том числе в виде красных линий. Лицо, которое полагает, что его права нарушаются оспариваемым проектом планировки и проектом межевания территории, вправе обратиться в администрацию г.Чебоксары с просьбой принять решение о внесении изменений в утвержденный документ, или же заинтересованное лицо вправе разработать новый документ в пределах тех границ, по которым требуются изменения. В данном случае, на стадии подготовки документации, перед тем как рассмотреть на Градсовете концепцию улично-дорожной сети, было несколько вариантов этой улично-дорожной сети.

Представители заинтересованных лиц Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике - Чувашии, МБУ «Управление территориального планирования», Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, МКУ «Земельное управление», Чебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики, ООО «Джи Динамика», ИП ФИО11, Банк ВТБ (ПАО), ООО «Архитектурная мастерская «Мой город», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В письменном отзыве представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары полагает, что заявленные требования истца не подлежат удовлетворению ------

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии в письменном отзыве удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда (л------

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, огласив письменные отзывы, заслушав заключение старшего помощника прокурора г.Чебоксары ФИО2, полагавшей административные исковые заявления истцов подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При этом процедура проверки законности нормативно-правовых актов (глава 21 КАС РФ) и индивидуально-правовых актов (глава 22 КАС РФ) существенным образом отличается.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 ст.213 КАС РФ).

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии со ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч.1 ст.41 ГрК РФ).

Частью 1 ст.41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Согласно ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В силу частей 2, 3, 4, 5, 6 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается в том числе в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории, в том числе включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ (пункт 2 ст.7 ГрК РФ).

Согласно части 1 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района (ч.11 ст.45 ГрК РФ).

В соответствии с п.12.6 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение документации по планировке территории.

Согласно п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Закона № 131-ФЗ).

Согласно статье 6 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. № 40, систему муниципальных правовых актов города Чебоксары образуют, в том числе постановления и распоряжения главы города Чебоксары, постановления и распоряжения главы администрации города Чебоксары (в случае назначения главы администрации города Чебоксары по контракту) и постановления и распоряжения администрации города Чебоксары ------

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- утвержден генеральный план Чебоксарского городского округа, разработанный ОАО «РосНИПИУрбанистики» в 2014 году, и об установлении границ населенных пунктов: п.Северный, п.Сосновка, п.Новые Лапсары, д.Чандрово, г.Чебоксары ------

Из материалов дела следует, что дата вынесено постановление ----- «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса» набережной р.Волга г.Чебоксары» (------

Постановлением администрации г.Чебоксары от дата----- утвержден проект планировки территорий общего пользования в населенных пунктах Чебоксарского городского округа (г.Чебоксары, п.Северный, п.Сосновка, п.Н.Лапсары, д.Чандрово) (------

В целях разработки проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса» набережной р.Волга г.Чебоксары» МБУ «Управление территориального планирования» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики заключило с ООО «Джи Динамика» контракт от дата-----------

В свою очередь дата ООО «Джи Динамика» заключило с ООО «Архитектурная мастерская «Мой город» договор ----- на выполнение работ по подготовке, обоснованию и утверждению эскизных вариантов решений по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта ------

Из пояснений представителя администрации г.Чебоксары в судебном заседании следует, что ООО «Джи Динамика» подготовила два варианта решений по планировке и межеванию проектируемой территории. Материалы по обоснованию представлены в материалы дела ------

Концепция улично-дорожной сети территории, ограниченной территорией мкр. «Новый город», Марпосадское шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, набережной р.Волга г.Чебоксары, рассмотрена на заседании Градостроительного совета дата, о чем составлен протокол -----. На заседании принято решение концепцию второго варианта улично-дорожной сети доработать с учетом высказанных замечаний и предложений и принять за основу для дальнейшего выполнения проекта, а также решение о подготовке материала проекта планировки территории и проекта межевания территории для представления на публичных слушаниях ------

О проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» вынесено постановление от дата----- (------

Извещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете «Чебоксарские новости» от дата-----------

дата проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», о чем составлен протокол -----------

На основании вышеуказанного протокола подготовлено заключение о результатах публичных слушаний ----- от дата (------. Заключение опубликовано в газете «Чебоксарские новости» от дата----- (------).

Постановлением администрации города Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 утвержден Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» (------

Из постановления следует, что Проект утвержден в соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. № 40, решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2014 г. № 1787 «Об утверждении генерального плана Чебоксарского городского округа, разработанного ОАО «РосНИПИУрбанистики» в 2014 году, и об установлении границ населенных пунктов: п.Северный, п.Сосновка, п.Новые Лапсары, д.Чандрово, г.Чебоксары», от 03 марта 2016 г. № 187 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО «РосНИПИУрбанистики» в 2015 году», постановлением администрации города Чебоксары от 11 мая 2017 г. № 1171 «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», на основании протокола от дата----- и заключения ----- о результатах публичных слушаний от дата, опубликованного в газете «Чебоксарские новости» от дата-----.

Постановление администрации адрес от дата----- размещено на официальном сайте Управления архитектуры и градостроительства города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адрес), где размещены графические изображения по установлению красных линий.

Таким образом, порядок опубликования соблюден. Нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено.

Судом установлено, что административному истцу АО «Россельхозбанк» на праве собственности принадлежат:

------

------

------

------

------

Право собственности на указанное имущество возникло у АО «Россельхозбанк» на основании заключенного дата с ------» в лице управляющего ФИО7 (должник) Соглашения об оставлении имущества за залоговым кредитором ------

Административный истец Акционерное общество «Эверест» является собственником земельных участков, на которых расположен ------

------

------

------

------

------

Акционерное общество «Эверест» также является собственником следующих объектов недвижимости – ------

------

------

------

------

------

------

дата и дата АО «Эверест» получены градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами ----- в соответствии с которыми земельные участки расположены в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (------

Согласно Проекту планировки и проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038, красные линии проведены (установлены) непосредственно через принадлежащие административным истцам АО «Росселхозбанк» и АО «Эверест» земельные участки и здания, что не оспаривалось в судебном заседании административным ответчиком ------

В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ).

Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (п.2 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункта «а» пункта 1 части 3 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем, в том числе подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06 апреля 1998 г. № 18-30.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98», проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Административный истец АО «Россельхозбанк», обращаясь в суд с настоящим иском, указывает, что в результате установления красных линий оспариваемыми проектами планировки и межевания территории он как собственник имущества лишен права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, поскольку этим имуществом вправе беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.

Земельные участки, принадлежащие на праве собственности АО «Россельхозбанк», сформированы и поставлены на кадастровый учет до утверждения оспариваемого Проекта планировки и проекта межевания территории.

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании установлено, что красные линии проходят по земельным участкам и нежилым помещениям, принадлежащим на праве собственности АО «Россельхозбанк», административный ответчик не оспаривал данное обстоятельство, проекты планировки и межевания территории в оспариваемой части утверждены без учета границ земельных участков и расположенных на них зданий, собственником которых является АО «Россельхозбанк», в связи с чем имеет место нарушение прав административного истца АО «Россельхозбанк» на распоряжение, владение и пользование земельными участками и расположенными на них объектами недвижимости.

Данное обстоятельство подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Так, для осуществления реализации имущества, дата Банк обратился в ------ с заданием на проведение торговой процедуры – аукциона «на понижение» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ----- и объектов недвижимости с кадастровыми номерами ------. Начальная цена реализации – ------. Цена отсечения ------. Срок окончания приема заявок – дата Срок проведения торговой процедуры: дата до дата (первоначально). Организатором торгов объявлен аукцион ------ что подтверждается информацией с официального сайта адресдата для участия в аукционе поступила заявка физического лица ФИО8, дата внесен задаток для участия в аукционе. В последующем срок проведения торговой процедуры продлен до дата, срок окончания приема заявок – до датадата на сайте ------ опубликован протокол рассмотрения заявок вх. ----- по извещению № ------ Как следует из опубликованного протокола от дата заявка ФИО8 отозвана с комментарием «красная линия на объекте».

В соответствии с п.1 главы 1 Устава АО «Россельхозбанк», утвержденного Распоряжением Росимущества ----- от дата, АО «Россельхозбанк» является кредитной организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в целях реализации кредитно-финансовой политики Российской Федерации в агропромышленном комплексе и формирования эффективной системы кредитно-финансового обслуживания агропромышленного комплекса. Банк создан без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.

В соответствии с положениями ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на продажу имущества, реализуемого кредитной организацией в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного.

Таким образом, недвижимое имущество, в частности земельные участки и объекты недвижимости, принятые Банком на баланс на основании Соглашения об оставлении имущества за залоговым кредитором от 07 декабря 2018 г., не являются активами Банка, участвующими в осуществлении Банком основного вида деятельности.

Работа с непрофильными активами Банка регламентируется Положением ------П, которым установлено, что способ реализации НПА утверждается Наблюдательным Советом Банка. Продажа является приоритетной формой реализации НПА. Продажа НПА должна основываться на принципах публичности, открытости, прозрачности, конкурентности и возмездности. Приоритетной формной продажи НПА является проведение открытых торгов в форме аукциона. Расходы на сопровождение и реализацию НПА предусмотрены сметной Банка на 2022 г., которой расходы на изменение «красных линий» путем инициирования внесения изменений в проект планирования и межевания территории не предусмотрены.

Следовательно, АО «Россельхозбанк» не имеет возможности инициировать внесение изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденной Постановлением администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038.

В связи с этим оспариваемый нормативный правовой акт в части установленных красных линий по земельным участкам и нежилым помещениям истца АО «Россельхозбанк» нарушает его права и законные интересы, восстановление которых, возможно в рамках избранного способа защиты.

Согласно ч.5 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В силу положений ст.5.1, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории является соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.

Чертеж красных линий, которые установлены оспариваемыми проектами планировки и межевания территории, значительно отличается от чертежа красных линий, который рассматривался на публичных слушаниях. Так, согласно чертежу красных линий при публичных слушаниях, красные линии не проходят через земельные участки АО «Россельхозбанк», а оспариваемым постановлением утверждены проекты планировки и межевания территории, согласно которым красные линии проходят через земельные участки АО «Россельхозбанк». Таким образом, АО «Россельхозбанк» не могло предполагать, что его интересы как собственника земельных участков могут быть нарушены в связи с реализацией проекта планировки и проекта межевания территории. Сведений о причинах изменения красных линий по результатам публичных слушаний в отношении данных объектов – земельных участков, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Следовательно, нарушен один из принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения заинтересованных лиц при принятии градостроительных решений.

АО «Эверест» мотивировало административное исковое заявление тем, что установление красных линий с их наложением на здания и земельные участки делает невозможным получение разрешения на строительство новых объектов и реконструкцию существующих, в том числе ------». Следовательно, нарушено право общества на эксплуатацию и использование по назначению принадлежащих ему на праве собственности зданий и земельных участков, оспариваемым постановлением.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что объект – ------, не отражен в Проекте планировки территории. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного ответчика.

Указанный объект – ------ согласно документации по планировке расположены «под дорогой».

В материалы дела представлены: отчет об оценке от дата-----, составленный ООО «Институт оценки и консалтинга», в соответствии с которым по состоянию на дата кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером -----------., а рыночная – ------; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ----------- руб., а рыночная – ------ отчет об оценке от дата-----, составленный ООО «Институт оценки и консалтинга», в соответствии с которым по состоянию на дата кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером -----------., а рыночная – ------

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании установлено, что красные линии проходят по земельным участкам и нежилым помещениям АО «Эверест», административный ответчик не оспаривал данное обстоятельство, проекты планировки и межевания территории в оспариваемой части утверждены без учета границ земельных участков и расположенных на них недвижимого имущества, собственником которых является АО «Эверест», в связи с чем имеет место нарушение прав административного истца АО «Эверест» на распоряжение, владение и пользование указанным имуществом.

Таким образом, судом установлено, что части принадлежащих административным истцам земельных участков посредством установления на них красных линий, проходящих, в том числе, по объектам недвижимого имущества, расположенным на данных участках, оспариваемым постановлением по существу отнесены к территории общего пользования, что противоречит положениям пункта 11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку при проектировании красных линий администрация не приняла во внимание существующий порядок землепользования, не учла имеющуюся застройку и фактически исключила возможность дальнейшего использования указанных земельных участков административными истцами в целях осуществления предпринимательской деятельности, в том числе его право на реконструкцию находящихся на нем в пределах, ограниченных красной линией, объектов недвижимости.

Частью 5 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

На день рассмотрения дела (спустя около трех лет со дня утверждения проектами планировки и межевания территории) решение об изъятии земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности, в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания территории не принято.

В судебном заседании представитель административного ответчика суду пояснил, что в ближайшее время изъятие земельных участков истцов не планируется, финансирование в целях возмещения за изымаемые земельные участки бюджетом не предусмотрено.

Следовательно, ссылка представителя административного ответчика на возможность применения мер компенсационного характера в связи с изъятием земельных участков истцов, несостоятельна.

При отсутствии сведений об изъятии земельных участков административных истцов, при наличии красных линий, которые проходят через земельные участки административных истцов, создается правовая неопределенность судьбы данных участков.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что существующая застройка при разработке проектов планировки и межевания территории не учтена, а правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий, следовательно, прохождение красной линии через земельные участки административных истцов не было обоснованно.

В силу ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательств того, что при вышеизложенных обстоятельствах избранный вариант проектов планировки и межевания территории наиболее оптимален (в том числе, с учетом стоимости торгового центра «Мега Молл»), административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрацией города Чебоксары при принятии постановления от 15 мая 2019 г. № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары» в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим истцам, не были учтены ни сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, ни права и законные интересы административных истцов.

Доводы административного ответчика о том, что территориальное планирование осуществляется не только для обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, но и в целях создания условий для планирования территорий муниципальных органов, их устойчивого развития, сохранения окружающей среды, не принимаются во внимание, поскольку в данном случае ограничения частных интересов административных истцов не обусловлено необходимостью обеспечения публичных интересов.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности письменные доказательства, учитывая, что оспариваемые положения постановления в части противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права административных истцов, суд находит административные исковые заявления АО «Россельхозбанк» и АО «Эверест» обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает необходимым признать данное постановление в заявленной части недействующим со дня вступления решения в законную силу и возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в оспариваемый акт посредством уточнения координат красных линий.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Признать недействующим постановление администрации г.Чебоксары от 15 мая 2019 г. № 1038 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения линейного объекта «Улично-дорожная сеть территории, ограниченной территорией жилого района «Новый город», Марпосадским шоссе, ул.Калинина, ул.Декабристов, территорией микрорайона «Мега Сити», территорией микрорайона «Алые паруса», набережной р.Волга г.Чебоксары», в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами ----- и объектам недвижимости с кадастровыми номерами -----, принадлежащим АО «Россельхозбанк» на праве собственности; а также в части, касающейся прохождения (установления) красных линий по земельным участкам с кадастровыми номерами -----, и объектам недвижимости: ------ объект незавершенного строительства, ------ дня вступления решения в законную силу и возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в оспариваемый акт посредством уточнения координат красных линий.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

Решение15.04.2022